MENU
Главная » Статьи » Духовные основы крестьянской жизни

О причинах деревенских бедствий (поучение священника в 1887г).

Это поучение приложно и к нашим дням в деревнях,

где люди живут пестро, как деревенское лоскутное одеяло:

кто-то богато, кто-то бедно, а кто-то нищенствует и

попрошайничает. Поучение взято из книги «Вразумитель »

изданной в Москве в 1895 году для сельских прихожан.

 

 

           Отовсюду, братия мои, слышатся жалобы на «плохие годы»: купец жалуется на плохую торговлю, крестьяне на скудный урожай хлеба, мастер (ремесленник) на отсутствие заработков. Словом… все мы без исключений жалуемся на своё плохое житьё — бытьё. И все мы при этом оглядываемся назад и воспоминаем «доброе старое время», когда всем жилось так хорошо. Прежде семьи среди крестьян были крупные, человек от 10 до 12 и более. Хозяйство в таких семьях было полное: лошадей и коров считали десятками, а овец сотнями. Гумна были заставлены старыми адоньями (кладушками, скирдами). Закрома ломились от хлеба. На случай неурожаев общественные магазины были полны, да и что значат неурожайные годы для исправных хозяев?!

         Они и без помощи из общественного магазина переживут 2-3 неурожайных года. Прежде не было ни бездомников, ни безлошадников. Да, братия, прежде хорошо жилось, лучше, много лучше настоящего. Спрашивается: почему же прежде жилось хорошо? Да потому, что наши деды и отцы более, чем мы с вами боялись и чтили Господа; лучше нас помнили и исполняли Его святой закон: жили так, как Бог велит, а не так, как каждому хочется. Старшие были трезвы и трудолюбивы; по питейным домам не шатались. Семейные повиновались беспрекословно доброй воле отца, матери или старшего брата; младшие братья слушались старших; снохи не выходили из повиновения свекрови, или старшей снохе. Каждый в семье знал и исполнял свои обязанности и не слагал со своих плеч свою работу на других. Свои заработки все без утайки сносили в общую кассу, которой заведовал старший в семье. Каждый заботился о всех и все заботились о каждом. Людей в семье хватало на каждое дело, и дела хватало на всю семью. Копейку, заработанную потом и кровью, берегли на нужду, про «Чёрный день». За нарядами не гнались, а носили только то, что могли смастерить сами своими руками и своими средствами. Словом, братия, прежде жилось лучше потому, что все жили по Божьи , по закону Христову, а не по своему нраву и потому, что дети не выходили из повиновения родителям — младшие из повиновения старшим. А у нас теперь что? Большую семью редко где отыщешь: все поделились и все поразорилось. Не редкость, живут некоторые и без закрома и без двора. Все из-за хлеба бьются, жалуются и все ни сыты, ни голодны. Но, отчего же нам ныне живётся хуже?

         Рассмотрим нашу настоящую жизнь семейную и не найдем ли, что от разлада и разногласия в наших семьях происходят и нарождаются обильно наши нужды и бедствия?

        В нашей семейной жизни много неправды. «Или старший (глава семейства) любит выпить лишнее, и таким образом, деньги, добытые потом и кровью домочадцев, расходует попусту. А если не пьёт, то другие какие-­нибудь злоупотребления позволяет себе в семейной жизни. А тут дети наши, как только станут на ноги, так уж не хотят слушаться своих родителей; как женятся, так сбегают от родителей и оставляют их под старость одних горе мыкать, вопреки повелению Божию чтить отца и матерь. Младшие братья не слушаются старших. Снохи не хотят знать ни свекрови, ни старшей снохи. Все хотят быть первыми и старшими в семье.

         Все желают хозяйничать. Все любят больше веселиться и меньше трудиться. Все друг пред другом, в ожидании раздела, стараются из семейных денег истратить как можно больше на свои наряды, тайком перехватывают друг у друга достояние, и вообще расхищают и не берегут семейных достатков. Иной уйдёт на сторону, денег не присылает домой, родным, которые, быть может, целый год поили и кормили его семью. К тому же все любят выпить, в особенности на семейные достатки. Всё это вместе влечёт за собою семейные ссоры, а где вражда, ссоры и неправда, там не жди добра, там и хозяйство приходит в упадок. За ссорами — драки, а за ними и разделы; за разделами следует по пятам ещё большая нужда; от нужды же ещё больше грехов, а от грехов и нечестивой жизни ещё больше несчастий, — всё одно к одному!

          После всего сказанного сами, братия, посудите, причём тут «плохие годы», и за что пошлёт Господь нам счастья и успеха в наших делах, когда младшие не почитают старших, когда дети не слушаются своих родителей и когда все мы уклонились от Бога и Его святого закона. Горе нам неразумным и нечестивым. Поспешим раскаяться, смириться и исправиться. Аминь.

 

 

Священник Василий Симонов

(Тамбовские Епархиальные Ведомости, 1887г. № 15).

«Вразумитель» с. 188. 1895г.

 

Категория: Духовные основы крестьянской жизни | Добавил: gdkorshunova (21.09.2016)
Просмотров: 274 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz