MENU
Главная » Статьи » Духовные основы крестьянской жизни

Поучение к простому народу о пьянстве.

Сегодня, братья, я намерен побеседовать с вами о пьянстве или неумеренном употреблении вина. Пьет наш русский мужичок и с радости, и с горя. Пьет он в дни воскресные и праздничные, которые надобно проводить свято, безгрешно; пьет он на общественных сходах, на которых решаются разные общественные дела; пьет он, пьянствует на браках и свадьбах. Пропивает мужичек в один день свои трудовые, заработанные в поте лица в течение недели деньги, оставляя, бросая свою семью, свою трудящуюся жену без куска хлеба, без надежды на помощь. Пьянствует, безобразничает, навлекает на себя добровольно болезни, подвергается нередко карам суда, тратит напрасно драгоценное время, теряет любовь к честному труду. Забыл наш русский мужичок страх Божий, забыл церковь Божию, забыл, что он носит в себе образ Божий, и уподобляется скотам несмысленным. От пьянства бывает большой вред для тела и души пьяницы, для семейства его, для общества и государства.

Какой бывает вред от пьянства для нашего тыла и души?

     Наше тело от неумеренного употребления вина, от пьянства, получает разные болезни; в пьяном виде человек лишается употребления рук и ног, падает не­редко, где попало, уродует себе лицо и все тело. Пья­ница не владеет языком; он не в состоянии произнести связно пять, шесть слов, а только изрыгает скверные, худые слова, иногда мычит подобно бессловесному животному, и тогда о нем можно сказать словами царя Давида: «приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 58, 21). У пьяницы, протрезвившегося, дрожит все тело и преимущественно руки, как-будто бы пьяница но­сит на себе видимую печать отвержения Божия, признаки братоубийства Каина, которому Господь сказал: «стеня и трясыйся будеши на земли» (Быт. 4, 12). Иногда пьяницы подвергаются падучей болезни, трудно излечимой. Вообще пьянство разрушительно действует на здоровье человека: уменьшает телесные силы наши, истощает наше тело и сокращает жизнь нашу; человек, таким образом, от излишнего употребления вина делается медленным убийцею самого себя, и иногда он делается убийцею самого себя и внезапным, немедленным; вы знаете, что иные умирают от удара, иначе сказать сильного прилива крови к голове, иные замерзают, иные сгорают от вина. Не даром и слово Божие говорит: «вино многих погуби» (Сир. 31, 35). Между тем слово Божие заповедует нам беречь свое здоровье и мы дорожим жизнью, нашим здоровьем, как неоцененным даром Божьим, как приготовлением к жизни блаженной. Никто же плоть свою возненавидет, но питает и греет ею (Еф. 5, 29). Пьяницы не дорожат своей жизнью, своим здоровьем, а за растрату здоровья, за сокращение жизни мы должны будем отвечать на страшном суде Божьем.

      Пьянство приносит большой вред и душе человека. Ум от винных паров затемняется, помрачается. Оттого понятия у пьяницы темны, сбивчивы. Он не в состоянии собрать, связать двух, трех мыслей: они у него переме­шиваются, потому и суждения его темны и беспорядочны. Премудрый царь Соломон справедливо сказал, что «пьяница не будет премудр» (Притч, 21, 1). «Как вода есть вещество, противное огню, так и неумеренное употре­бление вина погубляет разум», говорит св. Василий Великий (о пьянстве). «Вино человека сперва веселит, а потом безумным делает», говорит народная мудрость. Пьянство притупляет память, потому у пьяницы не достает ясности воспоминания и представлений. Он нередко забывает даже то, что сейчас сказал или сделал. Пьянство расстраивает и воображение так, что пьянице представляются такие картины или события, которых трез­вый человек и вообразить не может. На cepдцe наше скоро и легко приходят помышления злые: убийства, злодеяния, прелюбодеяния, воровства и хулы (Mо. 15, 19). Слово Божие говорит: «не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Ефес. 5, 18). Воля наша, покорная сердцу, старается исполнить на деле злые его помышления. Ангел хранитель верный наш наставник и неизменный друг, отходит от нас и уступает право над нами злому духу — дьяволу, и человек, слушая этого своего водителя, в состоянии опьянения своего не едко совершает худые дела, как например: бросается в воду и утопает, схватывает в руки нож и умерщвляет себя или же надевает на шею свою веревку и удавливается.

 Какой вред семейству своему приносить человек, предающийся пьянству?

       Чтобы ответить на этот вопрос, представим себе дом пьяницы. Пьяницы дома нет, он гуляет, пирует со своими друзьями. Глухая ночь на дворе. Весь люд крещеный улегся спать после дневных трудовых. В доме пья­ницы не спит его жена и дожидается своего мужа. Вот отворяются двери, входит пьяный муж с дикой бранью. Жена смотрит на него с унынием и огорчением. Пьяница тогда готов побить свою несчастную жену; хотя она и повинуется всем его приказаниям, но никак не может угодить своему мужу: это неладно, другое нехо­рошо, и прибитая жена наконец убегает от него. Горе и детям его беднягам! Они просыпаются и как от зверя прячутся от него в разные углы избы и сидят, дрожат от страха, проливая слезы о матери. Плачет и вздыхает мать старушка. Не лучше бывает, если и мать остается при детях; в нее летят со стола и чашка со щами и жбан с квасом, а мало того, так и нож, и все, что попало в руки пьяницы. Ссора утихает, пьяница засыпает, валяясь по полу; В доме пьяницы бедность, нищета убожество; дети голодные полунагие и босые, в избе холод и беспорядок страшный. Просыпается пьяница утром с тяжелой головою, руки дрожат, и он принужден опохмелиться, если есть деньги. За неимением денег пьяница берет топор и, как разбойник, ломает все, что делает ему преграду к пьянству, и если жена осме­лится еще защищать свое добро, то бьет ее не на жизнь, а на смерть, и зубами рвет руки её, как злая собака. Закладываете пьяница хозяйственные вещи; не станет и вещей этих, закладывает свою одежду, обувь и проч. и, в заключение, томится и страдает или даже умирает за неимением вина. Таким образом пьяница пропивает, утрачивает свои пожитки, свой скот, разоряет себя. Не даром и слово Божие вещает: делатель пьяный (работник, склонный к пьянству) не будет богат (Сир. 19, 1). Всяк во пьяница обнищает (Пр. 23, 12). Пьянство, кроме того, вносит в семейства соблазн, разлад, ссоры, раздоры. Пьяница развращает невинных детей своих, которые бывают невольными и первыми свидетелями его скверных и безобразных поступков. Дети пьяницы нищенствуют, ни к чему путному не только не приучаются, но научаются развратничать. Нередко бывает и так, что пьяницы сами приучают своих детей пить вино и всячески пятнать свою душу. Пьяницы не любят своих детей; они их бьют и бранят, проклинают. Жена пья­ницы постоянно в слезах, избитая; нередко развратница, недомоводка, не трудолюбивая. У пьяницы везде — и в доме, и в хозяйстве, и во всем — неустройство, беспорядок, безобразие. Как мы ответим пред Богом за такое пове­дение, за такую жизнь нашу? За одно то, что мы соблазняем других, самых близких к нам, для которых жизнь наша должна служить добрым примером, за одно это Спаситель угрожает нам горем: «горе человеку, го­ворит Иисус Христос, от которого соблазн прихо­дит; лучше бы ему повесить на шею камень и с ним потонуть в море» (Mо. 18, 6). А за соблазн, за совращение своих детей, за расстройство и за растрату сво­его имения мы должны дать Богу строгий ответь на будущем страшном суде Его.

Какой вред ближним своим приносит пьяница?

       Тот же соблазн, ссоры и раздоры вносить пьяница в среду тех людей, с которыми живет. Кто в будничные дни бедствует, проводит время в праздности, в рассеянности, когда другие трудятся, в поте лица своего снискивают себе пропитание? Пьяница. Кто делает убытки, наносить ущерб в общественных делах? Пьяница. Кто дармоедствует, даром, незаслуженно, есть хлеб? Пья­ница. Кто на праздниках ваших придирается ко всему и ко всем? Пьяница. Кто безобразничает, безпутничает, расстраивает в семействах мир и согласие? Пьяница. Кто ругается, бранится скверными, худыми словами? Пья­ница. Кто тиранит жен, детей, родных, соседей? Пьяница. Кто заводит драки, ссоры, раздоры? Пьяница. Кто по улицам ходит, кричит, поет скверные песни? Пья­ница. Всем и каждому надоедает он своей привязчивостью, своими безчинствами, своими худыми, скверными делами.

 Какой вред пьяницы приносят обществу и госу­дарству?

       Пьяницы увеличивают собою число бесполезных, вредных членов общества и государства; приходя в крайнюю нищету, бедность от пьянства, они не имеют возмож­ности аккуратно, исправно платить за себя оброки и по­дати и отправлять разные повинности.

     Итак, бpaтия, вы видите, что от пьянства бывает большой вред. Человек, предающийся неумеренному употреблению вина — пьянству, наносит большой вред своему телу и душе, своему семейству, обществу и государству. Не напрасно и священное писание говорит: пьяницы царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10).

    Братия мои возлюбленные! Умоляю вас, прошу вас усердно: оставьте, бросьте совсем пьянство, этот гибель­ный и смертоносный яд душ и телес наших. Утрезвитеся пьяные от вина своего, и плачитеся: рыдайте все пьющие вино до пьянства (1оил. 1, 5). Внемлете же себе, да некогда отягчают сердца ваша объедением и пьянством и печальными житейскими, и найдет на вы внезапу день той (Лук. 34, 21). Помните всегда неложное слово Божие: всяк бо пьяница и блудник обнищает (Прим. 23, 21). Многих бо погуби вино (Сир. 31, 29). Пьяницы царствия Божия не наследят (1 Кор. .6, 10). Избегайте всячески поводов к винопитию: в воскресные и праздничные дни, на общественных сходах, при браках и других случаях, вместо того, чтобы тратить трудовые копейки свои на вино, поберегите их для дома, для хозяйства, для семьи своей, для ближних и храма Божия.

     А для того, чтобы еще лучше противустать нашему обще­-русскому горю — пьянству, будем вступать все, старцы, мужчины, женщины, девицы, юноши и дети, в члены открытого у нас «общества трезвости», помолившись Господу Богу, испросивши благословение Божие, дадим обет не пить вина и других удерживать от него. Тогда, как хо­рошо будет жить в нашем селе, как мирно и спокойно потечет наша жизнь во славу Божию и на радость нашего Царя-Батюшки! Будем общими усилиями привлекать в это общество и тех особенно лиц, которые подвержены страсти пьянства. Пойдем к ним, жалким людям, уговорим их, вместо кабака, идти с нами в церковь Божию. Помолимся с ними и за них. Побеседуем с ними о вреде от губительного пьянства, о пользе трезвости, почитаем им от «божественного писания». Уговорим их не пить вино сначала день, два, три, неделю, а там, Бог даст, им легко будет отстать от пьянства, и будут людьми трезвыми, трудолюбивыми. И возрадуются сему под­вигу любви нашей ангелы Божии на небе, а милостивый Бог покроет за это и множество наших грехов. Св. апостол Иаков говорит: обративый грешника от заблуждения пути его, спасешь душу от смерти, и покроет множество грехов (Иак. 5, 20). Трезвитеся и бодрствуйте, братия (1 Петр. 5, 8), многих бо погуби вино (Сир. 31, 29). Аминь.

Священник Евлампий Бирюков.

(Екатеринб. Еп.

Вед. 1890 г.)

 

Категория: Духовные основы крестьянской жизни | Добавил: gdkorshunova (22.09.2016)
Просмотров: 281 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz