MENU
Главная » Статьи » Из наследия дворян Трубниковых » Наследие дворян Трубниковых

Аннино и Михнево

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и администрации Тверской области в рамках научно-исследовательского проекта «Литературная жизнь Тверской губернии II половины XIX века» (проект № 07-04-57401а/Ц)

Аннино и Михнево

Понятие самодеятельной усадебной литературы в филологической науке практически не разработано. Типологически она близка к роду домашней литературы, которая являлась составным элементом быта культурной дворянской семьи. На наш взгляд, усадебной литературой можно называть совокупность произведений самых разнообразных, чаще всего автодокументальных жанров, не предназначенных для печати. Эти произведения, как правило, достаточно своеобразны и адресованы узкому кругу посвященных, способных адекватно реагировать на них. О «ситуативности» и о конкретной адресованности как об отличительных признаках домашней литературы справедливо пишет Т.Н. Головина1.

 

Михнево

Материалы, хранящиеся в Государственном архиве Тверской области, а также в столичных архивах дают основание говорить об интенсивном обращении тверских дворян к автодокументальным жанрам: воспоминания княгини Кропоткиной «Щербово при бабушке Аграфене Петровне», воспоминания Квашниной-Самариной о праздновании Пасхи в усадьбе Суховарово, дневник А.Н. Трубникова и др.2 Все эти документы на сегодняшний день обойдены вниманием исследователей. Тем не менее, использование «литературной “повседневности” для воссоздания ментального универсума человека»3, представляется перспективным направлением в изучении усадебной литературы, так как позволяет «вжиться» в усадебный быт, реконструировать его, лучше понять эпоху и усадьбу как феномен.

Разумеется, автодокументальные жанры характерны не только для усадебной литературы, их бытование гораздо шире. Литература воспоминаний, автобиографий, дневников, заметок, как справедливо замечает И. Савкина, становится еще в первой половине XIX в. «органической частью культурного быта, культурной моды и культурной привычки…»4. Эта тенденция сохранялась до начала XX в. Стремление к словесному самовыражению актуализируется в усадьбе, так как сама замкнутость усадебного бытия настраивала на глубокую рефлексию, на желание осмыслить свою жизнь, сохранить и аккумулировать информацию о своем роде, о своей семье, о себе самом. Популярность автодокументальных жанров в усадебной среде объясняется, на наш взгляд, тем, что именно эти жанры, «ускользающие от канонов и правил»5, дают авторам простор для творческого самовыражения.

Но творчество усадебных авторов не ограничивается только автодокументальными жанрами. Особый интерес, на наш взгляд, представляют рукописные усадебные журналы, которые аккумулируют в себе самые разнообразные литературные жанры.

В Государственном архиве Тверской области среди разрозненных бумаг из «Коллекции рукописных, печатных, иллюстративных материалов по истории Твери и Тверского края XVI - XX вв.» нами были обнаружены рукописные журналы, носящие название «Аннинская бабочка»6 и «Осколки нашего кружка»7. Эти документы не были атрибутированы ни с точки зрения владельца, ни с точки зрения места их создания. Однако в текстах есть топографические указания - названия сел, которые позволили нам установить, что эти села принадлежали разным ветвям семейства Трубниковых. Предположение о том, что рукописные журналы создавались в семье Трубниковых, подтвердилось при более подробном изучении текстов, в которых встречаются имена некоторых представителей этого рода...

Далее читать по ссылке:

http://litmap.tverlib.ru/rameshkovsky/annino_mihnevo.htm

 

 

 

Категория: Наследие дворян Трубниковых | Добавил: gdkorshunova (21.06.2019)
Просмотров: 384 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz