MENU
Главная » Статьи » Духовные основы крестьянской жизни

Беседа о море житейском.

Кто из вас, братие, не слыхал о море житейском, о том, что мы плывем по этому морю, что оно большей частью неспокойно, а волнуется бурею и волны его ежечасно угрожают нам потоплением. Что же такое море житейское? Это образное выражение нашей земной жизни с ее непрерывным течением во времени, со всеми изменяющимися обстоятельствами, со всевозможными делами, страстями и пороками человеческими. Под образом моря жизнь наша изображается в некоторых церковных песнопениях и под таким же образом она описана в одном из древних отечников (1). Там повествуется так: Жил один глубокий старец, который желал понять истинный смысл жизни и усердно просил о том Бога. Господь послал к нему ангела, который привел его к широкой реке, и видел старец: по реке плывет многое множество людей и слышит он их вопли, шум и великое смятение. В то же время по реке вздымались волны и ходили взад и вперед, направо и налево. Каждая волна имела название какой-либо страсти или порока, и каждая волна несла много людей, погружала их в себя и стремила далеко в бездну. Понял тогда старец, что это Господь дал ему образно видеть земную жизнь нашу со всевозможными страстями человеческими.

      Такова и на самом деле, сл., жизнь наша. В мире живем мы, что по морю бурному плывем. С колыбели и до самой могилы нам постоянно угрожают волны страстей и пороков. Вот родилось дитя и начинает вырастать. Оно незлобиво, ласково, послушно, и непорочно; но, смотрите, сколько опасностей уже стерегут дитя, сколько многоразличных путей предлежит ему в жизни! Может быть, это вырастет благодетель, любезный всему человечеству, а может быть выйдет злодей, который зальет свой путь слезами унижаемых и разоряемых. Воск, размягченный в руке, может принять какую угодно форму, а душа ребенка тот же мягкий воск, способный как на доброе, так и на злое. При добром воспитании и благих примерах дитя развивается в добре, а в дурной среде коснеет во зле. Хорошо, если дитя с малых лет будет приучаться к страху Божию, к любви и повиновению; хорошо, если будут водить его в церковь и научать возноситься от земного, низменного к небесному, возвышенному; хорошо, если своим поведением будут ему подавать пример, достойный подражания; а если не позаботятся о его воспитании в правилах добра и чести; если на его глазах будут происходить семейные ссоры и неприятности; если он будет видеть, как иногда его родитель совершенно безвинно, а просто по капризу или под пьяную руку бьет его родную мать; если он слышит слова непристойные, видит дела предосудительные … Не зачерствеет ли с юных лет душа такого ребенка? Не загрубеет ли сердце его? Не станет ли он жестоким и безжалостным к другим? Много детей погибает в волнах порочной жизни своих родителей, в волнах беспечности родительской о их воспитании.

      Следующий возраст жизни человеческой — юношество. Этому возрасту на море житейском более всего угрожаете волна дурного товарищества. На юношах как нельзя более сбывается слово св. псалмопевца Давида: «Со избранным избран будеши, со строптивым развратишися». Добрый товарищ без слов, без объяснений научит добру и чести, а злой развратит и погубит.

      Много юношей погибло от дурного товарищества: иного дурное сообщество довело до разврата, разрушило крепкое здоровье юноши и свело преждевременно тело его в могилу, а душу в геенну огненную; другой спознался с разгульными людьми и, предаваясь праздности, расточает родителями нажитое добро и, что еще важнее, расточает собственное достояние душевное; а третий, по-видимому, уберег свое здоровье и достояние, но не уберег главного — своей души. Его научили легко относиться к тому, что должно считать заветным и святым, а на порочные, но удачные дела смотреть, как на некоторую добродетель. «Горе миру от соблазнов, горе и человеку тому, от которого соблазн приходит». (Ме. 18, 8).

        Но вот приходит человек в меру возраста совершенна, достигает зрелости. В этом возрасте человек обладает крепостью сил душевных и телесных; на этот возраст падают самые тяжелые обязанности, самая большая ответственность. Большей частью в зрелом возрасте человек становится семьянином… Вырастают дети, а с ними растут и заботы, вздымается и особенно усиливается волна житейских попечений и неудержимо стремит человека. Слово Божие повелевает человеку искать «прежде всего царствия Божия и правды его», а ему некогда искать того, что есть первое на потребу; на первом плане у него заботы о прожитии, о воспитании и обеспечении своих детей. Как терние заглушает посев, так и житейские заботы препятствуют устроению душевного спасения. И благо бы, если человек в волне житейских попечений шел путями честными, а то многие падки бывают к легкой наживе, не гнушаются обманом, хищением, притеснением и разорением ближнего. В таких-то беспрерывных заботах не увидит человек, как и старость подойдет: старость многоскорбная, многоболезненная. Этот возраст попреимуществу нужно бы употреблять для Бога, для спасения своей души, а тут препятствуют немощи и болезни, как неизбежные спутники сего возраста. Впрочем, некоторым и в преклонных летах Бог дает крепость и бодрость сил; опять опасность: можно позабыть о близости смерти и провести в беспечности драгоценный остаток жизни, как-будто бы ей и конца не будет; а в наше время старости, кроме того, угрожает опасность непочтения и оскорбления от детей.

         Итак, братие, жизнь наша во всех возрастах подвержена опасностям непрерывным. Но, кроме того, много еще опасностей случайных и непредвидимых могут повстречаться с каждым человеком в жизни.

         Что же нам делать? Неужели мы так жалки и беспомощны? Обратимся опять к реке жизни. Старец, духовным очам которого она открыта была, видел на ней много светлых юношей, которые в легких ладьях плавали по всем направлениям, усердно звали к спасению всех погибавших в волнах и спасали тех, кто внимал их зову. Светлые юноши — наши ангелы хранители, которые затем нам и даются, чтобы направлять нас к делам добрым; а когда мы впадаем в пороки, увлекаемся страстями, они зовут нас к спасению, неслышно, но убедительно зовут и, лишь бы было к тому наше желание, они извлекают нас из рва страстей и пороков. Будем же внимательны и послушны своим ангелам хранителям. Далее, спасенных из волн светлые юноши доставляли на правый берег, вводили их в красивые здания и снаряжали в дальнейший путь, так что оттуда они выходили со свежими силами и бодрой стопою шли на восток, к странам блаженным.

           Красивые здания — это святая церковь с ее таинствами, укрепляющими и обновляющими нас. Дорожите же, братия, этим святым зданием и крепче держитесь православной церкви. Ведь это наш надежный корабль, которому не страшны бури житейского моря и не опасны волны его. Безбоязненно вверяй себя сему кораблю и на нем, под управлением самого Иисуса Христа, освящаемый святыми таинствами и покрываемый святыми ангелами хранителями, ты приплывешь к тому блаженному пристанищу, которое уготовано от создания мира. «Житейское море воздвигаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек» вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве!» Аминь.

Свящ. Василий Окаемовъ.

(Пастыр. Собесед.1891 г.).

 

Категория: Духовные основы крестьянской жизни | Добавил: gdkorshunova (21.09.2016)
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz