Главная » Статьи » Статьи |
Старинный город Корчева, известный с 16 века, на правом берегу Волги неподалеку от нынешнего города Конаково, стоял у большого торгового тракта. Город был известен купцам и паломникам, ремесленному люду и крестьянам окрестных сел и деревень своими училищами, мастерскими, лавками и магазинами. 4 храма с чудотворными иконами украшали город. Старинное кладбище с богатыми надгробиями, склепами и чугунными крестами, казалось, на века было усыпальницей знатных людей города при кладбищенской церкви. В 30-х годах город был «приговорен» к уничтожению путем затопления в связи со строительством Иваньковской, а затем и Конаковской ГРЭС. Жители города никак не хотели смириться с этим «приговором», протестовали, но в 30-е годы это было крайне опасно и чтобы вразумить протестующих, их свезли на другой берег Волги и наглядно показали, что может быть с ними: взорвали храмы города, «бывшие основой городского мироустройства». После этого вразумления жители начали переселяться на отведенное им место в13 км. от Корчевы. Как написано в серии заметок, посвященных «героической» эпопее создания рукотворного моря, якобы, дома жителей бережно катили на катках, либо перевозили в разобранном виде. Заметки эти из тверских газет авторы читали в библиотеке санатория «Карачарово» в отдельной папке. Это были вырезки, к сожалению без указания дат публикации и авторства, поэтому сослаться на источник затруднительно. Затоплению предшествовала тщательная подготовка. Будущее дно водоема надо было максимально выровнять, кладбища забетонировать, чтобы не всплывали со временем гробы, кое-что засыпать, уплотнить. Дело было трудоемкое: предстояло разрушить до основания 30 каменных домов, перевезти около 600 домов деревянных или с каменным подклетом, 4 тысячи жителей эвакуировать. 27 марта 1937 года волжская вода впервые вошла под громкие крики «ура» в канал Москва-Волга. Наверное, кричали «ура» и заключенные. Это же был такой «праздник труда»: затоплены Корчева, село Никольское, Иваньково, деревни Малая Крева и 106 других селений! 6 апреля заполнилось Московское море к юго-западу от Конаково, а 17 апреля 1937 года первый пароход двинулся под красными транспарантами и ликующими пассажирами в сторону… Впрочем, неизвестно какую. Естественно, что «победителей» — заключенных пассажиры уже не видели. Их к тому времени этапировали в другие зоны социалистического строительства. «Гидростроители просчитались: в воду ушла только небольшая часть города. Сейчас на месте Корчевы полуостров, поросший кустами и деревьями вдоль «улиц». Затянуты землей и покрыты растительностью основания домов. Один из них, купцов Рождественских, стоит у воды. От полуострова неподалеку остров – останки Воскресенского собора. Вверх по течению поодаль, в густом, диком ольшанике скрываются в кустах и крапиве руины Казанского храма, поваленные гранитные и мраморные памятники могил жителей старой Корчевы. А между бывшими храмами – в высокой траве выделяются острова крапивы – фундаменты и печи сгинувших домов. Теперь на карте это «урочище Корчева» в5 кмот Конаковской ГРЭС и в25 кмот плотины Иваньковской ГЭС. На окраине Конакова перенесенные сюда домики Корчевы». Далее, к сожалению, неизвестный нам автор пишет: «Под воду ушла не только тверская Корчева, ярославская Молога, самарский Ставрополь на Волге. При сооружении Волго-Камского каскада затоплено, подтоплено, разрушено и перенесено 2500 сел и деревень, 126 тысяч крестьянских дворов, 96 городов, промысловых посадов, слобод, поселков с 30 тысячами строений. Переселению подверглось 700 тысяч человек. Канули в бездну тысячи памятников истории и культуры. «Покидая родные места, люди могли взять с собой домашний скарб, скот, перевезти часть разобранных деревянных домов, но, оставались храмы, усадьбы, городские здания, земли с лесами, полями, озерами. Реки для многих тысяч людей превратились в реки изгнания и скорби». И все же память не исчезла. «Временами выходят из-под воды кресты и часовня, остатки городов, монастырей, церквей». «На месте затопленной Корчевы, сквозь воду в тихую погоду, белеет полуразрушенная колокольня, над базарной площадью плещутся дикие утки». Рассказ безвестного автора газетной заметки из папки карачаровской библиотеки произвел столь сильное впечатление, что возникло желание навестить «урочище Корчева», помолиться там на одном из крапивных квадратов, а лучше – на руинах Казанского Храма за всех усопших, убиенных, выселенных и переселенных православных христиан, «здесь и повсюду лежащих». Гуляя в санатории «Карачарово» по берегу Волги, часто мысленно опускаясь на ее дно, слушая колокольный звон новой церкви, построенной над каретным двором князя Г.Г.Гагарина, скорбишь о затопленной жизни многих тысяч русских людей и радуешься малой радостью со слезами, что это по ним, наконец-то, звонит колокол… Удивительно, что прах князя Г.Г.Гагарина в советское время спасли от затопления. Якобы его перенесли из фамильного склепа у церкви села Сучок неподалеку от его имения Карачарово и перезахоронили на высоком месте. Само село Сучок и церковь в нем были затоплены, как и Корчева. Исчезло в водах реки Волги и древнее городище Топорок неподалеку от Карачарова и Сучка. В свою приходскую церковь в Сучке князь Г.Г.Гагарин прибыл посмертно в 1893 году из имения в Шательро во Франции, где он умер. Долог и труден был его путь в родную землю. В ней его потревожил один местный «экспроприатор экспроприаторов» после революции 1917 года. Не обнаружив в гробу драгоценностей, он с досады выставил скелет покойного на всеобщее обозрение. Но, и тогда, как и сейчас, не все русские сердца окаменели. Своего русского князя – воина, художника, историка искусств, архитектора местные люди вскоре перезахоронили. Ныне якобы его могила находится на взгорке левого берега р.Сучок, у устья. Однако, есть ли под памятной тумбой прах князя, сомнительно. Вряд ли местные власти «бережно» перенесли прах князя, спасая его от затопления. Скорей всего, лежит он на забетонированном кладбище на дне Волги. А могила его символическая, для «показухи» (дескать и варвары бывают культурными!). Кстати, на строительстве канала Москва-Волга среди заключенных было много еще живых бывших князей. Зачем же мертвого князя было оберегать от затопления? В 1937 году еще и мыслей не было о реабилитации классовых врагов. Да и памятник, скорее всего, поставила после перестройки на пустом месте местная интеллигенция. К слову сказать, затопление – утопление было одним из приемов ликвидации врагов советской власти. Так, был утоплен в Сибири после расстрела, в проруби, адмирал Колчак. Утоплены в Балтийском море мятежники-моряки Кронштадта 87. Как и в других морях топили тысячи «бывших» атлантов. В 50-м году В.М.Юницкий, наш родственник, в 30-е годы посидевший как бывший помещик в тюрьме где-то в Вятской губернии, рассказывал, наслушавшись тюремных рассказов, что в Сибири, на реках Лена и Енисей, на выходе их в Северный Ледовитый океан, затапливали баржи с заключенными в трюмах. В Рамешках, в 2005 году, на автостанции услышали от молодого человека лет 35 рассказ, как он будучи топографом, со товарищами наткнулись где-то на Севере, в тайге на поляну, где на бетонном постаменте стояли три бронзовые фигуры в рост Сталина, Молотова и Кагановича. В озере, на краю поляны, очень прозрачном, их поразило белое дно: все оно было сложено белыми человеческими костями. Стало быть здесь были лагерь и могильник в озере! Заговорил молодой человек сам, никто его рассказывать об этом не просил. Просто к слову привел пример к затронутой собеседниками теме о грехах русского народа. Запомнил парень то озеро, поразившее его!
| |
Просмотров: 375 | |
Всего комментариев: 0 | |