Главная » Статьи » Духовные основы крестьянской жизни |
Добрую память о своих священниках, которых по обычаю величают батюшками, хранят крестьяне никольской округи. С особенной нежностью вспоминают они отца Виктора Невского из храма Успения Божией Матери в Мохнецах. Этому опальному в советское время батюшке воздается должное. О нем помнят не только его потомки, но и земляки из его прихода. Правда, земляки в этой жизни уже единичные. В основном батюшку вспоминали его современники, ныне ушедшие в вечность. К счастью, живут в Мохнецах и Шеломце внуки священника Виктора Невского, которые бережно хранят не только память о нем, но и кое-что из его архива, предметов быта из его дома в Мохнецах, да и сам ветшающий дом рядом с Успенской церковью. Внук священника Игорь Серафимович Невский написал замечательную книгу «Взгляд в прошлое», в которой семье священника Виктора Невского посвятил немало проникнутых любовью страниц. Ими автор этого материала будет пользоваться в дальнейшем при изложении темы «Сельский батюшка в жизни крестьян». Тема эта подводит к глубокому выводу: простой сельский люд не только нравственно воспитывался сельскими батюшками, но и приобщался ими к отечественной культуре, обычаям, традициям как в области земледелия, так и семейных отношений, а также к обязательствам перед родом, родиной и народом. При этом главную роль играл личный пример священнической семьи. Сельские батюшки жили в гуще народа, делили с ним все трудности жизни на земле, мало чем отличаясь от крестьян по роду занятий в личном хозяйстве, по характеру провождения свободного времени на отдыхе. Батюшки должны были знать не только местные обычаи, но и местную историю. Вменено им в обязанность было и составление летописи местных событий, педагогическая деятельность в школах через преподавание Закона Божьего, библиотечное дело при храмах. Оказывали порой и медицинскую помощь населению. Разумеется занимались и просветительской деятельности как в области бытовой культуры, так и всяких новаций в земледелии, садоводстве, в других вопросах ведения хозяйства. Поясним всё это на примерах из жизни мохнецкого священника отца Виктора Невского, прибегая к извлечениям из книги его внука И.С. Невского «Взгляд в прошлое». Будучи потомственным священником, о.Виктор начал свое служение в селе Мохнецы в ц. Успения Богородицы в 1894 году после своего отца Арсения Невского. Прослужил он в ней «более 30 лет» (с.17) Как и большинство крестьянских семей, семья священника была многодетной:. было в ней 13 детей. «Отец Виктор был просветителем и воспитателем. Его дети и внуки продолжили это святое дело. Учителями и просветителями были: дети: Антонина, Павел, Людмила, Арсений, Мария, Агриппина, Виктор; внуки: Фаина Александровна, Николай Николаевич, Виктор Николаевич, Людмила Алексеевна, Альберт Павлович, Игорь Серафимович, Ольга Константиновна, Людмила Александровна (с.28)». Из этого перечня видно, сколь много пользы принесли дети и внуки священника делу народного образования и просвещения, не считая его заслуг в этом направлении. Дом священника Виктора Невского в Мохнецах «был фактически культурным центром. Сам отец Виктор имел у своих прихожан непререкаемый авторитет. Это был культурный, высокообразованный по тому времени человек. У него в доме была огромная библиотека, регулярно выписывались различные журналы. Он с удовольствием передавал свой опыт крестьянам, обладая знаниями в сельском хозяйстве, пчеловодстве, столярном деле. Людмила Павловна лечила местных жителей, организовывала самодеятельный театр для молодежи села, который располагался в старой риге (с.30, 32)». «Жена отца Виктора – Тихомирова Людмила Павловна – была образованным человеком. Она окончила институт благородных деви. Для окрестных крестьян она служила примеро м хор ошей матери и жены, хозяйки в доме (с.20)». «Все дети в семье отца Виктора с детства приучались к труду. Все умели работать в поле, на огороде, умели косить сено, ходить за плугом, ухаживать за скотиной, работать с пчелами. Невские исстари держали пчел (с.28)». По свидетельству другого внука священника К.А.Константинова в хозяйстве батюшки содержались коровы, лошади и другая скотина, как и у хороших крестьян-хозяев. Он с этими хорошими хозяевами по навету плохих хозяев разделил их участь раскулаченных: был арестован и отправлен «в ссылку в район Акмолинска (с.32)». Внук о.Виктора И.С.Невский, описывая гостеприимный дом своего деда, особо подчеркивает, что в нем любили русские народные песни, романсы, танцы. В доме до сих ор хранится физгармония – свидетельница далеких счастливых лет большой священнической семьи. В нем принимались гости из губернии. В саду при доме для крестьян устраивались угощения медом на праздниках. Крестьянам в трудных обстоятельствах батюшка помогал зерном, деньгами, советом, а то и тягловой силой – лошадкой. О том, как он был любим, свидетельствовали воспоминания крестьян о нем, как строгом, требовательном и одновременно добром пастыре. При этих воспоминаниях глаза вспоминающих светились особой нежностью, как бы мечтательностью и отрешенностью от нынешней действительности. Вспоминающие как бы уплывали мыслями в счастливое или горестное невозвратное время, когда у них был в защитниках и радетелях об их душах добрый пастырь, настоящий батюшка, возможно, даже ближе родного бати – отца по крови. Да и как было не любить того, кто крестил их детей, кто наставлял их почитать своих родителей, кто венчал и благословлял молодых на брак, кто хоронил по-христиански всех уходящих в вечность, кто их поминал на каждом богослужении, кто выручал в бедах, кто радовался с ними на праздниках, кто рядом шел за плугом на соседнем поле, кто ночью торопился пешком или на своей лошаденке к умирающему крестьянину принять его последнюю исповедь и причастить его Святыми Дарами…
| |
Просмотров: 395 | |
Всего комментариев: 0 | |