Главная » Статьи » Духовные основы крестьянской жизни |
Сегодня я намерен побеседовать с вами, мои прихожане, относительно таинства брака, чтобы, с одной стороны, научить вас, как нужно приступать к этому великому и святому делу, с другой — обличить ваши противозаконные, нехристианские поступки, которыми вы начинаете и сопровождаете его. Брак установлен Самим Богом, ибо Сам Бог, сотворив первого мужа Адама, сотворил ему и первую жену Еву из ребра его и благословил их на размножение (Быт. 2,2-3) рода человеческого. Иисус Христос также подтвердил, что брак должен быть (Мо. 19, 5). Он сказал: «оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будете оба в плоть едину» , и Сам освятил его Своим присутствием в Кане Галилейской. Как таинство, брак состоит в том, что жених и невеста, при обоюдном обещании супружеской верности, по молитвам священника, благословляются Самим Богом на супружескую жизнь и получают благодатную силу для христианского рождения и воспитания детей. Итак, таинство брака установлено и освящено Самим Богом, а потому и относиться к нему следует с таким же благоговением, как и ко всем прочим таинствам. Как таинство, брак есть дело Божие, и, приступающие к нему с небрежением, по слову апостола, прокляты. Теперь я спрошу у вас, мои прихожане, с должным ли благоговением относитесь вы к этому важному и святому делу? К великому сожалению, — нет. Священную сторону брака вы совершенно забываете и смотрите на него, как на какой-то обычай, представляющий удобный случай погулять да попиршествовать за чужой счет. Не гневайтесь за такое мое нелестное, но верное суждение о вас. Чем, например, начинаются у вас так называемые «сговоры» или сватанье? Хорошо известно, что не молитвой и испрашиванием благословения Божьего, а водкой, которая у вас заправляет, кажется, всеми делами в жизни; и, как ни странно, сами родители невесты, лишь только найдут для себя выгодным выдать замуж свою дочь, первым делом требуют от при ехавших сватов выпивки или так называемой «малой водки», а для «большой водки» назначают особый срок, вместе и меру, какая должна быть привезена со стороны жениха; таким образом, сватанье у вас похоже на торговлю: родители пропивают свою дочь — и делу конец. После «большой водки» делаются условия с обеих сторон на счет назначения времени браковенчания. Кажется, хотя бы в этом случае подумали родители, что делают, — вспомнили бы про Бога и помолились о счастье своего детища. Нет! О святом и толку мало; самое главное в этом условии — та же водка; родители невесты заказывают жениховой стороне, сколько она должна доставить водки к свадьбе. При этом одна сторона радуется, что получает даровую водку, а другая в душе недобром поминает заказчика и иной, пожалуй, при тесных обстоятельствах, невольно подумает: «постой, братец, храбрись ты теперь, а мы похрабримся, когда твою дочку приведем к своим рукам». Но вот кончено условие относительно времени браковенчания. Начинаются приготовления. Чем больше всего заняты родители во время этого приготовления: молитвою ли о счастье детей и благоразумными советами и . наставлениями, как им надлежит вести себя в предстоящей супружеской жизни? Ведь здесь решается судьба их. Нет! И теперь все думы и заботы у родителей не о детях, а больше всего о том, как и за что купить водку. Каждый хочет справить свадебную пирушку на славу, чтобы, как выражаются обыкновенно, люди не смеялись, а ощупает карманы — пусто, да и в засеках незавидно. Что же делать? Нужно взяться за скотинку, и вот у иного бедняка последняя коровка идет на продажу. Приходилось мне уговаривать и в одиночку и вообще в церкви — оставить этот обычай; одно твердят: «так наши деды делали и нам заказали». Но вот наступает и канун брака. Как проводится он у вас? Не смотря на важность таинства и воскресный день, в который обыкновенно совершаются браки, у вас всю ночь предаются самому безобразному разгулу и пьянству. Это ли христианское приготовление к таинству? Но вот светает… в храме уже благовестят к Богослужению. Встрепенутся ли сердца разгульных при звуке церковного колокола?.. Ничуть не бывало! Служащие дьяволу не думают о служении Богу. Вместо того, чтобы помолившись Господу за молодых, набожно отправиться в храм Божий, обезумевшие от бессонницы и пьянства, напротив, стараются задержать всю свадебную свиту, чтобы не поспеть к службе. Удивительно ли, что после такого безбожного приготовления к святому делу, во время самого венчания не видно христианского благоговении ни на лицах брачущихся, ни на лицах присутствующих при браке, а заметны только следы ночного разгула и желание скорее опять приняться за то же пьянство. Не стану говорить о том, что делается у вас после брака; скажу только, что безобразному пьянству здесь уже нет конца; не даром на целую неделю плохие работники не только родные брачующихся, но и целая деревня, где случается свадьба. Теперь судите сами — хорошо ли делаете вы? А ведь, мною сказанное, истинная правда. Делаете вы, мои прихожане, дурно и верьте — Бог не оставляет и не оставит без наказания такое ваше отношение к святому делу. Посмотрите, сколько бывает несчастных замужеств из-за ваших безбожных обычаев; иногда не успеют сойтись молодые люди, как уже начинается между ними распря и раздор, а вместе и упреки своей невестке от свекра и свекрови, что она им дорого стала. Помните же, друзья, ту верную и непреложную истину, что кто с каким чувством приступает к бракосочетанию, такова бывает и жизнь того: всякое святое дело начинать и сопровождать нужно христианскими обычаями, а не пьянством. Не выгодны такие пиршества и для вас, отцы брачующихся! Часто от вас же приходится слышать: «меня свадьба разорила; все бы хорошо, если бы не эта окаянная водка». Это ваш собственный ропот. И странно: как это можно делать то, чего не хочу и что потом сам же проклинаю?. Из-за стыда людского? Верь — хороший человек похвалит тебя за доброе дело; только пьяницы будут тобой недовольны, если ты вздумаешь справить свадьбу без водки. Ссылаетесь часто вы на дедов своих, будто бы они «заказали» вам на свадьбах пить водку, а я скажу вам, что делать это они вовсе не заказывали и подражать себе не велели; а если вы уже непременно желаете идти по стопам стариков, то почему же перенимаете одно дурное. Не забывайте, что старики имели много хороших качеств; например, они были честны, справедливы, верны на слове, набожны и прочее. Почему же вы не желаете подражать им в этом? Ужели вы думаете оправдаться в своих поступках тем, что подражаете старикам? За свои дурные поступки они сами ответят пред Богом. Как бы мне желательно и радостно было, если бы вы все эти безбожные обычаи оставили и начали бы напутствовать своих детей в жизнь брачную не пьянством и безобразием, а молитвой и испрашиванием Божьего благословения. Не забывайте же, православные христиане, в таком важном деле, как бракосочетание, Милосердного Господа, устрояющего счастье человеческое, и верьте, Он пошлет на вас и детей ваших Свое благословение. Аминь.
(Паст. Соб.) Священник Влад. Альбицкий.
| |
Просмотров: 420 | |
Всего комментариев: 0 | |