Главная » Статьи » Духовные основы крестьянской жизни |
Открывая новую рубрику «Духовные основы крестьянской жизни», предлагаем знакомство с этими основами по православной книге «Вразумитель», изданной в России для сельских прихожан в 1895 году. Из этой книги мы узнаем, какие духовные основы закладывались в души православных крестьян с раннего возраста; как благодаря этим духовным основам люди становились нравственно стойкими, трудолюбивыми, самоотверженными родителями и защитниками Отечества. Ознакомление с редкой, уникальной книгой «Вразумитель» поможет современным родителям и учителям в воспитании сильных духом людей.
Странное, какое-то несовременное название то ли человека, то ли случая из жизни… Ни то и ни другое. Это название книги, изданной в Москве в 1895 году, адресованной сельским прихожанам, как избранные беседы, поучения и пастырские наставления сельских священников. Эта книга была дана мне для прочтения одной деревенской жительницей. Книжка имела зачитанный вид. До неё приходилось видеть и другие книги засаленные пальцами в правом нижнем углу: «Жития святых», «Псалтырь», «Библию» на церковно-славянском языке. И все эти книги свободно читались в нашей карельско-русской округе как самые ходовые. Более всех из них удивил «Вразумитель». Он написан на русском языке просто, ясно, общепонятно и применимо к народной жизни, к особым условиям и нуждам на родного быта в сельской местности. В нём: о почитаемых в народе добродетелях, о наиболее распространенных в народе недостатках и пороках, о правилах общественного поведения, о том, как доходно вести хозяйство, мирно жить в семье и соседями, о супружеской и безбрачной жизни, о том, как воспитывать детей, относиться к бедности и богатству, и множество, множество советов о труде, отдыхе, о здоровье, а также — в болезнях: о том, как избавиться от вредных привычек, исправить свою жизнь к лучшему. Есть даже такие поучения к простолюдинам как «против поспешности их к погребению умерших», «по поводу кулачной расправы», «против кулачного боя», «о необходимости борьбы с кобылкою, истребляющей посевы», «по случаю градобития полей», о суевериях, о том, как надо быть осторожным в выборе друзей и знакомых и прочие полезные советы и наставления. Короче, «Вразумитель» — нравственная энциклопедия практически на все случаи в народной жизни православных людей села и деревни. Составлена книга в основном из текстов бесед сельских священников на дому у крестьян, на их сходах, т.е. вне храмовых богослужений, где прихожане ещё вразумлялись и проповедями на евангельские темы. Судя по распространению таких книг как «Вразумитель» в нашей сельской тверской глубинке, а также по тому что книга и подобные ей покупались, читались, хранились, воспитанием народа до революции 1917г. занимались глубоко, серьёзно и всесторонне как в церкви, так и на дому сельское священники. Не зря же их в народе ласково величали батюшками, отцами, как родных. Благочестие и основы христианской нравственности прорастали через поколения русских людей на генном уровне, вошли в традиции и обычаи, и закрепились в укладе деревенской жизни, сохранившись до наших дней, особенно в старших поколениях. Бабушек в платочках никакая смена строев не поколебала: они, как и при царизме, благочестиво старались жить и при социализме, и при перестроечной демократии, нисколько не поступившись своей совестью. Как только в 80-е годы повеяло ветром перемен, они мигом соорганизовались в церковную общину, попросили в неё священника и возобновили насильственно прерванную коммунистами в 30-е годы церковно-приходскую жизнь. Коммунисты, учитывая христианскую суть русской души, вставили в свой моральный кодекс советского человека четыре божии заповеди и тем привлекли многих хороших людей в свои ряды. Правда, что «хорошие» не разобрались поначалу — зачем же понадобилось при этом храмы божии рушить и священников заточать в тюрьмы и лагеря? Старухи в платках наперекор коммунистам оставили в своих избах красные углы с иконами, а книжки церковные, чтобы не на виду были, попрятали вместе с одеждой в свои сундуки. Так до наших дней и иконы старинные (порой на чердаках) и книжки старинные типа «Вразумителя» сохранились, не говоря уже о сохранности в народе христианской веры. Старух в платках не испортил ни 101-й километр с его уголовной братией и никакие провозглашенные всё дозволяющие свободы демократов. В то время как пожилые женщины — «бабки» стояли в жизни долго, как дубы, молодые вокруг с 80 годов падали как снопы от пьянки, курева, драк и несчастных случаев. Бабки хранили благочестие, как свои платки на голове, молодые понятия о нём не имели. Но, правда, далеко не все падали; многие учились, чего-то достигали. Именно они были из благочестивых семей, вразумлённые своими бабками и матерями. Они-то и составляют ныне здоровое ядро деревни. Потихоньку и они подтягиваются к церкви, к народной вере, к традициям и добрым обычаям. В их отставании от «бабок» сказалось время безбожия — насаждения в душах атеизма, да и разрушенные храмы в их молодых жизнях сказались отсутствием вразумителей в лице священников. Из «Вразумителя» предлагаем весьма актуальные для молодёжи извлечения о пьянстве, табакокурении, срамо- и сквернословии, о богатстве и бедности. Есть в этой удивительной книге поучения и о народных целителях, так называемых ворожеях, шептунах, специалистов по «сглазу» и «порче». Есть и беседы о суевериях (сглазе и порче). Как ныне в моде в городах маги, колдуны и экстрасенсы, так почитаемы до сих пор в деревнях знахарки. Они неплохо живут за счет подношений. В основном, сумок с продуктами и гостинцами, а возможно и денег. Промышляют они нашёптыванием на соль, хлеб и воду, заговорами на предметы, например, вилки или гвозди, которые «по заказу» могут вбить в порог дома врага. Это означает «на смерть врагу». Вот что говорит священник И.Орлов из села Орловки Пензенской губернии: в 1890 году «В прорицаниях на карты и бобы взводят клевету на людей невинных; если покажут покражу на младшего семьянина, пожалуй, и в гроб его вгонят. А что делают во время святок, особенно молодые люди? Каких тут гаданий, какой ворожбы не бывает! Судьбы Божии от нас сокрыты, а мы силимся, так или иначе, узнать их. Нет, братие, грех, тяжкий грех принимают на себя эти шепотники и клеветники, эти ворожеи и знахари, да и те, которые обращаются к ним». «Все наши горести и скорби, несчастия и неудачи, лишения и оскорбления силен отклонить от нас только Господь, а не ворожба или тёмная сатанинская сила, которая старается завлечь нас в свои сети. Прибегайте же к Богу и просите у Него помощи и помилования. Господь милосерд, Он же и помилует и спасёт; обращайтесь к Его угодникам и молитесь им; Это средство вернее всякой ворожбы и всяких прорицаний». Благочестивые наши старики долгожители, похоже, хорошо были вразумлены сельскими батюшками, и ныне стоят как кряжистые дубы.
| |
Просмотров: 347 | |
Всего комментариев: 0 | |