MENU
Главная » Статьи » Статьи

Фольклор последних могикан

Под последними могиканами подразумеваются последние представители колхозно-совхозного крестьянства, которые ныне доживают свой век в сёлах и деревнях Тверской губернии. Их называют либо тружениками тыла, либо ветеранами труда. Большинству из них более 70 лет.

Интерес к этой группе людей вызван тем, что они в значительной степени живут старинным традиционным крестьянским укладом и обычаем, которые похоже с их уходом из земной жизни практически скоро (в считанные годы) исчезнут.

Произойдет это не так, как у вымерших индейцев государств инков и ацтеков в Америке, а в силу естественных возрастных причин, а также смены социальных условий в рамках техногенной цивилизации, в новой России.

Как уходящий в прошлое мир их жизни, включающий в себя тип их жилищ, систему жизнеобеспечения в них, особенности быта, народного творчества и рукоделья, верования, суеверия и мировоззрения в целом, он может быть любопытным как образец деревенского фольклора. И не только любопытным для истории и искусствоведения, но и полезным для выживания в экстремальных условиях техногенной цивилизации с ее катастрофами.

К примеру, дорогого стоит для здоровья экологически безупречная бревенчатая изба, и в ней — согревающая, кормящая и лежащая русская печка, аскетичный и в то же время здоровый образ крестьянской жизни, умение жить экономно, но сытно, одеваться очень скромно, но целесообразно, удобно и даже красиво и для работы и для праздника, в доме создавать уют.

Иногда от молодых можно услышать о стариках презрительное: «довоенные вороны». Но именно эти «вороны» выстояли и победили более сильного врага в страшной пятилетней войне 1941-1945 г.г. и с треском и позором прогнали его со своей территории.

Утраты в укладе крестьянской жизни под влиянием революций и реформ, конечно, были, но они достойно пережиты и русским и карельским крестьянином. Когда были закрыты или разрушены сельские церкви (крепости крестьянские), верующие продолжали молиться Богу в красных углах в своих избах перед домашними иконами, возжигая перед ними свечи и лампады, украшая их, как и прежде нарядными кружевами.

Не стало священников, продолжили сами отпевать и поминать своих покойников, крестить младенцев, заведя тетрадки с переписанными молитвами. Богослужебные книги и иконы частично попрятали от комсомольцев на чердаках. Посему, когда храмы при «перестройке» открылись, вновь вернулись в них, как будто и не было безбожных пятилеток.

Запретили большие крестные походы в сёлах, так стали раз в год, весной на Георгия Победоносца ходить вокруг своих деревень с его иконой и пучком вербы. Ею же выгоняли скотину на первую траву.

Соблюдали по домам церковные праздники и гостевания с пирогами, домашним пивом и самогонкой на случай похорон, поминок, свадеб. Соблюдали неуклонно погребальный и поминальный обряды с молитвами на эти случаи.

К пасхе тщательно мыли стены изб, меняли все занавески, скоблили и мыли полы, меняли обои, если таковые были. Конечно, пекли куличи и красили яйца. Святую воду для окропления и свечи привозили с нарочными из Твери или Лихославля.

На Пасху клали на могилки родных крашеные яйца и кусочки куличей. На Радоницу и перед Троицей тщательно наводили на могилах порядок, пели возле них молитвы.

В погребальном обряде сохранили бросание еловых веток на дорогу от дома до ворот кладбища. Также сохранили моменты прощания покойника с домом, оставляя его на время лежать на лавке перед домом. Останавливали покойника с лавкой даже около несуществующей часовни (если была прежде). Всегда на местах, где стояли прежде часовни, останавливались и крестились.

До сих пор, хотя и редко, можно услышать на похоронах плакальщиц, выражающих скорбь по покойнику особыми речитативными жалеющими словами с плачем и рыданием.

Очень достойно проводят деревенские поминки по усопшим в 3-й, 9-й, 40-й дни и годовые, с молитвами при свечах, вкусной трапезой и скромным винопитием.

Мыслимого покойника при этом тоже угощают стопкой водки и хлебом, которые ставят под красным углом со свечкой на тарелке.

До сих пор в деревнях живут знахарки, которые либо заговаривают нашептыванием хлеб, соль, сахар, воду для исцеления ими болящего; либо они же какими то заклятиями заговаривают камни и другие предметы для погибели неугодного жителя деревни. Причём, делают эти операции люди православные по рождению и крещению, поступая как язычники. В арсенал наиболее действенных средств входят не только камни, а и битое стекло, проволока, гвозди, колющие и режущие предметы, которые забрасываются на усадьбы предполагаемых личных врагов. Для лечения применяются топоры, вилы и косы.

Языческие мотивы проявляются в своеобразном камнелюбии, в придании камням сакрального, чудодейственного воздействия. Так, на одном огромном плоском камне очень любили танцевать в советское время колхозные девки и парни. Также прикладывались к камням в надежде исцелений от недугов и обретения энергии, необходимой для каких-то жизненных подвигов.

В одно и то же советское время в деревнях проживали знахари, колдуны, коммунисты, верующие православные, атеисты и беспартийные марксисты. Почти такой же коктейль наличествует и после «перестройки». Однако, подавляющее большинство из последних могикан всё-таки традиционно православные люди без языческих суеверий.

Очень весело ведут себя последние из могикан на советских праздниках. Они любят петь русские и карельские народные песни, танцевать «цыганочку» и «барыню», а также «дробить» ногами под гармонь. Это «дробление» вид чечётки. Неизменно исполняются частушки довольно натуралистического направления.

Единственно признаваемый тип жилья у могикан — бревенчатая изба. Когда они попадают в город, в каменные дома, в которых задыхаются, они не чают вернуться в деревню. Лучшим обогревом в домах считают сочетание русской печки и голландки. Газового отопления боятся, да и не могут иметь его по скудости средств.

Любимыми занятиями женщин на отдыхе в доме являются прядение шерсти на прялках, шитьё на машинке «Зингер», вязание варежек и носок, а также вязание из цветного тряпья дорожек и круговых ковриков на полы. Малочисленные деревенские мужики либо плетут сети, ремонтируют покупные, либо режут по дереву наличники, карнизы, плетут корзины, делают домашнюю мебель.

В некоторых домах над дверью висит солнце из дерева вырезанное или подкова, на счастье.

Редко, но встречаются над трубами либо петушки, либо коньки.

Полностью из женских рукоделий исчезли вязание кружев и вышивка по причине ослабления зрения у последних могикан.

Одежду и мужчины и женщины предпочитают темную, однотонную, то есть не маркую, скромного покроя, без выкрутасов. Женщины любят цветные платки, мужчины вместо ушанок стали носить шерстяные шапочки колоколом. Старые женщины в деревне в брюках не ходят, а если и оденут на больные ноги спортивные тянучки, то сверху обязательно прикроют их юбкой.

Привычка вставать рано осталась у могикан с колхозных времен, когда до работы надо было успеть и печь русскую истопить, и хлеб в ней испечь, да в чугунках и глиняных горшках еду для себя и скотины сварить. Подъём хозяйки происходил где-то в четыре утра. Когда она гремела печной кочергой и ухватами, молодые работники и дети еще спали непробудным сном. До выхода на работу надо было еще и скотину обиходить, накормить ее и напоить, а коровушку еще и подоить. После колхозных рабочих ненормированных часов дома ожидало всё то же хозяйствование, плюс огород и сенокос, который для личного подворья приходился на ночь. Без помощи детей со всем было не управиться, посему и рано пристраивали малолеток и подростков к труду.

Ныне чугуны, крынки, корчаги большей частью на чердаках или в местных музеях, как и ткацкие станы, на которых ткали полотно для покраса и пошива одежды.

Всё это хлопотное домашнее хозяйствование на памяти 80-90 летних крестьян-колхозников.

К одежде относились очень экономно и бережно, используя ее при обветшании как вторсырьё для вязания напольных дорожек и прочего рукоделья. В еде тоже были не избалованы: щи да каша — пища наша. Заготовки овощей, ягод, грибов делали не в стеклянных банках, как ныне, а в бочёнках и бочках. Ныне бондарей, гончаров, горшечников, как и кузнецов нет и в помине.

Так, вкратце, конспективно обрисована народная культура, крестьянский быт в одном из уголков тверской земли, где русские и карелы проживали либо по соседним селениям, либо в смешанных браках в одной деревне.

В заключение приведем некоторые ходовые русские пословицы и поговорки из области народной мудрости.

Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно.

Дал Бог руки, а веревки сам вей!

Добывай всяк своим горбом!

Кто рано встает, тому Бог подает.

На Бога уповай, а без дела не бывай!

На острую косу много сенокосу.

Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Не спрашивай урожаю, а паши, да молись Богу.

От трудов праведных не нажить палат каменных.

Жили могикане небогато, то голодно, то сыто, но всегда достойно. Помогала им в этом вера, надежда, любовь, веками нажитая народная культура.

 

 

Категория: Статьи | Добавил: gdkorshunova (17.09.2016) | Автор: Кременецкая Т.Н.
Просмотров: 342 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz