MENU
Главная » Статьи » Духовные основы крестьянской жизни

Беседа о том, трудно ли исполнение закона Божия.

Сия есть любы Божияда заповеди

                                                                                                                                                                       Его соблюдаем, и заповеди Его тяжки

                                                                                                                                                                       не суть (1 Иоан. 5, 3).

 

       «Тяжки заповеди Божии», говорят многие, и поэтому, при всем желании точно исполнять их, мы часто поступаем против их.

        Точное исполнение заповедей закона Божия действительно не для всех легко, но не от строгости закона, а по испорченности нашей, от недостатка в нас истинной любви к Богу и надлежащего благоговения к Его закону; больше же от непривычки нашей с юного возраста всегда и во всем поступать по воле Божьей. Любите Бога искренно и старайтесь исполнять неуклонно все, что Он требует,- и вы убедитесь, что точное соблюдение закона Божия, если иногда и трудно в начале исполнения, то впоследствии делается весьма легким, отрадным для души, что иго Господне благо и бремя Его легко есть (Мате. 4, 30).

       Кто же из нас, даже и самых порочных, — загрубелых, ежеминутно не чувствует внутри себя одобрение или укор за поступки: Поступайте, согласно внутреннему голосу — голосу совести, и исполнение закона Божьего будет для вас легко.

        Закон Божий говорит: «веруй во единого Бога, Его одного бойся — на Него одного возлагай упование, Его одного всею душою люби, прославляй, благодари, призывай в своих нуждах, — и да не будут у тебя бози иные разве Его; не безбожничай, не вдавайся в суеверия, ереси, расколы, не люби кого-нибудь больше Бога, не человекоугодничай». То же внушает нам наш разум и совесть. Мы не похваляем безбожника … Для нас не все равно: быть ли православным христианином, или еретиком, раскольником… Мы сами осуждаем суеверов, человекоугодников.

       Закон Божий говорит нам: «не покланяйся идолам, не предавайся любостяжанию, чревоугодию, пьянству, не боготвори самого себя, т.е. не тщеславься, не гордись своими достоинствами». Того же требует от нас наша совесть. Она не одобряет нас, когда мы всеми законными и незаконными средствами стараемся, во что бы то ни стало, разбогатеть, хотя бы другим пришлось от того умирать с голоду. Совесть укоряет нас, когда время, предназначенное для добрых дел, мы про водим в пирах, в пьянстве, или когда мы себе цены не знаем, а других ни во что не ставим.

        Господь заповедует нам не произносить Его имени всуе, не роптать на Него, не богохульствовать, не кощунствовать над святыней, не божиться попусту, не нарушать данных Ему обетов … Также и совесть наша не одобряет нас, когда мы приходим в храм не для молитвы, а для свидания, когда дерзко отзываемся о том, что истинный христианин признает за святыню; совесть наша возмущена, когда божимся мы во всяких пустяках, во лжи, тем более, когда присягаем для того только, чтобы лучше обмануть правосудие, и ни во что ставим пред лицом Бога данную нами клятву.

        Господь заповедует нам «помнить седьмой день и посвящать его на служение Ему». Также и совесть наша укоряет нас, когда, вместо храма, в воскресный день, мы идем на гулянье, когда время, предназначенное для молитвы, мы посвящаем на забавы и развлечения.

       Господь повелевает нам «почитать родителей и тех, которые занимают для нас их место, начальников и благодетелей». Того же требует от нас и наша совесть и даже рассудок.

       Господь говорит нам: «не убивай, храни невинность и чистоту свою, не бери чужого, не лги на ближнего своего, и не завидуй тому, что он имеет». Тоже внушает нам и совесть наша. Для нас отвратителен убийца, развратник, вор. Напраслина на собрата возбуждает угрызение совести, внутреннее осуждение себя. Человек завистливый возбуждает отвращение к себе.

       Так, если бы мы внимательнее прислушивались к внутреннему голосу души нашей, к внушениям совести, то ясно уразумели бы, что закон Божий близок к каждому из нас, что он неизгладимо запечатлен в нашей душе, живет в нашем сознании и проявляется всегда в более или менее ясных внушениях совести нашей. Закон Божий так близок к нам по самой природе, что мы часто исполняем его требования даже и бессознательно для нас самих. Спросите малютку, почему он так нежно любит отца и мать, и боится оскорблять их даже тогда, когда не ждет себе никаких неприятностей? От чего ему трудно сказать ложь, хотя бы к тому и принуждали его другие? Он и сам не знает, почему поступает так, а не иначе, но чувствует, что поступает так по внушению внутреннего голоса — голоса совести.

       Заповеди закона Божия обязательны для нас по самой природе нашей, поэтому, преступая их, мы всегда более или менее испытываем страх и мучения совести. Пусть припомнит каждый, с какою боязнью он решался всегда, особенно в первый раз на какой-нибудь проступок. Никто не следил за ним, — а между тем страх сковывал его действия, и долго, долго не допускал его совершить задуманного. После каждого преступления, как долго не находим мы в себе покоя, хотя извне все нам улыбается и ничего не предвещает близкого наказания. Даже закоренелая привычка ко греху не заглушает в нас совершенно голоса совести. Иной преступник в продолжение всей своей жизни скрывает свою вину от право судия, ему все удается, все благоприятствует; и в то же время он, как, по-видимому, не зачерствела его душа для всего доброго, при всем том — он по временам не находит нигде себе покоя и терзается при виде окружающего его довольства, незаконно им приобретенного; его мучит совесть. Так некогда стонал и мучился первый братоубийца Каин, хотя никто его не преследовал и не намеревался мстить ему. Нравственный закон Божий в большей или меньшей мере знают и соблюдают даже язычники, которые по словам апостола, неимуще закона, естеством (по природе) законное творят.

          Не стыдно ли после этого христианину тяготиться точным исполнением закона Божия, тем более, что предписания его не многочисленны? Он состоит из десяти кратких заповедей, которые каждый может легко запомнить, которые не нужно почти записывать, чтобы вполне знать их. Благодать Божия облегчает христианину исполнение этих заповедей. Дух Святой, который сошел на апостолов в день Пятидесятницы, пребывает и всегда пребудет во св. Церкви; Он, наставляя всех на всякую истину, подает всем верующим благодатные дары Свои в святых таинствах.

        Не думай же, христианин, что весьма трудно благоугождать Богу, что заповеди Его тяжелы для нас. Немного этих заповедей, и все они написаны в твоей душе, запечатлены в твоей совести, сродни тебе по самой природе. Старайся только в строгом исполнении их находить для себя отраду, и ты привыкнешь, и будешь исполнять их легко и радостно. Тебе же помогает в трудах благодать небесная; у тебя есть Ангел-хранитель, друг и наставник твой, на тебя взирают с высоты небес, за тебя молятся сонмы святых Божиих: к тебе, наконец, трудящемуся для благоугождения Богу, простирает кроткий и утешительный глас Сам Господь:

       Приидите, говорит Он ко Мне все труждающиеся и обременении, и Азъ упокою вы. Возьмите иго Мое на себе, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть. (Матф. 11,28-30).

 

(Мирской Вестн. 1875г. КН.7)                                                                                                                                                                        Свящ. М. Пр-ий .

 

 

 

Категория: Духовные основы крестьянской жизни | Добавил: gdkorshunova (21.09.2016)
Просмотров: 306 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz