MENU
Главная » Статьи » Духовные основы крестьянской жизни

Поучение против срамословия и сквернословия.

 Положи Господи хранение устам

                                                                                                                                            моим, и дверь ограждения о устах

                                                                                                                                            моих (Псал. 140, 3)

 

       Так молился, бр., чтобы не согрешить как-нибудь языком своим, св. Пророк и царь Давид, который, как мы знаем, совсем не злоупотреблял словами, а напротив, имя выну хвалу Господу во устах твоих (Псал. 33, 2), он в богодухновенных псалмах своих призывал хвалить Бога во святых своих и небо, и землю, и все создания Божии (Псал. 148).

       Эту знаменательную и поучительную молитву св. пророка очень часто церковь влагает в уста наши. Особенно же во время великого поста она побуждает нас с нарочитым коленопреклонением молиться Господу словами этой молитвы Давидовой.

       Да, бр. м., язык во устах наших, по замечанию св. ап. Иакова есть такое орудие, коим мы и благословляем Бога, и им же клянем человеки, бывшие по  подобию Божию. Таким образом, от одних  и тех же уст у нас исходит и 6лагословение и клятва. — Не подобает, братия моя возлюбленная, сим тако бывати (Иак. 3, 9-10), заключает апостол. А я прибавлю: особенно не подобает тем из вас, у коих язык — неудержимо зло, исполн яда смертоносна (Иак. 3, 8). Я говорю о тех гнилых словах (Еф. 4, 29), употребление которых у многих из вас составляет погибельную привычку. — Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, учить нас св. апостол (Еф. 4, 29). А между тем есть весьма много между вами, бр. м., таких, которые как будто родились с этими гнилыми словами, у которых скверные слова как-6удто вросли в самый язык, так что лишь только раскрываются уста, из них без гнилого слова  и речи нет.

       Разберем же прежде, всего, слуш., есть ли нужда вам в этой срамословной брани, которая у многих составляет привычку, есть ли в ней нужда? Некоторые объясняюсь, что будто нельзя не обойтись без этой брани, особенно хозяину дома. Но так ли, правда ли это? Поприметьте сами: почти в каждом селении у вас же есть дома, в которых сквернословная брань вышла или выходит из употребления. Что же?| — скажите: хуже ли в этих домах идут дела в сравнении с теми домами, в которых сквернословная брань на каждом слове, на каждом шагу? Напротив. Следовательно, вот можно же миновать и без нее. — Но говорят опять, что бывают случаи, где беспечность, ле­ность, ослушание семьянина вызывают гнев, досаду, в которых поневоле, вылетает из уст поганое слово. Но скажите опять, есть ли тут помощь от этой брани, вы­раженной гнилыми словами? Совсем нет, др. мои. Брань такая еще больше ожесточает и того, на кого ты сыплешь ее возмущает и тебя самого. Ты, обличи, укори пожалуй, только по-христиански — добрым словом, а не бери на свою душу этого тяжкого греха. Гневайтеся, сказано, и не согрешайте (Псал. 4, 5). Говорят еще иные, что мы-де иногда произносим эти слова и так — не в брань, а про­сто, по привычке, даже в дружеской беседе между собою. Но это, бр. м., уже совсем не извинение и не оправдание. Раздумайте и поймите сами, что же за нужда, для чего употреблять тут гнилые слова, за которые дадим мы некогда самый страшный ответ Господу Богу? Ведь и грешим мы по большей части из-за какой-нибудь, хотя и ничтожной, выгоды: пьяница, пьет для веселья или с горя, вор ворует для прибытка, сластолюбец нежит себя для удовольствия, а срамословить-то для чего? Какая тут выгода, какое удовольствие, когда и для привычного уха срамно, противно слышать сквернословие, а для непривычного не вы­носимо, оскорбительно? Зачем же после сего и брать на душу такой страшный гpex, от которого нет ни удовольствия, ни выгоды и за который так строго будет взы­скано? Не говорите мне, что вот иногда только спьяна вырывается у иных это поганое слово. Не правда и это. Если нет на него привычки у трезвого, то откуда же оно возьмется у пьяного? Не вы ли сами говорите: «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Нет: кто никогда не ругается срамословно трезвый, у того и у пьяного не услышишь этой брани. Итак, видите сами, что от поганой брани вашей нет никакой выгоды, нет никакой и нужды в ней, а один от нее только вред, один грех, одна погибель и то прежде всего тому, кто употребляет ее, по­тому что в слове Божием ясно возвещено уже, что все таковые ругательники — досадители, царствия Божия не наследят. (1 Кор. 6, 10).

         Ну, пусть бы уже и так! Пусть бы срамослов, за свою гибельную привычку, если не хочет отстать от нее и гибнул бы на веки вечные один сам по себе. Но выходит не так. Стремясь к вечной погибели сам скверно­слов, он в то же время губит еще и других, которые слышат его и перенимают у него эту брань! Оглянись, ругательник, на себя и подумай: ведь ты, не разбирая ни места, ни времени, не щадя ни пола, ни возраста, по при­вычке своей, всегда и везде, при деле и без дела изрыгаешь свои срамные слова; а тут тебя слушают ребята — мальчики и девочки – чужие, а чаще всего твои  же собственные дети. Объясни мне ты сам, от чего это у вас иной ребенок, лишь только начинает говорить, как уже произносит те же гнилые слова твои, которые он выслушал от тебя? Перекреститься он правильно не умеет, молитвы ни одной не знает, а скверные слова у него уже часто на языке. Скажи мне, кто научил его этому? Так-то бр. м., сквернослов гибнет из-за своей срамной привычки сам, да губит и других, и губит их с самого раннего возраста. Спаситель наш Христос «нас ради человек и нашего ради спасения» сходил  на землю, чтобы спасти всех. Он кровь Свою пролил на кресте за спасение каждого верующего. А сквернослов, соблазняя других своею скаредной привычкою, сколько — сосчитайте — душ этих, так дорого искупленных Христом душ, как будто нарочно губит на веки вечные! Знай же и  помни после сего всякий срамослов, что ты, кроме страшного ответа за самого себя, отдашь еще того строже ответ Господу Богу и за каждую душу соблазненных тобою! Горе, говорит Сам Спаситель, горе тому, им же соблазн приходит. -  Иже бо аще  соблазнить единого — помни: только единого — от малых сих, уне есть ему, т. е. лучше, легче было бы ему, по словам Самого Христа, если бы  повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его в глубине морской (Mо. 18. 7. 6. 10). Но здесь, бр. м., говорится об ответе за соблазн чужих детей. А что оказать, если сквернослов, из-за своей скверной привычки, соблазняет и чрез то губит еще и своих собственных  детей!.. Ах, слуш. подумали ли вы когда-нибудь об этом! Если, страшное, до гробовой доски «вечное» наказание определяется по закону и здесь на земле всякому детоубийце, то как вы думаете ответить Богу за то, что погубили для вечной жизни души ваших же собственных детей! Вдумайтесь в это, бр. м., и ради Бога образумьтесь!

       Поймите, наконец, еще и то, что в этой сквернословной брани вашей никакого и здравого-то смысла нет. Тебе надоел сосед, ближний, или даже и из домашних кто-нибудь, вот ты и сыплешь на него свою скверную брань. Но подумай, его ли ты ругаешь тут и бесчестишь этою бранью, то есть, того ли, кого тебе нужно изругать? Со­вершенно нет. Ты тут бесчестишь совсем не его, а его матерь. За что? Чем она провинилась пред тобой? Разве тем, что она — безответная, деннонощная труженица в вашем быту, девять месяцев носила свое, как вы со­вершенно справедливо выражаетесь, «беремя», мучилась болезнями чадорождения, и потом, не зная отдыха днем от работы, проводила бессонные ночи, чтобы выходить, вспоить, выкормить свое дитя? Скажи, ужели за это она заслужила такую бесчестную брань твою поганую? А, глав­ное, ругая ее, ведь ты ее тут не видишь, да часто и в глаза-то ведать не ведаешь. Скажи же, если тут толк и разум?… А сам-то как ты родился? Разве без матери? Разве не такая же мать и у тебя самого, как и у ближнего твоего? Как ты не возьмешь в толк, что бесчестя своею поганою, бестолковою бранью у друга своего ни с того, ни с сего матерь его, ты в то же время бессовестно бесчестишь и свою собственную матерь, да и вообще всякую матерь у всякого человека? — Всем сердцем твоим прославляй отца твоего, и матерних бо­лезней не забуди,говорит Премудрый. Помяни, яко тема рожден еси, и что има воздаси, яко же они тебе? (Сир. 7. 29. 30). А ты, срамослов, как? — Так-то и прославляешь и поминаешь родивших тебя!… Какой же ты после сего сын? — Не изверг ли, не злодей ли? Не потому ли самому и бегут и сторонятся от тебя, как от чумы, от заразы все честные, добрые люди, когда ты начинаешь, срамословить?… Да! — Бесчествуя отца и матерь свою, сам, по словам Премудрого, срамоту примет и поношение (Притч. Сол. 19. 26).

      Если же срамно, отвратительно слышать сквернослова всякому честному, доброму человеку; если и он бежит от него, затыкая уши, то что сказать об ангелах хранителях наших, о св. угодниках Божьих, о св. делах, женах, преп. матерях и других небожителях, которые слышат и видят, что мы говорим и делаем и к ходатайству которых пред Богом мы же молитвенно обра­щаемся? Что сказать о Боге, о Спасителе нашем И. Христе и о Его Пречистой Матери, Приснодиве Марии? Я уже не буду говорить о том, сколь отвратительно им всем твое сквернословие, а лишь спрошу тебя об одном: скажи, как ты думаешь, услышат ли тебя все эти небожители; услышит ли тебя Господь Бог, когда ты к Нему или к св. Его угодникам, или к Пресв. Деве Mapии обращаешься с какою-либо молитвою, произносимую твоим скверным, нечистым, поганым языком?.. Если мерзость Господеви, по слову Божию, устно лживы, (Притч. 12, 22), то что  сказать, — какая мерзость перед Богом — уста, произносящая скверную брань! Поэтому и самая молитва из таких уст будет в грехах  (Псал. 108. 7). О, воистину гроб отверстъ — гортань сквернослова (Псал. 5, 10), яд аспидов под устнами его (Римл. 3, 13), мечь остр — язык его! (Псал, 56, 6).

      Одумайтесь же, бр.м.  еще раз умоляю вас, и кто имеет несчастную привычку сквернословить — бросьте ее, отстаньте от нее. Удержите язык свой от зла (Псал. 33, 14), отымите от себе строптива уста, и обидливы устно далече от себя откиньте (Притч. Сол. 4, 24). Чаще всего помните и держите на уме ту молитву, которую я предложил вам в начале сего слова, и от всего сердца просите Господа, чтобы Он положил хра­нение устам вашим и дверь ограждения о устах ваших. Аминь.

 Свящ. В. Чемоданов.

(Вят. Еп. Вед. №10 1889 г.,).

 

Категория: Духовные основы крестьянской жизни | Добавил: gdkorshunova (21.09.2016)
Просмотров: 295 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz