MENU
Главная » Статьи » Духовные основы крестьянской жизни

Поучение священника по случаю рекрутского набора

Тяжелая дума теперь у всех вас, православные христиане. Одни из вас готовятся поступить в христолюбивое воинство, другие снаряжают на службу царскую своих детей, внуков или братьев, третьи плачут, прощаясь со своими мужьями и отцами. Что и говорить: нелегкое дело отбыть воинскую повинность! Но, братия мои возлюбленные, православному христианину надобно о всяком деле подумать, рассудить по-христиански, тогда и тяжелое дело будет не в пример легче и в скорбную душу прольется утешение. Побеседуем, православные христиане, о той повинности, которая озабочивает теперь каждого из нас.

Тяжело бывает нести повинность, когда мы не знаем, что она необходима и полезна и что она законна. А когда мы видим ясно, что дело, которого от нас требуют, необходимо нужно, что его требуют по Божескому закону, тогда и трудное дело становится для нас легким. Это же самое надобно сказать и о воинской повинности. Вам она кажется тягостна, но поразмыслите о ней, православные христиане, и вы увидите, что она необходима, что она согласна с волей Божию, и тогда вы легко исполните ее.

Что сделали бы с нами иноземные народы, если бы у нашего царя не было постоянного, обученного, сильного воинства? Враги могли бы вторгнуться в наше отечество, разграбили бы богатые города и мирные селения, наложили бы на нас свою тяжелую руку. Конечно, много у нас народа сильного и бесстрашного, много любви к матери нашей земле русской; мы все встали бы против них, как один человек, но не устоять ныне в бою людям, не знающим ратного дела, с одной силою и храбростью, против врагов искусных в войне, владеющих страшными орудиями.

В стародавние времена князья и цари наши не имели многочисленного постоянного войска и иноземные враги постоянно вторгались в нашу землю; с одной стороны хищные орды татар не крещеных, с другой — поляки и литовцы, с третьей — немцы и шведы. Пойдут, бывало, враги по земле нашей: где богатый город стоял, там останутся одни обгорелые развалины, где были селения, там — степь голая. Подступят враги к царствующему граду Москве, весь выжгут его, расхитят казну царскую, ограбят богатую утварь церквей и святых обителей, старых и малых изобьют, жен в плен возьмут. И в те времена люди русские были сильны и храбры, не меньше любили землю свою, но не изучив искусства воинского, они или слагали головы свои на поле бранном, или разбегались по лесам дремучим.

То ли дело теперь, когда наш царь всегда держит наготове сильное обученное войско? Теперь вы безопасно засеваете поля свои, не боясь, что чужеземные кони могут потоптать их. Теперь вы строите дома свои, твердо надеетесь про жить в них весь век свой и мысли у вас нет, что чужеземные враги спалят их. Теперь живете, наслаждаясь семейными радостями: никому, и в голову не приходит, чтобы вы и дети ваши могли быть убиты или полонены врагами.

Что было бы у нас и без иноземных врагов, если бы у царя не было воинства и между нами нашлись бы лихие люди, собрались бы шайки грабителей и разбойников и не было бы никому житья от них? Так и бывало у нас в старину. Кто не знает страшных рассказов о разбойниках? Много в этих рассказах истинной правды. Когда у князей и царей наших не было под рукою воинства готового, то во всех краях земли русской бродили шайки воров, грабителей и разбойников, так что от них добрым людям почти не было свободного прохода и проезда по большим дорогам и широким рекам. Они били и резали честных людей, отнимали у них добро, нажитое трудами целой жизни, и некому было усмирить их. То ли дело теперь? Пройдите вы из конца в конец землю русскую и никто вас не тронет. Подите в чужие земли и там вам не сделают обиды. Теперь достаточный человек не скрывает в земле своего имения, нажитого честным трудом, а открыто пользуется им и тем других поощряет честно трудиться. Почему теперь это так? Потому, что все знают, что у нашего царя много войска и он, отец наш, всякого обидчика своих детей, своих поданных, чрез воинов найдет и строго накажет. Теперь, православные христиане, всякому понятно, что нельзя нашему царю и царству обойтись без сильного войска, что войско всем нам защита и спасение от врагов чужих и своих. Это значит, что воинская повинность дело необходимое и полезное для всех нас.

И Бог, православные христиане, дал царям и правителям народным власть избирать из народа, для защиты его, людей сильных и мужественных и составлять из них воинство. Так он несколько раз повелевал пророку Своему Моисею выбирать из народа Божьего людей сильных, храбрых и бесстрашных и с ними отражать врагов. Нам, православные христиане, Господь заповедал служить благу ближних своих, «полагать души свои за други своя»‘. Этим самым Он заповедал нам бесприкословно идти на служение царю и отечеству, когда нас требуют, хотя бы на службе привелось положить душу свою. Значит воинская повинность, которую теперь вы исполняете, не только дело необходимое и полезное для нашего отечества и для всех нас, но и дело, согласное с волей Божией.

Кому из вас Бог дал жребий идти на службу царскую, тот пусть идет служить с полной готовностью. Кто будет уклоняться под каким-либо видом от повинности воинской, тот перед Господом Богом согрешит, царя прогневит и от людей стыд и срам себе наживет. Нечего ныне бояться службы царской. Государь наш много сократил и облегчил службу воинскую. Будучи Сам ко всем добр и милостив, Он и от военачальников требует, чтобы они поступали с воинами человеколюбиво. Идите же, православные с миром, куда зовет вас Бог и благочестивый государь, и служите верою и правдою. Не страшитесь, если бы понадобилось положить душу свою, исполняя, долг свой: христолюбивому воину, положившему живот свой, на службе, Господь Бог дарует на небе венец мученика, потому что он умирает за православную церковь, за царя и отечество. Православные христиане провожающее на службу царю своих родных и ближних, помолитесь Господу Богу об их здоровье и благополучии, об успехах оружия их против врагов и супостатов; утешьте их добрым словом хлебом-солью, благословите их и наградите, чем кто может, от избытков трудовых своих. Вас наградит за это Господь Бог.

 

(Мирской Вестник1863 г.)

Категория: Духовные основы крестьянской жизни | Добавил: gdkorshunova (20.09.2016) | Автор: Священник Н.Попов
Просмотров: 276 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz