Главная » Статьи » Статьи |
Материал для очерка по истории двух церквей — «Живовоначальной Троицы» и «Св. Александра Невского» в поселке Рамешки собирался по просьбе настоятеля последней, отца Алексия. В его основу положены архивные данные, а также воспоминания старожилов, которые помнили эти две церкви действующими до 30-х годов XX века. Строившая храмы крестьянская цивилизация, с патриархальной материальной базой, духовно была несоизмеримо богаче нынешней, техногенной. Крестьянская Россия, лапотная и сермяжная, мало или совсем неграмотная, знала законы Божии, стремилась жить по заповедям Божиим, считая идеалом своим святость. Именно поэтому и называлась она Святой Русью. Первоочередным делом в любом селении для русского человека было возведение храма. Вокруг церкви строилась его жизнь. Человек и его потомство, с момента крещения, воспитывал здесь свою совесть, освящал все большие и малые события своей жизни. В храме он духовно возрастал, а по смерти рядом с храмом находил место упокоения. В рядовом российском селении Рамешки жители его и окрестных деревень озаботились построением каменной церкви в 1776 году, так как к тому времени две имеющиеся деревянные начали ветшать. В церковных документах записано: «… прихожие люди новую каменную церковь из своего кошту строить начали». «Прихожих» же людей тогда немало было, не то, что ныне. Из 340 дворов Рамешек и соседних деревень в церковь ходило «1026 мужеского» и «1130 женского пола». Как малограмотно пишет «нижайший раб Бежецкого уезда прихода села Рамешки ведомства Государственной коллегии экономии деревни Коскова крестьянин Афанасий Ульянов», в 1778 году прихожане уже начали возводить каменное строение. При этом, «всеприятное старание имеють». А чтобы дело лучше шло, поручили прихожане Афанасию Ульянову собирать пожертвования от «усердных доброхотодателей», для чего завели в церкви «изборную книгу». Служили тогда в церкви «Живоначальные Троицы» 1 священник, 1 диакон, 2 дьячка, 2 пономаря. В имущество церкви входили: «запрестольная одежда бумажная, ветхая, антиминс ветхий, Евангелие с серебряным окладом, ковчег оловянный, сосуды серебряные, два кадила, водосвятная чаша медная, пять лампад, паникадило медное, иконостас резной, позолоченный, царские двери резные, в золочении». По правую сторону того храма — образ Спасителя, Живоначальные Троицы храмовая, преподобного Сергия Чудотворца, святого пророка Илии. По левую сторону — Богоматери «Всех скорбящих радость», Успения Богородицы, Святого Николая Чудотворца, Ярус Апостолов, двенадцать праздничных икон и пр. Книги, ризы: камчатные, шелковые, тафтяные. К 1784 году церковь уже была построена. В 1797 году в селе Рамешки в каменном храме два престола: «один во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы, а другой в приделе Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца». И вот любопытное свидетельство. Коллежский асессор Иван Куминов из села Зиновьева обращается в Тверскую епархию с прошением: «От усердия своего воздвигнуть престол во имя Пресвятой боголюбивой Богоматери в третьем приделе оного села храме». Благочинный села Замытье Михаил Акинфьев удостоверяет это прошение Куминова тем, что «место для престола имеется и народ согласен установить третий алтарь». Иван Куминов, который просит «от усердия своего» воздвигнуть престол, — кавалер Св. Александра Невского, бежецкий помещик, «устрояет» в приделе престол и просит тогдашнего архиепископа Тверского и Кашинского Иринея позволения его освятить. Прошение к архиепископу подписано: «а вместо его за невладением ево правою рукою, по ево прошению, порутчик Матвей Иванов сын Куминов руку приложил…» В 1809 году случается беда: от упавшей свечи внутри церкви начинается пожар, и сгорает каменная церковь. Начался ремонт, и снова каменная церковь украшается. В 1824 году разбирается деревянная церковь. Были попытки «деловых» людей построить на церковной земле питейный дом, но церковное начальство этому воспротивилось. Заботами прихожан не оставлена и церковь Св. Александра Невского: на месте деревянной строится новая каменная, и заканчивается это дело в 1837 году. В 1842 тду возводится новая ограда. В последующие годы стены украшаются живописью, обновляется иконостас, кладутся новые печи. Прихожане жертвуют церкви иконы. Среди церковных документов сохранились такие, которые отражают нравы тех времен. Так, за 100 лет существования каменной церкви один раз из нее были похищены вещи и церковные деньги, один раз заведено дело об убийстве учеником «Михаилом Кустовым матери своей, вдовой дьячихи Феодосьи Спиридоновой». Несколько дел повествует о наложении церковной епитимьи за блудные грехи. Показательно отношение к этому греху на примере согрешившей дворовой девки Аксиньи Алексеевой. Эта крепостная «вотчины майора Семена Самуйлова сына Руднева деревни Каменка» была обвиняема «за блудное сожитие, чинимое ею в бегах». На нее «наложена епитимья на семь лет со Вот оно как было! Кроме отца по крови, каждый крестьянин и крестьянка имели еще и духовного отца в лице священника, который наставлял их по жизни. Для детей в Рамешках, в школе, тогда преподавался закон Божий, учивший их нравственному поведению и образу жизни. Одними из законоучителей в Рамешках упоминаются в 1879 году священники Вознесенский и Воскресенский. Мирские люди в Рамешках не только заботились о благолепии храмов, но и активно: участвовали, как сейчас говорят, в кадровой политике. Так, прихожане отправили епископу Тверскому и Кашинскому в 1792 году прошение. В нем они просили «на место диакона Григория Трифонова, который по собственному прошению (в епархию) был определен в Краснохолмский Николаевский Антонов монастырь для принятия монашеского образа», определить другого: «Мы, нижайшие мирские люди, всепокорнейше просим на оном праздном диаконском месте в нашем селе риторики ученика Василия Степановского рукоположить, так как ведаем о его честной жизни и добром поведении». Прошение было удовлетворено. Прихожане имели возможность пожаловаться на церковнослужителя за какие-либо нарушения. Так, например, по жалобе купцов Назаровых церковного старосту принудили в 1882 году уплатить им долг. Рассматривались церковными властями и бытовые нарушения, например, «о ссоре священника Капецкого с рядовым Георгием Алексеевым»; происходили порицания и перемещения в случаях неблаговидных поступков священнослужителей. К началу 20 века (1901 год) в Троицкой церкви 3 престола: в холодной — Святой Троицы, в теплой — правый Богоматери «Взыскание погибших», левый — Сергия Радонежского. В церкви Александра Невского один престол Святого Благоверного князя Александра Невского. При церкви находились: сторожка, 2 амбара, сарай, 45 десятин 1934 сажени земли. Кроме того, в пустошах Красное и Починок 93 дес. 1356 сажен земли. По штату числилось 3 священника (А.М.Лебедев, 34 года; П.И.Лебедев, 37 лет; А.В.Кустов, 32 года, диакон Е.И.Нечаев, 59 лет, псаломщики — И.С.Соловьев, 65 лет, И.В.Покровский 54 года., Я.М.Лютницкий, 59 лет). Жалованья члены причта не имели, процент с капитала в 850 рублей в год и годовой доход 1120 рублей служили средствами существования от прихожан. У священника А.М.Лебедева было прихожан: 820 мужчин, 955 женщин (Рамешки, Хромцово, Кадное, Цицеруха, Денесьево, Сидорове, Ильино, Раменка). У священника П.И.Лебедева прихожан: 840 мужчин. 931 женщина (Рамешки, Косково, Александрово, Плосково, Разбойница, Гоголиха, Каменка). У священника А.В.Кустова (Рамешки, Далеки, Борутино, Селище, Леоново, Горолысово, Якимково, Городок) — всего 799 мужчин, 903 женщины. Итого — 5248 человек получали духовное образование в церквях Рамешек, учась жить по совести — закону Божьему, из них 476 мужчин были военного сословия. В 1915 году по епархиальному справочнику прихожан в Рамешках 2826 мужчин, 3088 женщин, всего 5914. Отмечается прирост прихожан, хотя и была убыль военных в связи с Первой мировой войной 1914 г. Ушли на фронт не только лица военного сословия, но, вероятно, и мобилизованные из крестьян. В 1915 году при церкви существовала церковно-приходская школа, числилось 6 церковнослужителей, 615 учащихся. Жалованья 330 рублей, доход 1000 рублей, земли 93 дес. 1356 сажен. Священники: Алексий Лебедев 49 лет, Иоанн Новоселов 27 лет, диакон Михаил Скобелев 27 лет, псаломщик Садок Слонинский 23 года. К церкви приписаны часовни, в деревне Гоголиха — Рождества Христова, деревянная, строения 1850 года; в деревне Каменка — Рождества Пресвятой Богородицы, деревянная; в деревне Селище — Св. Преподобного Илии, деревянная; в дер. Леоново — Казанской Божией Матери, постройки 1894 года, деревянная. В это время священник церкви села Рамешки Алексий Лебедев был благочинным 5-го округа Тверской епархии. Какие-либо сведения о церковной жизни позднее 1915 — года в архиве области отсутствуют. В 1917 году грянула революция, и начались гонения на церковь, которые, видимо, привели к уничтожению документов, вплоть до закрытия храмов в 30-е годы. Например, в Замытье кладовщица в 20-е годы топила книгами печи. В Никольском церковные книги валялись на улице. Кое-что все-таки сохранилось в памяти пожилых людей Рамешек и соседних деревень. Так, Анна Яковлевна Горшкова, рождения 1910 года из деревни Селище, помнит в Троицкой церкви золоченый иконостас, два хора, правый и левый. То же и в церкви Александра Невского. Стены церквей были расписаны. Помнит батюшек: отец Алексий Лебедев жил в доме, где ныне проживает семья о. Алексия. Отец Михаил Скобелев жил в доме Моркиных. Поблизости находился дом и отца Петра Лебедева: «в старом доме на углу», там, где ныне здание суда, жил о. Иоанн Новоселов. В старой аптеке был дом одного из псаломщиков. Рассказывала она, что купцы Гудковы — Павел и Филипп — жили на месте, где ныне трикотажная фабрика. Они делали иконостас в церкви. В 1925-1930 годах церковь еще действовала. Помнят старики и кладбище вокруг церкви. Оно не имело богатых надгробий, все больше деревянные крестьянские кресты на могилах стояли, редко попадались чугунные, резные… В 30-е годы церковнослужителей арестовали, и они исчезли бесследно. Но, судя по судьбам священников Никольской округи, их либо сослали в северные края, на лесоповал, где они могли погибнуть, либо расстреляли. А.Я.Горшкова помнит, как по закрытии церкви части золотом сияющего иконостаса грузили на две машины и, по словам грузчиков, повезли в Троице-Сергиеву лавру. Но вряд ли была проявлена о них такая забота… Одновременно с пастырями арестовывали всех состоятельных людей в Рамешках, в окружающих деревнях — так называемых «кулаков». Высылали целыми семьями. Пострадали купцы Гудковы, Сергеевы, Ловля, Картазовы и многие другие. В церкви разместили клуб и склад. И чтобы покончить с крестьянской, то есть христианской идеологией, стали снимать кресты с церквей, сбрасывать колокола. Вот как об этом рассказывает Г.А.Ежова, вспоминая свое детство: «Помню, как содрогнулся поселок от того, что советская власть ищет человека, который мог бы снять крест с купола. Такого человека долго не находилось ни в поселке, ни в близлежащих деревнях. Мы жили на Комсомольской улице, и однажды летним днем люди передавали от дома к дому весть, что в 5 часов вечера снимать крест согласился Васька. В 5 часов вечера народ повалил к храму. Детская моя острая память сохранила до сих пор облик человека крепкого телосложения, обвязанного веревками, который карабкался наверх. Народ стоял в молчании, никто к нему не подходил, все он выполнял один, а когда закончил, народ выдохнул: Васька-Крест. Прозвище это он носит до сих пор. Фамилию люди забыли». Пожилые люди припомнили, как в 30-е годы, во время кинофильма в церкви со стороны белого экрана вылетела огромная птица, она пролетала над людьми, металась, заслоняя изображение, сбивая звук. Непонятно, как она исчезла. Прямо-таки мрачное знамение! Наступила эпоха колхозно-совхозной цивилизации. Слово «крестьянин» стало анахронизмом. Бывших хлеборобов и пахарей стали звать колхозниками и рабочими. В колхозно-совхозный период часовни тоже побывали клубами и складами. Около 60 лет простояли церкви без пения, теряя настенную живопись и остатки украшений. Столько же лет длилась колхозно-совхозная эпоха. Но и эта цивилизация рухнула, правда, не сама собой, а с помощью дирижеров новой и на сей раз бескровной революции — демократической. И вот — чудо! Среди руин в 90-е годы вновь вознесся на перекрестке дорог в Рамешках православный крест над куполом церкви.
Слева — храм св. блгв. князя Александра Невского, справа — Троицкий храм.
| |
Просмотров: 641 | |
Всего комментариев: 0 | |