Главная » Статьи » Статьи |
При желании и наблюдательности каменную летопись деревни можно прочитать с языческих времен до наших дней. Она запечатлена в надписях, рисунках, знаках, фигурах на камнях. И открытие этих «дивных» камней принадлежит Ф.Н.Глинке, проживавшему в наших местах в 19 веке. Записана она и в трудах камнетёсов по огранке камней, в ремёслах крестьян, использующих в быту дикий природный камень, а также прибегавших к камню с ритуальными и обрядовыми целями на протяжении ряда столетий. Приведем некоторые примеры из реалий нашего времени в Рамешковском районе. В деревнях с сохранившимися старыми домами и банями невозможно не обратить внимания на то, что под нижними брёвнами срубов изб лежат камни-валуны. Лежат они и в качестве фундамента в сельских храмах. У порога деревенских домов часто встречаются уплощённые камни, иногда гладкие из кремнистых пород со знаками волновой ряби, иногда шершавые из гранита. Казалось бы, не проще ли быть порогу деревянным? Ан нет, положен камень! В банях по-черному отопительный очаг сложен из камней, да не любых, а тех, что при нагреве не трескаются. Вблизи деревень можно встретить каменные жернова у некогда бывших на реках мельниц. Встречаются вблизи домов камни с прямоугольными выбоинами. Их местные люди называют кузнечными. В них крепились либо наковальни для ковки, либо «бабки» для отбивания косы. Из дикого камня строились мосты и плотины. На краях деревень нередки «грудницы» — груды камней, удаленных с близлежащих полей. В грудницах есть удлиненные камни-валуны явно с обтесанными гранями и плоским дном для вертикального стояния камня. Часты большие валуны треугольной формы. Местные люди объяснили: это межевые камни на границах частных наделов, которые были в полях до организации колхозов. Наделы обобществили и пограничные камни с полей удалили тракторами в «грудницы». Любопытно, что камни на границах наделов были разными как по породам, так и по формам камнетесной обработки. Но наиболее часты камни из гранита, кремнистых пород, сланцев, пород не местных, а притащенных ледником с севера и северо-запада. Наиболее часты прямоугольные цилиндрические или треугольные камни. У всех есть площадка для устойчивого вертикального стояния в поле. Но и не только в поле, а часто возле колодцев и бань. Вероятно, камни не только метили границы, но имели и сакральное, охранное значение. Встречаются они вблизи домов, на краях полей и кладбищ. Это, скорей всего камни обереги. На сельских кладбищах особо много уплощенных камней с выбитыми крестами и именами, особенно на старых захоронениях. Довольно часты среди них овальные и ромбовидные. В местах археологических раскопок на древних городищах встречается особо много камней-валунов, сильно разрушенных от огня. Видимо, городище с каменным ограждением когда-то было сожжено. Все старые сельские кладбища тоже имели некогда каменные ограды. Это позже появились на них деревянные или чугунные заборы. Наконец, на дорогах-трактах до сих пор сохранились местами каменные, булыжные мостовые. Всё это перечисленное являлось еще до недавнего времени необходимостями деревенского обихода, в том числе и маслобойные для льняного семени камни, показанные ниже среди фотографий. Но, совершенно особую группу камней обнаружил в Тверской Карелии Ф.Н.Глинка в районе его усадьбы Кузнецово и близлежащих весях. Он открыл многочисленные группы курганов-земляных округлых насыпей, обложенных камнями-валунами или камнями-плитами. Находил он с помощью местных крестьян (по его просьбе) и камни со знаками, рисунками, руническими надписями, изображениями ступни, руки человека, крестов, геометрических фигур. Все эти камни он называл «дивными», т.е. удивительными, не совсем понятными. Он относил их к быту древнего народа, когда-то населявшего тверские земли. Были ли то скандинавы в лице варягов, древние славяне или угро-финны, можно только гадать. Ясно одно, что кто-то метил камнями свои владения, ставил каменные указатели на дорогах, вблизи населенных пунктов. У карел в Карелии, у скандинавских народов были широко распространены во времена язычества и культовые камни для отправления языческих обрядов. Так к жертвенным камням в Карелии С.И.Кочкуркина относит «крупные валуны, на которых имеются неглубокие чашеобразные выемки, обычно от 1 до 10-60», реже до 200. Такие камни были встречены в Северо-Западном Приладожье и Финляндии. Интересный камень помнят жители старинного села Киверичи. Он был большого размера с изображением геометрических знаков и штрихованных рисунков человечков. Ныне он от усилий найти под ним клад перевёрнут трактористами «вниз лицом». Ушел в землю камень и вблизи деревни Шеломец: большой валун с изображением выбитых 3-х звеньев цепи (тоже рыли в поисках клада…) В одной из деревень под Удомлей, на краю болотца некогда стоял огромный камень с плоской вершиной. К вершине вели выбитые в камне ступеньки-выемки. Молодежь на этом камне любила устраивать танцы. Возможно, на нем в языческие времена когда-то волховали жрецы, сопровождая свои «кружения» заклятьями. Как видим из краткого обзора, камень как природный подручный материал довольно оригинально и изобретательно использовался населением сельских районов. Был он в изобилии в тверских краях и в долинах рек и на водоразделах. А доставил его в эти края ледник, неоднократно спускавшийся «языками» с северо-запада, со стороны Карелии, Финляндии и скандинавских стран. Любопытно отметить, что переселившись на тверские земли из новгородской Карелии в 16 веке, карелы-переселенцы увидели родные им породы камней: граниты, гранито-гнейсы, сланцы в виде ледниковых валунов, оценили их пригодность в строительстве и ремеслах и даже стали с любовью класть их у порогов своих изб, возможно даже как «обереги». Феномен сохранности упомянутых камней объясняется их большими размерами, прочностью пород, явной почтительностью к ним и уважением со стороны деревенского люда, особенно со стороны карел, сохранивших не только патриархальный быт, но и в своих верованиях мистическое отношение к камням. Как лежали столетиями камни на предназначенных им местах в глухих уголках провинции, так лежат они и в наши дни. Редко и только по необходимости тревожила их тяжелая техника, к примеру, при мелиорации, распашке колхозно-совхозных полей. Феномен геометричности форм камней был связан и с камнетёсной деятельностью волочащего их ледника (например камни-утюги, камни-столбы), но была с ними и явная рукотворная деятельность, разумность и целесообразность в местах стояния или залегания. Пусть даже была расстановка готовых форм камней, но и она была явно осознанной, избирательной, о чем говорит определенная закономерность в их нахождениях. Так, камни, притащенные ледником, стали служить людям веками «пограничниками», «тружениками», «стражами» и даже средствами информации у древних народов, населявших в незапамятные времена древнюю тверскую землю. Ныне в «грудницах» смешались камни всех времен и народов. Эти камни дачники используют в ландшафтном дизайне. Везут красивые камни-валуны и на усадьбы «новых русских» для украшения газонов. На камни пошла мода и у краеведов и у неоязычников. Последние особо рьяно ищут сакральные (культовые) камни, от которых по их мнению, можно получить какую-то особую дополнительную жизненную энергию или обрести какие-то тайные магические познания. Не оставляют в покое камни и современные любители-кладоискатели, переворачивая их «лицом вниз». Деревенские же люди со спокойной мудрой улыбкой смотрят на все «дизайны» дачников из камней фундаментов домов их предков. Им скоро отправляться Туда к ним… Камни их не волнуют. На их могилах не камни будут стоять, а православные кресты. Вопрос с камнями волнует автора этого краткого обзора. Камни в годы перестройки стали стремительно исчезать с мест своего стояния или залегания. Так, в 1986 году, еще стоял при въезде в село Замытье, неподалеку от церкви, огромный черный с прозеленью камень высотой около3 метров, шириной1,5 метра. Грубо отесанный с четырех сторон, он стоял, по-видимому, тоже на плоской стороне строго вертикально. Углы камня были оглажены природными стихиями настолько, что он был гладким. Похожий на него камень, но раз в 5-6 меньших размеров и тоже явно отесанный стоял на высокой пойме реки Сельницы неподалеку от нынешнего моста через речку. Из высокой травы камень возвышался примерно на80 см. Камни эти поражали воображение, но в 1988 году их на местах не стало. На месте большого камня вырыли пруд и видимо туда опрокинули камень. Малый камень либо увезли, либо опрокинули хмельные молодцы и его затянуло дерном. К счастью большие ограненные камни лежат еще возле церквей, возможно построенных на месте языческих капищ. Исчез большой красно-фиолетовый камень несколько уплощенной формы с одной стороны, размером1 м. на80 см. неподалеку от въезда в дер.Ильино. Школа собиралась установить его на мемориале павшим воинам в 41-45г.г. Кто-то установил его на своей усадьбе, возможно, в Подмосковье. Исчезли «дивные» камни Ф.Н.Глинки не только с его усадьбы в Кузнецово, но и из Тверского музея. Однако, еще продолжают, но редко уже, лежать в траве, плоские пороговые камни на месте исчезнувших крестьянских домов. Похоже, что какая-то «каменная болезнь» охватила состоятельную часть нашего общества: тащат к себе камни с мест их исторического стояния или залегания с целью украсить свои «дворы» и «дворцы». Делают это для них за деньги деревенские мужики. Эстетические порывы новой знати можно понять, но принять их с этической стороны сознание отказывается. Как возможно было случиться в крестьянской России тому, что управляющая народом знать стала настолько незнающей, что довела деревенских мужиков до того, что они вместо сельхозпродукции стали торговать камнями со своих заросших бурьяном полей? А ведь это случилось и старая деревня на ладан дышит. Но, на ее месте формируется деревня дачная – с заборами из гипса, металлопрофиля, газонами, каменными горками и клумбами Камень, веками стягиваемый человеком к деревням, жил рядом с человеком, работал для человека и даже «рассказывал» ему о предках, о седой древности, ее народах и их верованиях. Деревня камень как бы музеефицировала, благодаря чему и можно было ознакомиться с каменной летописью деревни.
| |
Просмотров: 344 | |
Всего комментариев: 0 | |