Главная » Статьи » Духовные основы крестьянской жизни |
Если бы я спросил вас, возлюбленные, о том: лучше ли челoвеку говорить или молчать? Едва ли вы сказали бы ответ: лучше молчать. Скажут, на то глаза, чтобы смотреть, на то уши, чтобы слышать, на то и язык, чтобы говорить. А между тем, если внимательно присмотримся к жизни, то увидим, что ничего не может быть опаснее и пагубнее для человека, как его собственный язык. Он виною всякого зла и всякой скорби в свете. Он всюду посевает раздор, ссору, ненависть; он нарушает мир в семействах, в целом обществе и в сердце каждого человека; он исторгает слезы; он никого не уважает, против всех восстает, восстает против Бога и людей. Какой малый член в нашем теле язык, а между тем, как много зла на свете он сделал и продолжает делать! Для того ли Бог дал нам язык? Бог дал язык для того, чтобы мы им величали и благодарили Бога, молились Ему и показывали свою любовь к Нему, для того, чтобы ближнего нашего утешали, подавали ему совет и наставление и делили с ним радость и горе. Видите, возлюбленные, как прекрасен и велик этот дар Божий! А мы так мало ценим наше слово и так много злоупотребляем Божьим даром. Языком мы оскорбляем Бога, посредством его причиняем ближним обиды и скорбь и не раз становимся причиною их несчастия. О, будем, Бpaтия, твердо помнить слова Господа нашего Ииcyca Христа, который сказал, что за всякое праздное, понапрасну сказанное слово отдадим мы ответ пред Богом. И если Господь будет судить нас за пустое только слово, то как строго взыщет Он за слова худые, греховные. С тех пор, как мы начали думать, чувствовать, говорить и до настоящего времени, сколько прошло слов чрез уста наши, а в числе этих слов, много ли слов добрых и спасительных? Не гораздо ли более слов пустых или двусмысленных, худых и греховных? Возьмем для примера один год, один даже день нашей жизни: — прожили-ль мы хотя один день, не оскорбляя языком нашим Бога или ближнего нашего? Братие мои! Представьте себе птичку в клетке: пока дверцы в клетке заперты, можешь делать с птичкой, что хочешь, но когда отворишь дверцы, птичка улетит и не поймаешь ее потом. Птичка — это слово, клетка — это сердце, дверцы — это уста. Пока уста твои сомкнуты, ты господин твоего слова; но вот раз откроешь их, вылетит слово, и не возвратишь его никогда. Можешь скорбеть, плакать; но если бы ты пролил столько слез, сколько капель в море, и тогда не воротишь слова, сказанного тобою. Жалуешься, что тебе худо живется, ропщешь то на Бога, то на людей. Кажется, однако ж, что никто не виноват в твоем несчастьи, — ни Бог, ни люди, виноват лишь язык твой, с которым ты не умеешь справиться, которого не можешь обуздать. Вот ты мать, Господь дал тебе детей: — знаешь ли, чувствуешь ли, какое это счастье, какая честь для тебя? Но, для чего Господь сподобил тебя быть матерью, для чего послал тебе детей? Для того, конечно, чтобы ты их ласкала, любила, научила всему доброму и собственным словом и примером приводила к Богу. Так ли поступаешь с детьми твоими? Ах, нет; как часто ты призываешь на них гнев и проклятие от Бога, — кровь твою, кость костей твоих бранными именами называешь, — дитя, по образу Божию созданное, равняешь с бессмысленным животным! О, будь осторожнее, чтобы проклятия и брань, которыми осыпаешь детей твоих, не обратились на твою собственную голову. Что посеешь, то и пожнешь. Ты на то мать, чтобы учить дитя всему доброму; спроси же совесть твою, чему ты научила его? Вот Господь послал тебе доброго, степенного и трудолюбивого мужа. Имеет, конечно, и он свои слабости и недостатки, да кто ж их не имеет? Ты обещала ему повиновение, любовь и уважение; а как исполняешь свое обещание! Бедный муж трудится весь день на работе, придет вечером домой и рад бы отдохнуть и отвести душу хоть немного: но что за радость, что за удовольствие встречают его дома? — Шум, крик, брань. Пусть он скажет хоть одно слово резкое, ты ему — тысячу в ответ, и до тех пор грызешь и мучишь eго, и надоедаешь ему словами, что по неволе он разозлится; тогда в доме целый ад, и трудно сказать, кто сильнее кричит, кто ужаснее проклинает. И хотите после этого, чтобы добрые люди вас уважали, чтобы дети вас любили, когда вы сами не любите и не уважаете друг друга? Хозяин дома! Знаешь ли, что от тебя зависит счастье твоей семьи, порядок в твоем хозяйстве? Зачем же отдаешь себя в опеку дьяволу? Как часто имя дьявола не сходит с твоего языка? Ударишься ногою о камень, — дьявол наготове; зацепишься осью, либо косою, и тут сыплешь проклятиями. Не призвав его имени, ты, кажется, ни есть, ни пить, ни работать не можешь. И хочешь еще, чтобы Господь помогал тебе, чтобы ангел хранитель не отступал от тебя, когда ты так усердно зовешь к себе дьявола. Верь, чего ищешь, то и получишь; ты примешь его в дом твой и в сердце твое, он возьмет тебя в рабство свое при жизни, воздаст тебе по смерти твоей, во аде, за дела и слова, угодные ему. Господь дал тебе добрую, трудолюбивую, нежную жену и ты обязан быть для нее отцом, братом, другом; а таков ли ты для нее? О, нет, ты обходишься с нею хуже, чем с последним слугою. За малейшую погрешность сердишься, бранишься, иногда же до того забываешься, что пускаешься на драку. Что ни сделает жена, все худо. Даже и тогда она должна отвечать за все, когда ни в чем не виновата. Град побил твои посевы, а ты градом сыплешь на жену проклятия; пропала у тебя какая-либо вещь, — вор забрал у тебя пчел из пасеки или сосед выпустил скот на твой сенокос, — жена во всем виновата. Не на ком выместить свою злость, так на жене вымещаешь. Брат мой! Вопроси совесть твою, хорошо ли поступаешь, и помни, что за каждое понапрасну сказанное слово отдашь ответ пред Господом. Подумай хорошенько, поможешь ли ты беде твоей, когда будешь гневаться, браниться и проклинать. О, нет, ты только большой вред сделаешь для души твоей. Ты призываешь на себя гнев Божий, громы правосудия небесного: «пусть меня Господь покарает, чтоб я света Божия не видел, пусть меня гром убьет» и т.под. Остановись, не заходи так далеко не то и в самом деле Господь покарает тебя, и сбудутся твои слова на тебе самом. Как часто еще ты призываешь имя Божие, чтобы подтвердить клятву и ложь! Ложью хочешь защитить себя от гнева и суда людского, и призываешь на себя гнев и суд Божий. Сколько раз призывал ты святое имя Божиe, покупая, меняя или продавая что-нибудь, призывал для того, чтобы получить лишнюю пару грошей, тех ничтожных грошей, которые ты ценишь дороже имени самого Бога. Не кончил бы я слова своего, если-бы захотел перечислять все оскорбления, какие причиняют люди Богу языком. Еще более оскорблений, еще более зла причиняют люди друг другу словами своими. Не так опасен разбойник с ножом в руках, как человек с злым языком. От разбойника можно обороняться, укрываться, защищаться, а от человека злоязычного кто защитит? Разбойник убивает из мести или по кровожадности; но что сказать о человеке, который для забавы губит уже не тело, но славу, доброе имя, может быть, и душу человека? Страшный суд Божий над ним. Спроси совесть твою, сколько пагубных срамных слов произнес язык твой, и, быть может, это было в присутствии молодых и невинных, быть может, пред собственными детьми ты позволял себе соблазнительный разговор. Ты забыл, конечно, что говорил, но слова твои глубоко запали в память и сердце слушающих и погубят в последствии их душу и добрую славу. Сколько раз поносил ты других самыми скверными и бесчестными словами, сколько раз чернил доброе имя ближнего твоего! Кто же дал тебе на это право? Кто поставил тебя судьею над ближним твоим? Или забыл ты заповедь Господню: «люби ближнего твоего, как самого себя, и не делай ему того, чего бы ты себе от других не хотел»… Ах, осторожней, осторожней! Легко погубить честь ближнего, но трудно, куда как трудно поправить ее. Помни же, что за каждое непотребное слово отдашь ответ пред Богом. И, может быть, за грехи языка наибольше будет людей во аде, а мы так мало опасаемся этих грехов. Презираем человека, который ворует, и вором называем его, а мы — сами похитители чужой славы и не стыдимся того. На то Господь дал нам разум и сердце, чтобы мы берегли язык свой, и не язык разумом, но разум языком должен управлять. Постараемся же исправить негодную привычку нашу пустословить, лгать, клеветать, божиться, осуждать, сквернословить и проклинать; постараемся отселе употреблять язык наш только на прославление имени Божия и на пользу ближних наших! Аминь.
(Киев. Еп. Вед. 1-го июля 1861 г.)
| |
Просмотров: 296 | |
Всего комментариев: 0 | |