MENU
Главная » Статьи » Статьи

Крестьянский мир художника Ефима Честнякова

Вижу, как задавлен и материально и

                                                                                                                                                    духовно — бедность во всем. Твои

подражания европейским образцам

слабы, потому что ты и беден,

и не имеешь знаний. Самобытность тоже

исчезает: нужда доканала тебя – до

искусства ли тут, да и вынужден

стыдиться высказывать свою душу, ты

забит, скрываешь себя, знаешь,

что не уважают тебя.

Ефим Честняков.

 

      Всё, о чем говорится в этом абзаце — эпиграфе полностью применимо к его автору — деревенскому художнику Ефиму Васильевичу Честнякову. Он родился в деревне Шаблово Костромской губернии Кологривского уезда в 1874 году, прожил в ней без малого 90 лет и скончался в нищете и безвестности в старом родительском доме в 1961 году. Был он не только крестьянином по образу жизни, но и самобытным художником, скульптором, изобретателем, писателем, поэтом, сказочником, мыслителем, деятельным служителем своему народу в деревне Шаблово и окрестных деревнях. Был он бедняком, озаренным талантом видеть и отражать в своем творчестве мир прекрасным, лучезарным, праздничным, ликующим. В крестьянской среде был одинок, непонимаем, в уездной, культурной среде — художником непризнанным, неподдержанным ни морально, ни материально, этой среде — не нужным и, разумеется, непонятным.

       Сокровищница его талантов была открыта уже после его смерти, после которой пришла к нему и слава и восхищение его творчеством. Пришло всё это, когда его картины, скульптуры, писания, сказки, дневники, стихи были испорчены временем, рассеяны по крестьянским домам, уничтожены дождем, огнем и невежеством. О нем стали писать статьи, книги, исследования. А при жизни его был тяжелый крестьянский труд, нужда, часто отсутствие бумаги, красок и даже чернил для письма. Правда, много было глины для скульптурок животных, детей, мужиков и баб в лаптях. Он называл эти скульптурки «глинянками».

     Как блаженный, святой почитался он в деревне Шаблово, как нездешне грамотный целитель, учитель, утешитель скорбящих и горюющих.

      Ему на собранные средства крестьяне построили в Шаблово двухэтажный дом из двух старых срубов, который прозвали «овином». В нем «чудак-художник» устроил музей своих картин и «глинянок», деревенский театр.

       «Постоянно занятый хозяйственными заботами, он пишет литературные произведения, одновременно занимается живописью, рисует, лепит из глины фигурки людей и животных, обжигая их в самодельной печи … в овраге за деревней.

       Зимними вечерами он подолгу сиживал в избах своих односельчан на беседках и супрядках, записывая песни, сказки, частушки.

       Порой просил, чтобы ему разыгрывали свадебные представления, весной участвовал в хороводах, играх крестьян. Всё больше вдумывался в сущность народного искусства, вникая в глубины его духовного содержания». (В.Я.Игнатьев. Ефим Васильевич Честняков. Издательство «Теза»1995 г.)

       Ездил по деревням на лошадке с самодельной тележкой показывать свои спектакли с участием героев-«глинянок», по собственным сюжетам, музыке и сценариям.

      Был одно время учителем в школе и училищах Кологрифа, активным сотрудником в доме Пролеткульта, организатором и руководителем детского сада.

      Главная творческая задача Честнякова была совершенствование крестьянской жизни через соприкосновение с искусством прекрасного. А жизнь эта была ох, как тяжела: «Труд мужика над землей властный и каторжный; труд с примитивными приемами от отцов и дедов не давал ему возможности ни учиться, ни больше знать. Паши, коси, посей и собери. Женись, — дай себе подобных, а состарившись — уходи, куда ушли предки (Писатель А.П.Чапыгин).

       На собранные доброхотные копейки друзей и сочувствующих Честняков недолго учился в семинарии, в тенишевском (княжны Тенишевой) училище, в Петербурге у академических художников школы Репина. В большой степени образовывал себя сам путем чтения классиков литературы, мыслителей и философов мирового уровня. Много размышлял, писал, сочинял сам. Но, главное, горел желанием поделиться прекрасным познанным со своими односельчанами, с уездным и губернским крестьянством.

       Но, его работы даже в музеи Кологрива и Костромы не брали. Считали их примитивными, непрофессиональными, его самого чудаком «не в себе», неким народным юродивым.

       Так часто бывает с людьми озаренными, осиянными светом нетварным, божественным, духовным. Людям грубого устроения не дано понимать этот духовный свет избранничества Божия. Ефим Честняков был таким избранником в крестьянской среде. Он и показал, и раскрыл чистоту, доброту, красоту, нравственную высоту людей из крестьянского русского мира своим художественным творчеством. Это была доверенная ему от Бога миссия на прекрасной русской земле в Костромском крае. Он ее выполнил.

       Сейчас в его Шаблове, Илишеве, где он похоронен, в Кологриве, в Костроме — множество почитателей, поклонников его таланта, подражателей его подвижнической деятельности, то есть людей, озаренных и осиянных творчеством деревенского художника Ефима Честнякова.

      Рекомендуем книгу о нем «Пути в избах» издания: «Международный центр Рерихов. Мастер — Банк. Москва 2008г., сайты)

 

 Т.Кременецкая.

Картины Ефима Честнякова.

1. «Приезд свата»  (серия «Свадебный наряд»).

2. «Венчание»  (серия «Свадебный наряд»).

3. «Стоворенка причесывают»  (серия «Свадебный наряд»).

4. «Дети, играющие в карты».

5. «Жанровая сценка»  (серия «Молодые»).

6. «Посиделки», эскиз к картине.

7. «Хоровод», эскиз к картине.

8. «По воду».

9. «Девушка у ручья».

10. «Шабловский хоровод».

11. «У колыбели».

 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: gdkorshunova (16.09.2016)
Просмотров: 421 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz