Главная » Статьи » Духовные основы крестьянской жизни |
Считаю весьма нужным побеседовать с вами, мои добрые слушатели, о страсти к винопитию и пьянству. Нахожу это необходимым потому, во-1-х, что и между вами, моими детьми духовными, сильно развилась склонность к винопитию и даже к пьянству; во-2-х, потому что мое слово об этом, сказанное в храме Божием с сего св. места, быть может, более подействует на вас и, глубже западет в вашу душу. Более всего пагубная страсть пьянства привилась между вами, простонародием, вследствие чего окончательно беднеют и разоряются не только частные лица, но и целые селения, даже целые общества. Вы, православные, не огорчитесь, если правду скажу: приучились, особенно в последнее время, пить везде и всегда. В самом деле, взгляните-ка на дело ближе, внимательнее и беспристрастнее, обратите внимание на самих себя: где только и при каких случаях не напиваетесь вы ныне одуряющего напитка? Возьмем вот, для первого примера, хоть ближайшее время. У нас только что миновал пост, установленный св. церковью для приготовления к достойной встрече одного из величайших христианских праздников — Рождества Христа Спасителя; а в пост главное управление — воздержание. Не тут-то было! Начинаются у вас, в это время, по деревням, так называемые поводы — ночные собрания молодых людей обоего пола для совместного веселого провождения; а тут уж непременно в ходу и вино, потому что и холостые люди мужского пола, по примеру своих старших членов, считают за правило являться в свои собрания навеселе, а то и совсем в нетрезвом виде. По этой причине, с одной стороны допускаются разные буйные и непристойные выходки, оскорбительные для чувства не только женщины, а особенно девицы, но и всякого неиспорченного мужчины; с другой — тайные ночные хождения взрослых детей и в без того тощие амбары отцов, чтобы иметь на что приобрести веселящей влаги… Да и из девиц ныне, как я знаю, некоторые не прочь при случае выпитъ «для веселости, развязности!» А уж, само собой, не отстанут в этом и пожилые посетители повод, и они сделают складчину на водочку: «скучно, мол, не весело так сидеть да глазеть!» А что мы видим в обыденной жизни и порядках? В последние годы завелось у вас такое обыкновение, что ни в хозяйстве, ни в соседстве, ни в обществе почти никакое дело не обходится без вина… Вот купил один сосед у другого скотину, хозяйственную вещь какую, или что другое: помолились Богу (благодарение Богу, этого обычая не забыли) и сейчас же за вино! И что же? На водку израсходуют столько, что и сама купленная вещь того не стоит! А для чего бы тут вино и пьянство? «Нельзя, говорят, полагается могарыч или, но более принятому у вас выражению, «литки». Можно, совершенно можно, скажу я, ограничиться одним молением на св. икону, — это лучший залог и знак верности в условиях, крепче всяких литок!… Так — нет! Пойдёт на целые сутки пьянство и потеря времени в кабаке; завтра — боль в голове, которая, пожалуй, опять заставит выпить, опохмелиться, особенно если есть на что… Кто-либо из селения, бедняк, горемычная вдова с сиротами, просит земли понарезать. Пошли, но всенепременно, водка с просителя… И опять пошла выпивка, разгул, потеря времени, сопряженная с расстройством и упущением по дому и хозяйству. Что же? И тут, скажешь, нельзя без вина? Да, случается слышать при подобных случаях: «нельзя! сдедует поподчивать десяток!» Так — а того не знаешь, что на эту копейку пойдут у бедного соседа или соседки сироты — вдовы, быть может, горевые, потовые, слезные гроши?! Постыдись, да побойся Бога, любезный друг мой! Пошли сенокос или лес делить — примерно купленный сообща целым селением. Разделили по известной полосе, но за сим остается еще немножко, пустяки, нечего на всех делить, неудобно. Куда бы этот остаток? «Отдать кому-либо за водку и погулять сообща», предлагают любящие выпивать. Конечно, — согласились все, — и пошла пирушка! Ах, братие, как это нехорошо, неблаговидно, как не свойственно христианину, призванному самим званием своим на дела богоугодные и святые! Отчего бы не решить в подобном случае: определяем остаток в пользу бедных или в пользу своего родного приходского храма, иди — на другие дела благотворения. Так нет — надо непременно пропить! Вот вздумал ты избу новую строить — старая ветха стала. Что бы пошел ты к священнику, попросил бы его молебен отслужить, покропить место постройки св. водою, да помолился бы со всей семьею Господу Богу об успешном построении и благополучному житье в новом доме, — так нет! Ты не думаешь об этом. За все время моей службы в приходе и трех случаев не насчитать подобной набожности; а вот водка — так всенепременно и неотложно является на закладке и окончании каждого вашего хозяйственного здания, хотя бы даже овина или амбара… Побранились два соседа, порассорились между собой, сами видят, что из-за пустяков, — потому как христианам, следует примириться. Примиряются, но не иначе, как обусловив это примирение покупкою водки с той или другой стороны; а там попили, да, пожалуй, и опять поссорились, а, чего доброго, и подрались… А кто виноват? — Вино! Есть y нас ныне мировые судьи. Почти каждый из вас, кто идет к мировому судье на суд или зачем либо в свое ближайшее присутственное место — волостное правление, как бы непременным долгом и обязанностью считает напиться, благо по соседству и питейные дома, и трактиры, и всякие другие удовольствия! К чему это? «Нельзя, скажет, — помирился, мировую правили!» Особенно же обильно бывает у вас винопитие при общественных сходках и выборах разных должностных лиц. Прямо можно сказать, что при подобных случаях сплошь да рядом главное и решающее значение имеет у вас вино, попойка! Вот, например, крестьянин многосемейный, бедный, притом одиночка, у него дома дела, что называется, по горло, а потому, можно бы и освободить его от какой-нибудь суетливой и часто оттягивающей от дома, должности. Но нет! Он смирный, не бойкий человек, не горлан, и, следовательно, не в состоянии отговориться. Тут то и пользуются случаем мирские горланы, мироеды и кабацкие завсегдатаи: с намерением избирают его в должность, например, сотского, рассыльного и т.п., и должен будет бедняга, дабы избегнуть тяжелой для него должности, выставить миру полведра или целое ведро водки! Такой же прием выжать угощение применяется и по отношению к богатым обывателям. Указывают на состоятельное лицо, на вовсе не подходящую и не желательную для него должность… Мужик просит освободить его. „Поподчуешь, отвечают более бесцеремонные, так, пожалуй, отменим тебя?» Кому же хочется в какую должность (конечно из более выгодных и видных), тот потихоньку, чрез общественных крикунов и заправителей, заявляет, что довольно поподчует мир… и таким порядком получает желаемую должность!.. Но не такова была воля Царя-Освободителя, Александра Николаевича, даровавшего вам права самим управлять собою. Не думал Он, что вино, а не совесть и правда будут иметь главное и решающее значение в ваших общественных делах и вопросах?! Да и сами вы рассудили бы, что пропиваете ведь свое собственное благо и что из-за вина и угощения выбираете на ту или другую должность лицо, которое не отличается ни умом ни правдивостью, ни честностью, ни усердием, ни любовью к своему брату-мужику, и что вас же после станет таким же порядком избранный обманывать, притеснять и превозноситься пред вами, а, нередко, пожалуй, и обирать кругом… Говоря о поводах к винопитию, я доселе имел в виду более простое, будничное время. Что же сказать о праздниках? Сами вы знаете, что в праздники и особенно храмовые у вас бывает почти поголовное пьянство, а при сем — кощунство, срамословие, объядение, божба, ссоры и буйства, самоуправство, драка и т.п. не христианские дела, совершенно неприличные праздникам, установленным св. церковью для воспоминания и прославления Бога и великих дел Его и для ублажения святых угодников Божьих. Вы, бpaтиe, не смотря на все мои просьбы и увещания, не перестаете пить и упиваться даже при таких праздниках, когда особенно грешно и неуместно пить и упиваться: разумею так называемые у вас обещанные праздники, или богомолья, с поднятием св. икон прихожанами храма, заведенные исстари в каждом селении, по поводу того или другого общественного бедствия… тогда как в такие дни не должно быть и помину о вине и разгуле, — у вас, напротив, и эти святые и знаменательные дни обратились положительно в дни пьяного веселья и разгула… Крайне дико и грешно все это, православная братия! А по сему прошу: берегитесь вина, бегите от пьянства! Можно бы и еще привести многое — множество примеров, но из представленных ясно, что вы сами придумали разные случаи к винопитию и бездельному провождению времени и опутали себя ими, как тенетами какими, из которых не можете, а главное, не стараетесь выпутаться. И вот печальные плоды такого вашего положения. В общественной жизни — различные беспорядки и злоупотребления, притеснения и несправедливости, вообще — упадок нравственности, честности и правды, развитие всяческих пороков и преступлений, обеднение целых селений и общественные недоимки в уплате государственных сборов; в жизни отдельных семейств — разорение и голодание, расстройство и упадок хозяйства, семейные дрязги, ссоры и неурядицы, жестокость и тиранство по отношению к зависимым членам семьи, особенно к жене, совсем безпричинные дележи между семейниками, прямо ведущие к бедности и нужде, крайне дурной и растлевающий пример для младших членов семьи; — для самих пьющих потеря дорогого и нужного для себя и семейства времени, сильное, а часто непоправимое расстройство и совершенная потеря здоровья, часто влекущая уродство, искалечение, расстройство умственных способностей, нередко даже смерть, огрубение сердца, характера, потеря нравственности, совести и чести, совершение страшных отвратительных преступлений, ведущих сначала на скамью подсудимых, а потом, зачастую под арест, в Сибирь, в каторгу… а главнее и паче всего — окончательное растление и падение души и лишение спасения и царствия небесного; потому что по слову апостола Христова, пьяницы царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10). В виду таких-то печальных плодов пьянства , я от всего сердца молю вас, братия и чада мои возлюбленные, именем и словами Господа нашего Иисуса Христа: блюдите, да никогда отягчают сердца ваша объядением и пьянством! Будьте благоразумны и умеренны относительно употребления хмельных напитков: пощадите себя, особенно свою бессмертную и богоподобную душу, пожалейте семейство, побойтесь Бога и страшного суда Его и берегитесь вина, бегите от пьянства! Аминь. Свящ. Вл.Образцов. («Воскресение»1888 г. №3)
| |
Просмотров: 284 | |
Всего комментариев: 0 | |