Главная » Статьи » Статьи |
Светлому внуку незрим Дух мой в чернильницу канет, И через тысячу зим Буквенным Сирином станет.
Крестьянский поэт из деревни Олонецкой губернии оставил нам бесценное сокровище – многоцветную, резную картину-икону патриархальной карельской деревни в заонежском крае. Его творчество именно потому, что живописует мир карельской деревни, нам особенно интересно. Ведь множество деревень Рамешковского, Максатихинского, Лихославльского, Сонковского и других районов Тверской области строены (рублены) карелами – выходцами из Карелии. А мы уже отмечали неоднократно, что карелы – народ, сохранивший свою самобытность, свой язык, свои верования и уклад жизни. Как очень талантливый поэт, который называет себя «олонецким ведуном» и «потомком лапландского князя», Николай Клюев служит для нас мощным источником познаний о старой карельской деревне на земле Калевалы.
Я потомок лапландского князя, Калевалов волхвующий внук…
Как ни удивительно, но наши тверские карелы, несмотря на все пагубные реформы 20 века в деревне многое сохранили из своего калевальского прошлого. Николай Клюев-Сирин, поющий в берестяном и избяном рае. В его годы, уже в начале 20-го века начался слом деревенского уклада жизни, который поэт переносил болезненно остро. Он противостоял этому слому, боролся за старину, соглашаясь только на ее обновление, но ни в коем случае – уничтожение под пятой индустриализации, которую он называл наступлением на землю железа. Своим противникам он писал: Мы ржаные, толоконные, Пестрядинные, запечные Вы – чугунные, бетонные, Электрические, млечные.
Его возмущал тип человека-горожанина, оторванного от земли, с презрением смотрящего на деревенского мужика: «Ну, ты, деревня!»
Обозвал тишину глухоманью Надругался над белым «молчи», У креста простодушною данью Не поставил сладимой свечи. В хвойный ладан дохнул папиросой И плевком незабудку обжег. Зарябило слезинками плесо Сединою заиндевел лес. Для поэта «мужицкая душа, как кедр зелено-темный, Причастье Божьих рос неутолимо пьет: о радость – быть простым, носить кафтан посконный и тельник на груди, сладимей диких сот!» И носил в Петербурге холщовую рубаху, крестьянскую поддёвку и порты. Ходил в несмазанных сапогах, будто бросая вызов лощеным господам во фраках и пиджачных парах. Он даже свою питерскую квартиру превратил в избу с печью и палатями. Такое «вызывающее», как казалось многим, поведение, приверженность патриархальному, отстаивание крестьянского уклада как чего-то святого, союзниками Н.Клюева по партии большевиков, классифицировалось как «отсталость», «непонимание насущных задач партии в деревне», а в пролетарском искусстве – как «вредный уклон» и конечно же как «классовый антагонизм». После ареста, заключения в тюрьму, поэта как «врага народа» по заведенному тогда обычаю в 1937 году расстреляли в Томске. В светлую память о поэте Николае Клюеве подышим немного воздухом клюевской поэзии, прислушаемся к его словам о деревне, заглянем в ее мир в олонецком краю. Деревня – жатва в косах и в поняве С волынкою о бабьей лютой славе, С болезною кукушкою в дубраве! ……………………………………….. Деревня – сон бревенчатый, дублёный Овинный город, вьюжный и каленый. ……………………………………….. Деревня – буря, молний наковальня, Где молот – гром и тучи – китовальня, Где треплют шерсть – осинника опальней. Деревня – смертная пурга – Метелит друга и врага, Вонзив в безвестное рога Деревня – вепрь и сатана …………………………………………. Колотится сердце – лесная изба Глядится в столетья, темна, как судьба. …………………………………………. Изба засыпает. С узорной божницы Взирают Микола и сестры Седмицы. ………………………………………… Свекровь лихая – филин избяной Чтоб очи выклевать невестке молодой. …………………………………………. От дремы, от теми – вина Накренились девы – овины. Садится за прясло луна, Как глаз помутнело – совиный. ………………………………………… Встречая дремучий рассвет, В углу, как святой безымянный, По лестовке молится дед, Белесым лучом осиянный. ………………………………………… Загукала в роще желна, Витлюк потянул на болото, В избе заслюдела стена, Как риза, рябой позолотой.
У Николая Клюева есть замечательная поэма «Деревня», в которой есть такие пронзительные строки:
По Волге, по ясной Оби На всяком лазе, сугробе Рубили мы избы, детинцы, Чтоб ели внуки гостинцы, Чтоб девки гуляли в бусах Не в чужих косоглазых улусах!
Для всех деревенских нашел он не то что ласковые, а восторженные слова: Ах, матери — трудницы наши, В лапотцах, яблони краше, На каждой, как тихий привет, Почил немерцающий свет!
Ах, деды – овинов владыки, Ржаные, ячменные лики Глядишь и не знаешь – сыр-бор Иль лунный в сединах дозор! Ах, девки – калина с малиной, Хороши вы за прялкой с лучиной Когда вихорь синебородый, Заметает пути и броды!
Ах, парни – Буслаевы Васьки Жильцы из разбойной сказки, Всё лететь бы только на Буяны, Добывать золотые кафтаны!
К слову сказать, наши современные карельские «Буслаевы Васьки» не только рубят местным дачникам бревенчатые терема-детинцы, но и мотаются со своими плотницкими топорами в большие города на дачные усадьбы так называемых «новых русских». Зарабатывают только на машины и прокорм семьи, до «золотых кафтанов» дело не доходит… Правда, девки напрочь отбились от рукоделья, но старые женщины по-прежнему щипят шерсть, прядут шерстяные нити на прялках, зимами сидя у горящих печек вяжут внукам носки и варежки. Посиделок, правда, уже и в помине нет, но старики по-прежнему ходят друг к другу на «беседы». Молодежь собирается на алкогольные беседы по укромным местам, обычно в брошенных старых избах.
И по-прежнему, традиционно и по обычаю: Маета как змея одолела, Голову бы под топор… И Сибирь, и земля Карела Чутко слушают вьюжный хор. А вьюга скрипит заслонкой, Чернит сажей горшки… Знаем, бешеной самогонкой, Не насытить волчьей тоски! Ты Рассея, Рассея – матка, На мирской смилосердись гам: С жемчугами или с кровью кадка, Окаянным поведай нам!
Николая Клюева надо читать как энциклопедию деревенской жизни, как драму русской судьбы, как пророчества , к сожалению, сбывшиеся над избяным и берестяным раем, как долетевшие до нас «снежной сказки лепестки».
Поэт обращается к нам: Нам закляты и заказаны К пережитому пути, И о том, что с прошлым связано, Ты не плачь и не грусти: Настоящего видениям – Огнепалые венки, А безвестным поколениям – Снежной сказки лепестки.
Под этими стихами стоит дата 1912 год. Ныне идет 2015 год. «Олонецкий ведун», наверное, с горечью взирает с небес на тверскую и олонецкую карельскую деревню, вымирающую, с полями, поросшими лесом, с луговинами без цветов (вымерли от химудобрений), на вырубленную тайгу, которую он называл «боговидящим иноком», а лесное молчание – «светлым отроком», а камни – «очами луговины»… Но не только огорчается парящая в небе душа поэта Клюева, но и радуется, видя как плотно сел на гряды и огороды дачник-горожанин, который прежде плевал на незабудку… Как он старательно, на карачках выпалывает в поле картошку, как усердно бегает по лесам за ягодами и грибами. Радостно ему видеть прежде нелюбимого им интеллигента в очках, копающимся в земле. Радостно, что земля практически уже без крестьян, кормит тех горожан, которые вернулись на землю. Радостно душе поэта, что прежние нигилисты, атеисты и коммунисты стали чаще на небо глядеть, крестное знамение на чело налагать, к Богу за помощью обращаться. Наверное, всё простила своим обидчикам душа поэта, коли он писал в 1932 году, за 5 лет до своей принудительной смерти.
Лишь стойло б клевером цвело. У рябки лоснилось крыло И конь бы радовался сбруе Как песне непомерный Клюев! Он жив, олонецкий ведун, Весь от снегов и вьюжных струн Скуластой тундровой луной Глядится в яхонт заревой.
Т.Кременецкая Труды карельских плотников у села Никольское.
| |
Просмотров: 320 | |
Всего комментариев: 0 | |