Живем мы, братие, в миру полном греха и соблазна. На каждом шагу видим, слышим и чувствуем то ложь и обман, то корыстолюбие и воровство, то семейные брани и нестроения, то пьянство и сквернословие; да и невозможно перечислить всех грехов, в бездне которых валяется наш плотоугодный мир и прелесть коих увлекает самые неподатливые души. Такова немощь человеческая, что сам по себе и добрый человек увлекается общим потоком зла и с легкостью перенимает худое. Что же, ужели отчаиваться нам в спасении, к которому призваны, о коем должны непрестанно заботиться и к коему должны всячески стремиться? Да не будет. Как же нам противустоять мирским соблазнам?
Поучитесь, братие, у премудрой пчелы, какова от делательница есть и коль честное деланиее творит (Притч. У1, 8). Она летает не по полям только и лесам душистым, да по лугам цветистым, но и ПО зловонным болотам и смрадным местам, и однако же ни мало не марается и не приносит грязи и смрада в гнездо свое, потому что берет оттуда лишь то, что нужно и полезно. Даже и в травах и в цветах она не безразборчива: не на всякие садится, а только на те, с которых может взять вещества, нужные для выработки меда и воска; и вот ее трудов цари и простые употребляют, любима же есть всеми и славна (Притч. YI, 8).
Точно также поступай и ты. Господь привел тебя проводить жизнь среди различных семейств; избирай из них для дружбы и знакомства более благочестивое; кто бывает в доме, наполненном благовониями, тот и сам приобретает приятный запах. В семье менее благочестивой склоняйся к более праведному члену ее, дружись и знайся с ним; обращаясь с праведным и сам праведным будешь. Даже в худом человеке ищи добрые стороны для подражания, люби в нем хорошее; нет человека совершенно злого, который лишен бы был всякой добродетели: в ином найдешь целомудрие, в другом мудрость, у этого молчание, хотя бы они и не отличались прочими добродетелями. Все доброе, что может служить к спасению души твоей, хотя бы и в худых людях, все выглядывай и перенимай, складывая в сокровище души твоей, как пчела собирает мед и сот в жилище свое; от греховного же в ближнем отвращайся и все худое пропускай мимо глаз, подобно тому, как от углей и дыма улетает тоже пчела, чтобы не только не обжечься, но и не замараться.
Итак, братие, «не место спасет человека, а произволение». Адам, праотец наш, и в раю пал, а Лот праведный и в Содоме себя сохранил (св. Ефремъ Сир.). «Будь в Мире, как Лот в Содоме, где все беззаконновали, но он им не подражал и делал, что святой волей Божией угодно было: делай и ты так, не подражай «тому, что злой мир делает (Св.Тихон Задонск.) — и спасешься. Аминь.
Прот. Димитрий Бережковъ.
(Паст. Соб.1867 г.).