Главная » Статьи » Духовные основы крестьянской жизни |
Кроме любви к престолу царскому, мы любим свое отечество, преданы ему, так как в нем мы родились, в нем мы выросли и к нему всецело принадлежим. Да что для нас может быть дороже и милее, как не родина наша, наша Русская земля. Святая Русь есть наша мать, которая вместе с молоком передает нам прародительские нравы и благочестивые обычаи. Куда бы судьба ни забросила русского человека: в отдаленные ли места иноземные — по делам ли службы военной, по торговым ли и другим обстоятельствам, или в неволю к басурманам, он никогда не расстанется с милой родиной, не выдаст ее. Будучи кругом беззащитен, он с самоотвержением и одинокий защищает все родное, русское. История нашего отечества дает нам не мало примеров беззаветной любви русских к своему отечеству, как отдаленных наших предков, так и собратьев наших ближайшего к нам времени. Для примера я кратко скажу, как защищал отечество русский народ в 1812 году. В 1812 году против России шел войною французский император Наполеон I. С ним было 700 тысяч войска, а у русских было тогда только 200 тысяч. Государь Александр I-й не побоялся такой силы, зная, что по первому зову царскому весь народ русский ополчится на врага. Так действительно и вышло: все россияне поголовно поднялись — и дворяне, и купцы, и крестьяне. Бедные жители — и те не жалели ничего, неся последнее на ратное дело. Крестьяне жгли все на пути французов, не жалея своего добра, лишь бы оно не досталось врагу. Французы, нападая на Россию, ожидали иметь все необходимое для себя, но встречали только пустые, даже сожженные села и деревни. Русские люди пользовались всякой оплошностью врага, чтобы напасть на него с дубинами, кольями, топорами, косами и всем, что было под рукой. Не только мужской пол, но и женщины — и те показывали примеры беззаветного мужества при защите родной земли. Не смотря на лишения, французы добрались до Москвы, в надежде заставить Русского Царя покориться и просить мира; но они ошиблись. Русский Царь был тверд, а народ русский, для спасения родины своей, не пожалел и столицы государства Российского. Русские сожгли Москву, как только враг успел завладеть ею. Французы призадумались, видя такие жертвы русских и понимая, что последние ничем не подорожат, продадут жен и детей, а спасут отечество — и пошли назад. На обратном пути французам было еще хуже. По пути все было уничтожено и сожжено: нечего было есть, негде приютиться. Французы умирали от голода и холода, а русские теснили их по пятам. Французы гибли тысячами и из всей громадной армии добрал ось назад до границы не более десятой части. Такова любовь к отечеству была в 1812 году, такова она была искони, такова она и теперь. Да наше отечество и достойно этой безграничной любви. Отечество наше — страна благодатнейшая, так как в нем господствует вера святая, вера христианская, православная. Самим Господом Иисусом Христом нам данная и святыми апостолами распространенная. Отечество наше, страна обширная и обильная богатствами металлов, земли и пажитями. Отечество наше имеет дорогое наследие — славу предков и их примерных потомков в борьбе за свободу и независимость. После всего этого не удивительно, что примерною любовно к отечеству отличались и государи, и полководцы, и воины, и духовенство, и купцы, и поселяне. Не удивительно, что такой любовью, какою отличались предки, отличаются и наши современники: враги наши хорошо это знают, так как русские люди на деле доказали свою храбрость, и относятся к нашим доблестям с глубоким уважением. Сила русского государства заключается в любви к царю и отечеству. Любовь эта так велика, беспредельна, что русский человек всегда жертвовал и всегда готов жертвовать всем своим добром и даже жизнью для защиты государя и отечества. По первому слову царя все русские люди всегда сплачивались и соединялись дружно, как один человек, чтобы стать грудью за царя и Русь святую. В этой-то любви к царю и отечеству, в этой готовности стать против неприятеля грудью и состоит главная сила русского государства. Как весь русский Божий люд, так и отдельный человек жаждет случая показать себя достойным сыном своего дорогого отечества. Для примера, из множества случаев, занесенных в историю военных доблестей русских, я кратко передам вам, братия, два подвига: подвиг крестьянина, и подвиг солдата. Подвиг Ивана Сусанина, крестьянина Костромской губернии, состоял в том, что он, сердцем предчувствуя злой умысел поляков, нанявших его проводить по ближней дороге к месту жительства ново-избранного на русский престол юного царя Михаила Федоровича Романова, родоначальника ныне царствующего дома, не только не повел их туда, а нарочно завел поляков в такую глубь лесов, в болота, в такую глушь, что выбраться оттуда они никак не могли и все там погибли, а государю дал знать чрез своего сына, чтобы он спасался. Сусанин был изрублен врагами, но царь не с ним все отечество были спасены от поляков, хотевших дать России своего царя и чрез него ввести в нашу землю свою веру, свои нравы и обычаи. А вот подвиг воина: в сражении при Геок-Тепе, 30 декабря 1880 года, 6-й батареи 21-й артиллерийской бригады бомбардир-наводчик Агафон Никитин был взят в плен текинцами, при вылазке их из крепости Геок-Тепе. Враги хотели заставить Никитина научить их стрелять из захваченных ими русских орудий, но он ни за что не соглашался на такой поступок. Ему сдирали со спицы, обрубали пальцы, мучили, а он твердил одно: «против своих не пойду», и умер в жестоких мучениях. Сами текинцы удивлялись его мужеству, храбрости и рассказывали потом о его поступке. Вот каков русский человек, русский воин! Он готов перенести все, жертвует собою, своею жизнью за царя и Русь святую, помня заветы Христа Спасителя нашего, изрекшего нам, что больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. 15, ст. 13). Братия! Храните этот завет Христа Спасителя и крепко стойте за Русь святую-дорогое наше отечество!
(Вест. Воен. духовен. № 11,1892 г.). | |
Просмотров: 285 | |
Всего комментариев: 0 | |