Главная » Статьи » Духовные основы крестьянской жизни |
Положи Господи хранение устам моим, и дверь ограждения о устах моих (Псал. 140, 3)
Так молился, бр., чтобы не согрешить как-нибудь языком своим, св. Пророк и царь Давид, который, как мы знаем, совсем не злоупотреблял словами, а напротив, имя выну хвалу Господу во устах твоих (Псал. 33, 2), он в богодухновенных псалмах своих призывал хвалить Бога во святых своих и небо, и землю, и все создания Божии (Псал. 148). Эту знаменательную и поучительную молитву св. пророка очень часто церковь влагает в уста наши. Особенно же во время великого поста она побуждает нас с нарочитым коленопреклонением молиться Господу словами этой молитвы Давидовой. Да, бр. м., язык во устах наших, по замечанию св. ап. Иакова есть такое орудие, коим мы и благословляем Бога, и им же клянем человеки, бывшие по подобию Божию. Таким образом, от одних и тех же уст у нас исходит и 6лагословение и клятва. — Не подобает, братия моя возлюбленная, сим тако бывати (Иак. 3, 9-10), заключает апостол. А я прибавлю: особенно не подобает тем из вас, у коих язык — неудержимо зло, исполн яда смертоносна (Иак. 3, 8). Я говорю о тех гнилых словах (Еф. 4, 29), употребление которых у многих из вас составляет погибельную привычку. — Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, учить нас св. апостол (Еф. 4, 29). А между тем есть весьма много между вами, бр. м., таких, которые как будто родились с этими гнилыми словами, у которых скверные слова как-6удто вросли в самый язык, так что лишь только раскрываются уста, из них без гнилого слова и речи нет. Разберем же прежде, всего, слуш., есть ли нужда вам в этой срамословной брани, которая у многих составляет привычку, есть ли в ней нужда? Некоторые объясняюсь, что будто нельзя не обойтись без этой брани, особенно хозяину дома. Но так ли, правда ли это? Поприметьте сами: почти в каждом селении у вас же есть дома, в которых сквернословная брань вышла или выходит из употребления. Что же?| — скажите: хуже ли в этих домах идут дела в сравнении с теми домами, в которых сквернословная брань на каждом слове, на каждом шагу? Напротив. Следовательно, вот можно же миновать и без нее. — Но говорят опять, что бывают случаи, где беспечность, леность, ослушание семьянина вызывают гнев, досаду, в которых поневоле, вылетает из уст поганое слово. Но скажите опять, есть ли тут помощь от этой брани, выраженной гнилыми словами? Совсем нет, др. мои. Брань такая еще больше ожесточает и того, на кого ты сыплешь ее возмущает и тебя самого. Ты, обличи, укори пожалуй, только по-христиански — добрым словом, а не бери на свою душу этого тяжкого греха. Гневайтеся, сказано, и не согрешайте (Псал. 4, 5). Говорят еще иные, что мы-де иногда произносим эти слова и так — не в брань, а просто, по привычке, даже в дружеской беседе между собою. Но это, бр. м., уже совсем не извинение и не оправдание. Раздумайте и поймите сами, что же за нужда, для чего употреблять тут гнилые слова, за которые дадим мы некогда самый страшный ответ Господу Богу? Ведь и грешим мы по большей части из-за какой-нибудь, хотя и ничтожной, выгоды: пьяница, пьет для веселья или с горя, вор ворует для прибытка, сластолюбец нежит себя для удовольствия, а срамословить-то для чего? Какая тут выгода, какое удовольствие, когда и для привычного уха срамно, противно слышать сквернословие, а для непривычного не выносимо, оскорбительно? Зачем же после сего и брать на душу такой страшный гpex, от которого нет ни удовольствия, ни выгоды и за который так строго будет взыскано? Не говорите мне, что вот иногда только спьяна вырывается у иных это поганое слово. Не правда и это. Если нет на него привычки у трезвого, то откуда же оно возьмется у пьяного? Не вы ли сами говорите: «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Нет: кто никогда не ругается срамословно трезвый, у того и у пьяного не услышишь этой брани. Итак, видите сами, что от поганой брани вашей нет никакой выгоды, нет никакой и нужды в ней, а один от нее только вред, один грех, одна погибель и то прежде всего тому, кто употребляет ее, потому что в слове Божием ясно возвещено уже, что все таковые ругательники — досадители, царствия Божия не наследят. (1 Кор. 6, 10). Ну, пусть бы уже и так! Пусть бы срамослов, за свою гибельную привычку, если не хочет отстать от нее и гибнул бы на веки вечные один сам по себе. Но выходит не так. Стремясь к вечной погибели сам сквернослов, он в то же время губит еще и других, которые слышат его и перенимают у него эту брань! Оглянись, ругательник, на себя и подумай: ведь ты, не разбирая ни места, ни времени, не щадя ни пола, ни возраста, по привычке своей, всегда и везде, при деле и без дела изрыгаешь свои срамные слова; а тут тебя слушают ребята — мальчики и девочки – чужие, а чаще всего твои же собственные дети. Объясни мне ты сам, от чего это у вас иной ребенок, лишь только начинает говорить, как уже произносит те же гнилые слова твои, которые он выслушал от тебя? Перекреститься он правильно не умеет, молитвы ни одной не знает, а скверные слова у него уже часто на языке. Скажи мне, кто научил его этому? Так-то бр. м., сквернослов гибнет из-за своей срамной привычки сам, да губит и других, и губит их с самого раннего возраста. Спаситель наш Христос «нас ради человек и нашего ради спасения» сходил на землю, чтобы спасти всех. Он кровь Свою пролил на кресте за спасение каждого верующего. А сквернослов, соблазняя других своею скаредной привычкою, сколько — сосчитайте — душ этих, так дорого искупленных Христом душ, как будто нарочно губит на веки вечные! Знай же и помни после сего всякий срамослов, что ты, кроме страшного ответа за самого себя, отдашь еще того строже ответ Господу Богу и за каждую душу соблазненных тобою! Горе, говорит Сам Спаситель, горе тому, им же соблазн приходит. - Иже бо аще соблазнить единого — помни: только единого — от малых сих, уне есть ему, т. е. лучше, легче было бы ему, по словам Самого Христа, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его в глубине морской (Mо. 18. 7. 6. 10). Но здесь, бр. м., говорится об ответе за соблазн чужих детей. А что оказать, если сквернослов, из-за своей скверной привычки, соблазняет и чрез то губит еще и своих собственных детей!.. Ах, слуш. подумали ли вы когда-нибудь об этом! Если, страшное, до гробовой доски «вечное» наказание определяется по закону и здесь на земле всякому детоубийце, то как вы думаете ответить Богу за то, что погубили для вечной жизни души ваших же собственных детей! Вдумайтесь в это, бр. м., и ради Бога образумьтесь! Поймите, наконец, еще и то, что в этой сквернословной брани вашей никакого и здравого-то смысла нет. Тебе надоел сосед, ближний, или даже и из домашних кто-нибудь, вот ты и сыплешь на него свою скверную брань. Но подумай, его ли ты ругаешь тут и бесчестишь этою бранью, то есть, того ли, кого тебе нужно изругать? Совершенно нет. Ты тут бесчестишь совсем не его, а его матерь. За что? Чем она провинилась пред тобой? Разве тем, что она — безответная, деннонощная труженица в вашем быту, девять месяцев носила свое, как вы совершенно справедливо выражаетесь, «беремя», мучилась болезнями чадорождения, и потом, не зная отдыха днем от работы, проводила бессонные ночи, чтобы выходить, вспоить, выкормить свое дитя? Скажи, ужели за это она заслужила такую бесчестную брань твою поганую? А, главное, ругая ее, ведь ты ее тут не видишь, да часто и в глаза-то ведать не ведаешь. Скажи же, если тут толк и разум?… А сам-то как ты родился? Разве без матери? Разве не такая же мать и у тебя самого, как и у ближнего твоего? Как ты не возьмешь в толк, что бесчестя своею поганою, бестолковою бранью у друга своего ни с того, ни с сего матерь его, ты в то же время бессовестно бесчестишь и свою собственную матерь, да и вообще всякую матерь у всякого человека? — Всем сердцем твоим прославляй отца твоего, и матерних болезней не забуди,говорит Премудрый. Помяни, яко тема рожден еси, и что има воздаси, яко же они тебе? (Сир. 7. 29. 30). А ты, срамослов, как? — Так-то и прославляешь и поминаешь родивших тебя!… Какой же ты после сего сын? — Не изверг ли, не злодей ли? Не потому ли самому и бегут и сторонятся от тебя, как от чумы, от заразы все честные, добрые люди, когда ты начинаешь, срамословить?… Да! — Бесчествуя отца и матерь свою, сам, по словам Премудрого, срамоту примет и поношение (Притч. Сол. 19. 26). Если же срамно, отвратительно слышать сквернослова всякому честному, доброму человеку; если и он бежит от него, затыкая уши, то что сказать об ангелах хранителях наших, о св. угодниках Божьих, о св. делах, женах, преп. матерях и других небожителях, которые слышат и видят, что мы говорим и делаем и к ходатайству которых пред Богом мы же молитвенно обращаемся? Что сказать о Боге, о Спасителе нашем И. Христе и о Его Пречистой Матери, Приснодиве Марии? Я уже не буду говорить о том, сколь отвратительно им всем твое сквернословие, а лишь спрошу тебя об одном: скажи, как ты думаешь, услышат ли тебя все эти небожители; услышит ли тебя Господь Бог, когда ты к Нему или к св. Его угодникам, или к Пресв. Деве Mapии обращаешься с какою-либо молитвою, произносимую твоим скверным, нечистым, поганым языком?.. Если мерзость Господеви, по слову Божию, устно лживы, (Притч. 12, 22), то что сказать, — какая мерзость перед Богом — уста, произносящая скверную брань! Поэтому и самая молитва из таких уст будет в грехах (Псал. 108. 7). О, воистину гроб отверстъ — гортань сквернослова (Псал. 5, 10), яд аспидов под устнами его (Римл. 3, 13), мечь остр — язык его! (Псал, 56, 6). Одумайтесь же, бр.м. еще раз умоляю вас, и кто имеет несчастную привычку сквернословить — бросьте ее, отстаньте от нее. Удержите язык свой от зла (Псал. 33, 14), отымите от себе строптива уста, и обидливы устно далече от себя откиньте (Притч. Сол. 4, 24). Чаще всего помните и держите на уме ту молитву, которую я предложил вам в начале сего слова, и от всего сердца просите Господа, чтобы Он положил хранение устам вашим и дверь ограждения о устах ваших. Аминь. Свящ. В. Чемоданов. (Вят. Еп. Вед. №10 1889 г.,).
| |
Просмотров: 295 | |
Всего комментариев: 0 | |