Главная » Статьи » Деревня дачная |
Существует немало определений интеллигентности, но мы не пойдем по пути их обзора. Предложим несколько конкретных примеров интеллигентных людей из жизни. Это будут портреты людей, либо постоянно проживающих в деревне, либо временно – в качестве дачников. Из совокупности характеристик станет ясным образ интеллигента, каким его видит автор. За 30 летний период проживания в тверской деревне было много встреч с интеллигентными людьми разного социального и образовательного уровней, но с типичными чертами. Это были люди « всегда с неспокойной совестью, думающие не только о себе», «соединенные с миром, другими людьми, с обществом», «с постоянной готовностью отозваться на «чужие» беду и счастье». Без всего этого «они просто не мыслят своего существования». Слова о таких людях принадлежат автору публикации «Об интеллигенции и интеллигентности» Толстых В.И. в журнале «Вопросы философии» №10, 1982, с.94. Разные судьбы привели их в деревню. Кто-то жил на земле испокон веков (крестьяне), кто-то приехал из городов (священники, ученые, художники, музыканты, инженеры и прочие). Но все нашли свои пути служения людям в сельской глубинке своими способностями и талантами. Так, подавляющее большинство местных тверских крестьян, при всех тяготах труда на земле, сохранили такие качества как способность понять трудности в деревне приезжего человека, желание ему помочь, умение выслушать, найти деликатный способ облегчить его труд, незаметно чему-то подучить или научить заново, да и при случае подкормить, при этом не обидев. Возможно, им покажется порой что-то смешным или глупым в поведении горожанина, но они этого никогда открыто не покажут, а советом, доброжелательной подсказкой или просто доброй улыбкой дадут понять, что делаешь что-то не так. Свой нелегкий крестьянский труд на земле они воспринимают как само собой разумеющееся, при этом безропотно перенося все трудности бытия в деревне. При выраженном чувстве собственного достоинства они скромны и смиренны. Сельские тверские батюшки, не говоря уже о новомучениках, явили в наше время примеры горячего служения своему народу в деле его духовного просвещения. Таким было служение в Рамешках о.Алексия Голякова в храме св.благоверного князя Александра Невского. «С нуля» начинал он ремонт храма при жуткой нужде в своей многодетной семье. Безбоязненно и нелицеприятно обращался он к властям и к состоятельным людям за помощью, взывая к их совести и долгу вернуть народу его порушенные коммунистами святыни. На него гневались, но всё же помогали. Не давая покоя о.Алексий и совести своих прихожан. Не приглаживал, не убаюкивал, не обманывал их в иллюзиях об их достоинствах и недостатках. Огненный был проповедник. Несчастных сам находил в храме и вне храма и старался помочь. Зарабатывал на восстановление храма писанием икон, так как был художником. Лично сам и храм Александра Невского расписал. Служил в церкви в ущерб себе, на пользу делу просвещения рамешковского люда. Закончил свой земной путь батюшка в расцвете лет от травм, полученных в автокатастрофе. Без земной славы и признания всю жизнь трудился в Рамешках художник-самоучка, в своих картинах воспевая родную землю, Подрядчиков Алексей. Скромнее и тише его трудно найти человека. Кисть и краски сменил на камень и цемент крестьянский художник, делая памятники погибшим в войне землякам – этим зарабатывал на хлеб насущный уже в старости. Пример служения своим землякам явил собой ученый, полковник КГБ в отставке Серов Алексей Егорович. Уже в почтенном возрасте обошел он пешком чуть ли не все населенные пункты для осуществления проекта «Энциклопедия – тверская деревня». С великими трудами и жертвами написал и издал монументальный труд «Населенные пункты Рамешковского района». Начал с личных средств восстановление храма в селе Застолбье, будучи родом из его округи. За свой счет издал свою книгу памятного из жизни «Поселение Застолбье». «Расплатился» за все труды инфарктом и инвалидностью. Но не жалеет – долг Родине вернул сполна и на службе в разведке, и в исторической науке, и на дипломатической службе, а под старость – послужил и деревне. Судьба свела автора с людьми подвижнического типа и в далеком от Рамешковского, а именно – в Осташковском районе. Это были москвичи-художники из Николо-Рожка Татьяна Алексеевна и Алексей Федорович Кипарисовы. Они не только талантливые мастера живописи, но и борцы за экологию Селигерского края, собиратели местной истории, просветители. Не забыть их интересных экскурсий по Николо-Рожку, часто спонтанных, не запланированных, с толпящимися возле их калитки туристами. Великолепным самостийным экскурсоводом была Татьяна Алексеевна, при этом – большим мастером акварельной живописи. Их дом в Николо-Рожке был центром притяжения туристов, любителей истории, живописи, всех неравнодушных, любознательных как местных, так и приезжих людей в красивейшие селигерские края. К Кипарисовым тянулись людские потоки из Осташкова, Москвы, Петербурга. От Кипарисовых исходил свет знаний не только на ближнюю округу, но через выставки своих полотен светили и городам и весям России. В их живописи — вековечная красота селигерского края, его природы и памятных мест. От Кипарисовых, по их подсказке, судьбоносная тропа привела к озеру Сабро, в деревню Дубье к двум ярким личностям иного, но тоже подвижнического типа. Это были москвичи, постоянно живущие в деревне, супруги Рыбаковы. В их жизни совмещены рутинный деревенский быт (топка печи и бани, колодезная вода, электроплита, откапывание из-под снега зимой и прочее) с чрезвычайно активным служением осташковскому обществу в одноименном районе. Лев Анатольевич – талантливый журналист, писатель, историк, краевед. До этого рода занятий творческим трудом – химик – технолог по образованию, инструктор по туризму в селигерском крае. Его многочисленные полемические, остросюжетные, остроумные статьи посвящаются вопросам истории, литературы, искусства, проблемам социума, сохранения памяти и памятников истории и культуры, экологии и нравственности (более 30 публикаций в газете Селигер и других изданиях). Его книги – исследования: от Ботовской волости до поселения. (Путешествия по старинным географическим картам), Осташков-Москва 2008г.; книга (в рукописи «Здесь и в суетах. В соавторстве с В.Ф.Ивановым изданная: «Земля, опаленная войной» Осташков-Старица, 2010г. являются многоценным вкладом в местную историю и культуру, в развитие познавательного туризма и паломничества в Селигерском крае. Речь и литературный язык Льва Анатольевича на редкость красивы образностью, изящностью и тонкостью мыслей, многоцветьем оттенков передачи смыслов. Это у него явно дар Божий, как и его супруга Ольга – образец верной и преданной жены – друга, спутника в интересах, разделяющей все его увлечения, вдохновительницы тем, сюжетов для творчества. Кроме всего этого она красивый человек, отличная хозяйка, огородница, дизайнер их уютной и красивой усадьбы на склоне холма к озеру Сабро. О Льве Рыбакове интересно рассказано в книге Т.А.Белогорской «Селигер: от рассвета до рассвета», вышедшей в Америке в 2014 году. У Л.А.Рыбакова есть и стихи. Приводим одно из них, как иллюстрацию к вышесказанному.
Деревенские пути-дорожки. Моей жене, Ольге.
Одиноко, у порога Притулилась наша ель, Деревенская дорога Начинается отсель.
И от этого порога Вьется змейкою тропа, В лес, где всякая тревога, Исчезает навсегда.
От него идет дорога До асфальта, до шоссе. По нему совсем немного И до города уже.
От крыльца тропинка вьется, По бугру до озерка, Там, где солнышко смеется, В ряби вод от ветерка.
И по этим, по дорогам Не устану топать я, Там по творческим острогам Ждут всегда мои друзья.
Но еще одна дорожка Не дает покоя мне – Это пламенная стежка К сердцу венчанной жене.
Деревенские пути-дорожки Л.А.Рыбакова автора этой статьи привели к его друзьям, в частности к Берг Екатерине Адольфовне, тоже насельнице селигерского края и редактору «Московского журнала» в Москве на Николо-Ямской улице. Она сразу полонила мое сердце своей открытостью, простотой и радушием, а главное – единомыслием: и за деревню переживает и краеведением серьезно увлекается. Чудную повесть – исследование об острове на озере Вселуг с названием «Божье дело» подарила она мне. В ней – об истории Новосоловецкого островного монастыря, приписанного к Нило-Столобенской пустыне. (Московский журнал №7 (220) 2009). Для этого она провела поиски документов и очень интересно изложила результаты поисков. Проживая в летнее время в деревне, Екатерина Берг, как все краеведы пристально вглядывается в окрестности своей малой России и светит всем любознательным людям отраженным светом своих приобретенных познаний о родной земле, т.е. занимаеться Божьим делом просвещения своего народа. Именно этим делом занимается подавляющее большинство интеллигентов в деревне. Чем больше будет их, переселяющихся в деревни, тем меньше будет заросших дорог:
Заросшая дорога.
Заросшая дорога в глухом лесу горбатится, Когда-то многолюдная теперь деревня брошена. Лесным зверям пристанище – пустые избы старые, Нам что-нибудь расскажете пред вами виноватыми? Закаты, ливни, радуги – свидетели прошедшего И терпеливость матери, до смерти сына ждавшую. Столбы электролинии не будут здесь проложены, …А на крыльце букет, с любовью тут положенный…
В этом стихотворении Е. Берг отразились боль переживания за свою Родину и чувство вины перед ней интеллигентного человека.
| |
Просмотров: 401 | |
Всего комментариев: 0 | |