MENU
Главная » Статьи » Духовные основы крестьянской жизни

Вразумитель. Беседа «Об усилении и улучшении хлебопашества».

Объявление

Возобновляем вновь публикацию проповедей, бесед, поучений из книги «Вразумитель» 1895 года издания,

 актуальных и в нынешние времена.

 Ниже предлагается беседа «Об усилении и улучшении хлебопашества»  протоиерея Дмитрия Бережкова за 1892 год, которая развивает его тезис: «Дурные не времена, а люди».

В ней речь о порче нравов крестьян, как источнике их экономических бедствий.  Убедительное, полезное вразумление   и для нашего времени, для всех слоёв современного общества.

  Беседа об усилении и улучшении хлебопашества

(Из внебогослужебных собеседований)

         К великому сожалению, братия, нынешнее поколение пренебрегает земледелием; наша молодёжь уклоняется от хлебопашества: ищут лёгких работ и более выгодных. Кто не узнает в этом стремлении пустаго самолюбия и глупаго легкомыслия? И в наше время хлебопашец также необходим, как и прежде; и в наше время никто не может обойтись без куска хлеба, как и бывало. Но дело в том, что старики наши, помня поговорку, что «за всяким зайцем не угонишься, а побежишь за двумя, ни одного не поймаешь», не бросались на легкия и непостоянные добычи, а посвящали себя исключительно земледелию, трудились без устали около земли, тщательно возделывая и удобряя ее. И она не оставалась им неблагодарною, а вознаграждала за труды их сторицею (Мф.XIII, 8).

         Приложите-ка  хорошенько вы и труды, и силы свои к земле и не раскаетесь. – Если вы сознаете в себе много ума, находите соображение и сметливость, имеете большия сведения, то все эти достоинства обратите на усовершенствование хлебопашества: приобретите улучшенныя орудия, употребляйте сообразные  с почвой способы обработки и удобрения, сейте отборное зерно. Господь Бог милосердый даровал нам земныя богатства, чтобы мы пользовались ими с умением. Уменье хорошаго пахаря состоит в том, чтобы землю беречь, а не истощать до бесплодия, дурную почву скорее поправлять, а истощенную удобрять, помогать ей, когда нужно. Умеющий хозяин леса хранит, а не рубит их без толку, потому что леса увлажняют воздух и не позволяют жарам иссушить землю. Для сего же он заботится и о воде, делает пруды, расчищает, а не засоривает ручьи. Так же поступайте и вы, а главное не ленитесь; принимайтесь за работу ранее и оставляйте её позднее. Поверьте, что при этих условиях никакое другое ремесло не вознаградит вас честным  прибытком столько, сколько земледелие. В широких хозяйствах у крупных землевладельцев новые улучшенные способы обработки земли или введены, или вводятся; хозяева затрачивают капиталы в полной надежде возвратить их с великой прибылью,-  и действительно не ошибаются:  у них десятина земли дает не десятки, а сотни рублей. И вы можете пользоваться их примерами. Если что не подсильно одному, то сможете сделать целой общиной, - было бы между вами полное согласие, христианская любовь и соседское дружелюбие.

         Но если позволите, братия, быть откровенным с вами – вся беда ваша в том, что вы не имеете вышеупомянутых качеств, - в вас нет ни находчивости, ни предприимчивости, ни даже братолюбия. У вас хлебопашество идёт кое-как: работаете вы на сморенных лошадях, неудобными орудиями, сеете вы тощее зерно; согласия в вас не бывало, лад вас не берёт и в маловажных мирских делах, а не только что в таком важном деле, как улучшения земледелия. Как же после сего ожидать от земли хороших урожаев, и какия она может доставить выгоды? И вот вы бросаетесь на другия посторонние занятия, ни мало не относящиеся к вашему главному – хлебопашеству; беретесь за то и другое, и ни в чем не успеваете. Естественно, во всем вы терпите нужду и везде видите недостатки.- Но какие бы недостатки ваши ни были, какая бы беднота ни завелась у вас, долг каждаго крестьянина грозно стоит пред его очами. Ты обязан уплатить государственныя и общественныя подати, должен исправить семейныя нужды. Изворачивайся, как умеешь и можешь. Добыть деньгу не на чем, продать нечего: ни озимаго, ни яроваго хлеба лишняго нет, - а, пожалуй, еще и самому придётся покупать. Что делать? И земледелец, пример простоты и честности, должен подниматься на хитрости, прибегать ко лжи и обману*).

         От сего самаго простонародье в нынешнее время потеряло доверие к себе. А потом жалуемся мы на дурныя времена; дурны не времена, а люди. Кто живет, не ленится, пашет, не оставляет впусте землю, обрабатывает ее прилежно, удобряет порядком, - тот получает хороший урожай, довольствует свою семью безбедно; имеет запасное зерно, которое может продать на домашния нужды; следовательно, тому нет надобности прибегать к обманам, подделкам и бесчестно разорять своего же брата бедняка.

         Итак, братия, поприлежнее беритесь за обработку земли и не гнушайтесь земледелия, улучшая его,  сколько достанет к тому сил и возможности. И вы будете гораздо счастливее, чем думаете и чем теперь находитесь. Не чин, не сословие доставляют счастие человеку и делают его почетным, а сам человек. Без труда, без прилежания, без усовершенствования своих дел человек в каждом звании встретит и нужды, и скорби. И дворянин, и купец – не трудящийся могут дойти до того, что будут просить насущного хлеба у землепашца; напротив, трудолюбивый крестьянин, усердный и добродетельный пахарь, находит почтение у всех и низших, и высших и обретает благословение Божие, в руках его достаток и обилие, а в сердце мир и радость. Дорожите честью: не лгите и не обманывайте. Не завидуйте никому; зависть – один из гнуснейших пороков, гибельно действующих на завистника, поелику сопровождается озлоблением и унынием духа. Чем вас Господь благословил, тем и будьте довольны. А паче всего возложите все упование на Бога: Он подает нам силу и мужество в тягостных трудах; без Него суетны все труды наши и работы; с ним же и малое наше – велико, и бедное – богато.

*)Не обижайтесь, друзья, что я вам так прямо, не обинуясь, говорю о потере среди вас чести и правды. Я вам укажу на прискорбные поступки, которые, к великому сожалению, совершены были нашими прихожанами. Один из них на базаре два раза продал одно и тоже дерево таким же беднякам крестьянам, но зато он и понес достойное своего обмана наказание. Другой, добыв в лесу осиновое толстое дерево, с совершенно выгнившей серединой, испилил его на бревна, в каждый конец бревна владил здоровыя средины и продал гнилыя дуплистыя бревна за свежия высокой ценой. Вероятно, бревна достались такому же бедняку. С каким сожалением, полагать надо, бедняк сей открыл обман, и какими проклятиями осыпал он, хотя заочно, продавца – обманщика. Вот вам и христианское братолюбие. Но, ведь, множество таких образцов лжи и обмана найдешь среди простаго народа, если станешь разыскивать их.

                         Прот. Дм. Бережков

(Паст. Соб.  1892 г.)

 

 

 

Категория: Духовные основы крестьянской жизни | Добавил: kremeneckaya (29.06.2020)
Просмотров: 242 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz