Главная » Статьи » Статьи |
Вижу, как задавлен и материально и духовно — бедность во всем. Твои подражания европейским образцам слабы, потому что ты и беден, и не имеешь знаний. Самобытность тоже исчезает: нужда доканала тебя – до искусства ли тут, да и вынужден стыдиться высказывать свою душу, ты забит, скрываешь себя, знаешь, что не уважают тебя. Ефим Честняков.
Всё, о чем говорится в этом абзаце — эпиграфе полностью применимо к его автору — деревенскому художнику Ефиму Васильевичу Честнякову. Он родился в деревне Шаблово Костромской губернии Кологривского уезда в 1874 году, прожил в ней без малого 90 лет и скончался в нищете и безвестности в старом родительском доме в 1961 году. Был он не только крестьянином по образу жизни, но и самобытным художником, скульптором, изобретателем, писателем, поэтом, сказочником, мыслителем, деятельным служителем своему народу в деревне Шаблово и окрестных деревнях. Был он бедняком, озаренным талантом видеть и отражать в своем творчестве мир прекрасным, лучезарным, праздничным, ликующим. В крестьянской среде был одинок, непонимаем, в уездной, культурной среде — художником непризнанным, неподдержанным ни морально, ни материально, этой среде — не нужным и, разумеется, непонятным. Сокровищница его талантов была открыта уже после его смерти, после которой пришла к нему и слава и восхищение его творчеством. Пришло всё это, когда его картины, скульптуры, писания, сказки, дневники, стихи были испорчены временем, рассеяны по крестьянским домам, уничтожены дождем, огнем и невежеством. О нем стали писать статьи, книги, исследования. А при жизни его был тяжелый крестьянский труд, нужда, часто отсутствие бумаги, красок и даже чернил для письма. Правда, много было глины для скульптурок животных, детей, мужиков и баб в лаптях. Он называл эти скульптурки «глинянками». Как блаженный, святой почитался он в деревне Шаблово, как нездешне грамотный целитель, учитель, утешитель скорбящих и горюющих. Ему на собранные средства крестьяне построили в Шаблово двухэтажный дом из двух старых срубов, который прозвали «овином». В нем «чудак-художник» устроил музей своих картин и «глинянок», деревенский театр. «Постоянно занятый хозяйственными заботами, он пишет литературные произведения, одновременно занимается живописью, рисует, лепит из глины фигурки людей и животных, обжигая их в самодельной печи … в овраге за деревней. Зимними вечерами он подолгу сиживал в избах своих односельчан на беседках и супрядках, записывая песни, сказки, частушки. Порой просил, чтобы ему разыгрывали свадебные представления, весной участвовал в хороводах, играх крестьян. Всё больше вдумывался в сущность народного искусства, вникая в глубины его духовного содержания». (В.Я.Игнатьев. Ефим Васильевич Честняков. Издательство «Теза»1995 г.) Ездил по деревням на лошадке с самодельной тележкой показывать свои спектакли с участием героев-«глинянок», по собственным сюжетам, музыке и сценариям. Был одно время учителем в школе и училищах Кологрифа, активным сотрудником в доме Пролеткульта, организатором и руководителем детского сада. Главная творческая задача Честнякова была совершенствование крестьянской жизни через соприкосновение с искусством прекрасного. А жизнь эта была ох, как тяжела: «Труд мужика над землей властный и каторжный; труд с примитивными приемами от отцов и дедов не давал ему возможности ни учиться, ни больше знать. Паши, коси, посей и собери. Женись, — дай себе подобных, а состарившись — уходи, куда ушли предки (Писатель А.П.Чапыгин). На собранные доброхотные копейки друзей и сочувствующих Честняков недолго учился в семинарии, в тенишевском (княжны Тенишевой) училище, в Петербурге у академических художников школы Репина. В большой степени образовывал себя сам путем чтения классиков литературы, мыслителей и философов мирового уровня. Много размышлял, писал, сочинял сам. Но, главное, горел желанием поделиться прекрасным познанным со своими односельчанами, с уездным и губернским крестьянством. Но, его работы даже в музеи Кологрива и Костромы не брали. Считали их примитивными, непрофессиональными, его самого чудаком «не в себе», неким народным юродивым. Так часто бывает с людьми озаренными, осиянными светом нетварным, божественным, духовным. Людям грубого устроения не дано понимать этот духовный свет избранничества Божия. Ефим Честняков был таким избранником в крестьянской среде. Он и показал, и раскрыл чистоту, доброту, красоту, нравственную высоту людей из крестьянского русского мира своим художественным творчеством. Это была доверенная ему от Бога миссия на прекрасной русской земле в Костромском крае. Он ее выполнил. Сейчас в его Шаблове, Илишеве, где он похоронен, в Кологриве, в Костроме — множество почитателей, поклонников его таланта, подражателей его подвижнической деятельности, то есть людей, озаренных и осиянных творчеством деревенского художника Ефима Честнякова. Рекомендуем книгу о нем «Пути в избах» издания: «Международный центр Рерихов. Мастер — Банк. Москва 2008г., сайты)
Т.Кременецкая. Картины Ефима Честнякова. 1. «Приезд свата» (серия «Свадебный наряд»). 2. «Венчание» (серия «Свадебный наряд»). 3. «Стоворенка причесывают» (серия «Свадебный наряд»). 4. «Дети, играющие в карты». 5. «Жанровая сценка» (серия «Молодые»). 6. «Посиделки», эскиз к картине. 7. «Хоровод», эскиз к картине. 8. «По воду». 9. «Девушка у ручья». 10. «Шабловский хоровод». 11. «У колыбели».
| |
Просмотров: 421 | |
Всего комментариев: 0 | |