О причинах самобытности.
Есть замечательная книга М.М.Громыко «Мир русской деревни». В ней есть такие разделы: Что знает пахарь?; Совесть; В семье и на миру; Отечество; Грамотеи и книжники; Праздник; Не скучно ли молодым? Эта книга – о культуре русских крестьян 18-19 веков. Больше 19 века, особенно – конца его.
Ныне идет 21 век. От прежней крестьянской России остались буквально «рожки, да ножки» в результате войн, революций и реформ 20-21 веков. Но, и то, что осталось, заслуживает не только уважения и почтения, но и самого искреннего восхищения и подражания, если Россия будет устремляться к возрождению, а не вырождению.
Выродиться гораздо легче. Для этого надо всего лишь сложить крылья и начать падать, подражая всем человеческим порокам в условиях свобод нынешней демократии. Примером тому множество. Подниматься с усилиями вверх намного сложнее.
В этой статье речь пойдет о примерах, работающих на возрождение, на материале, собранном за 28 лет проживания в тверской, сельской глубинке. Из них более всего прожито в карельских деревнях правобережья реки Медведица, в Никольском сельском округе.
Именно карелы, небольшой народ большой России дали автору этой статьи возможность увидеть настоящего пахаря-земледельца, доброго хозяина, хорошего семьянина, защитника Отечества и даже более того, — человека Святой Руси, каким он должен быть и каким реально был.
Отсюда родилось желание показать мир тверской карельской деревни с наилучшей стороны. Надо признать, что этот мир неоднократно нарушали многие военные, политические, экономические и социальные невзгоды. Они по-сути растерзали, разогнали, обезлюдили деревни, нагнали в них всяческие пороки и извращения. Тем не менее, карельские крестьяне сумели сохранить свои высокие человеческие качества, достойные подражания. О них уже было поведано в книгах автора «В Тверском углу» и «Тверская Атлантида». И думается, что произошло это оттого, что переселившись из Карелии, легендарной страны Калевалы, лет примерно 400 тому назад, этот народ сумел сохранить свою национальную идентичность: традиции, обычаи, верования, уклад, то есть лад и мир своей жизни, даже свой архаичный, чуть ли не калевальский язык.
Представьте себе кусок янтаря с побережья Балтийского моря, и в этой застывшей смоле – веточку или лепесток цветка. Они в смоле смотрятся как живые… Смолой, «запечатавшей» карельского земледельца в его своеобразии и оригинальности, явилась тверская деревня и природа. Как известно, это на северо-западе довольно суровая среда обитания, в коей жить могут только выносливые, мужественные, трудолюбивые и терпеливые на редкость люди. Всё хлипкое и слабое в моральном и физическом плане в деревне жить не способно. Вторая причина, «запечатавшая» карельский фено- и генотип – это вместивший его в себя русский этнос. В царской России карел почитали как хороших земледельцев и ремесленников. Их содержали, в основном, как государственных и удельных крестьян на льготных условиях. Менее повезло крепостным, помещичьим крестьянам, но и те могли попасть не к самому плохому барину… В советской России у тверских карел была своя автономия.
Третьей причиной, закрепляющей не только фено- и генотип, но и стереотип поведения карел, были внутриплеменные деревенские браки, от силы – между разными деревнями и разными уездами. «Свои» тяготели к «своим», да и селились гнездами, отдельно от гнезд русских деревень.
Наконец, четвертая причина сохранения национального своеобразия, — вполне понятное нежелание растворяться в другом этносе, менять свою ментальность на чужую, свой образ жизни – на чужой. Видимо, генетическая память тверских карел, любивших свое калевальское отечество, тоже служила охранным средством для устойчивости характеров, вкусов и привычек.
Однако, с русским этносом карел сильно сближало православие. Из-за него-то, собственно, и исход карел был от шведов, исход именно в православную Россию. Ну, а где одна вера, одна ценностная устремленность, там и лад, и мир, и добросердечное соседство.
Так и прожили карелы и русские 400 лет вместе на тверской земле, разделив одновременно и обоюдно все беды, свалившиеся на российское крестьянство. К тому же, если русские – это славяне в смеси с угрофинами, то для уживчивости есть и генетическая причина. Печально, но не важно уже теперь, что карел и русских совсем мало осталось в деревнях. Важно, что они были в свое время, свое дело и в войну и в мирное время сделали на совесть, как могли, до самых последних сил, и наконец, оставили свои деревни в наследство дачникам…, но, видимо, это уже другая, увы, не деревенская история.
О нравственных ценностях.
В силу вышеизложенных причин самобытности карельского субэтноса, важно осветить духовную сторону его жизни на тверской земле. На взгляд автора в этом плане наиболее интересно самое старшее поколение карельских стариков рождения 10-х, 20-х, 30-х годов 20 века. Оно выстаивало свою жизнь в значительной степени по идеалам Святой Руси, под влиянием своих богомольных родителей, воспитанных в православной вере.
Содержательны в нравственном отношении поколения, воспитанные в СССР в духе идей коммунизма. Развал СССР и «перестройка» повлекли к распаду цепи нравственных ценностей в условиях немеряных свобод демократии. Идейная дезориентация молодежи способствовала в ней образованию духовного вакуума. А поскольку природа не терпит пустоты, в вакуум буквально ринулись пороки современной цивилизации.
В то время, как старики, выстояли все невзгоды 20 века и начала 21-го как крепкие дубы, их внуки уже согнулись под влиянием пороков этой цивилизации. В их среду проникло хроническое пьянство, желанная праздность, матерщина и распущенность нравов.
Противостоять этому в условиях крайне скудного арсенала культурных средств в сельской местности архисложно, к тому же еще в условиях грянувшей безработицы.
Будем говорить, в основном, о крепких дубах, как образцах для подражания, как воспитательных примерах для возрождения. Эти крепкие дубы именно и характеризуют в большинстве своем карельских крестьян.
Перечислим их замечательные, надо сказать, типические черты, вызывающие не только восхищение, но и желание учиться у них жить не только достойно, но и красиво.
Для подавляющего большинства наших карел характерна высокая работоспособность, владение многими ремёслами, которые они сохраняют до глубокой старости.
Так, пенсионер 74 лет, гипертоник и сердечник содержит птичник из кур, гусей и уток, успешно за ними ухаживает, плотничает и приносит в семью доход.
Другой пенсионер 65 лет, будучи тяжелобольным, не только работал на пилораме, но в выходные дни, между лечениями в больнице, ныне кладет частникам печи и плотничает по заказу.
Наши больные старики практически не лежат, а умирают, трудясь из последних сил: не могут жить без работы!
В домах и дворах наших карел, как правило, завидный порядок. В доме чистота, уют, обилие красивого рукоделия. На дворах – ухоженная скотина. Несмотря на обилие и разнообразие сезонных работ, гостя в доме хозяйка всегда внимательно выслушает, накормит, напоит, да еще и гостинцев надарит.
Выходные дни и праздники карелы отмечают пирогами, угощениями из солений, варений с собственных огородов и садов. Отмечают праздники приглашением родни и гостей с обильной трапезой. В клубе очень любят петь и плясать. Могут это делать часами, без устали.
В их среде бытует чувство коллективизма и солидарности. Своих карел они в обиду никому не дают. Бросаются за ближнего «в бой», в основном словесный. Своих не выдают, даже если свой совершил неблаговидный поступок, либо нарушил закон.
Так, например, при воспитании, т.е. мятеже крепостных крестьян в Никольском, в 1859-60 г.г., крестьяне, несмотря на жестокие порки и битье драгунами, не выдали из своей среды зачинщиков мятежа.
Если и ныне намечается какой-либо протест в виде письменного обращения к властям, то стоит одному карелу подписаться под ним, то и остальные подпишутся охотно.
Хотя молодежь, правда, далеко не вся, и увлекается винопитием, но когда случается беда, например, пожар, то хмельные парни бесстрашно могут броситься спасать из огня человека. Был случай – спасли женщину, что жила возле никольского клуба.
Особенно трогательная у карел черта – не бросать в одиночестве беспомощных стариков. Их навещают, им помогают: воду носят, в бане моют, белье им стирают, просто беседовать с ними ходят на родном карельском языке.
Также заметна нежная забота о потомстве. Стараются деток нарядно одевать, учить их в городах, помогают им во время учебы деньгами и продуктами.
В браке карелы берегут друг друга. Мужчина, кроме тяжелой работы, может делать и всю женскую, если, к примеру, жена заболеет. Каждый хозяин знает цену хозяйки в доме: как будет ему тяжело, горько и тоскливо без нее, если она умрет. Вот и ценит, и бережет жену.
Что нравится еще у карел, так это дальновидность родителей. Первое, к чему приучают, так это к труду и ремеслу. К примеру, парня заранее готовят к службе в армии, обучая его профессии, чаще всего – шофера. От службы в армии среди деревенских нет уклонений.
К великому сожалению, из-за социальных бед в деревне, к примеру, безработице, либо пьянству, часть молодежи погибает и нравственно и физически. Ослабели среди нее и брачные связи.
Особая тема – верования. Подавляющее большинство стариков исповедует православие, благодаря чему и благочестие хранит. Среднее поколение уже прохладно относится к вере.
Молодежь совсем далека от веры и церкви.
Наши старики-карелы в 80 годах 20 века совершили подвиг. Они, будучи верующими христианами, как только повеяло свободой перестройки, создали общину и начали сбор средств на ремонт закрытой в селе Никольское Богоявленской церкви. До этого приглашенные священники служили в обычном бараке. Нашлись спонсоры. Храм в селе теперь полностью обновлен. Верующие старики – карелы многих своим примером деятельного благочестия привели к вере. Многие коммунисты и комсомольцы, благодаря им, крестились в зрелом возрасте. Тем самым, сохранив православную веру и благочестие, наши старики-карелы как бы способствовали вторичному крещению тверской Руси в рамешковском краю. К вере они привели и автора этой статьи, за что им низкий поклон. Более того, автор воочию видел, слушал почти столетних верующих стариков, родившихся в царской России. Они называли себя николаевскими. Это были люди, старавшиеся жить по заповедям Божиим, чистые сердцем, с чистой совестью, образцового образа жизни, прекрасные родители и отменные труженики. Именно они показали автору тип людей Святой Руси.
Для них характерна искренняя религиозность, более выраженная, чем у этнических русских как богомольность. Ее в своих воспоминаниях отмечал и священник села Зогородье, что под Максатихой, С.Г.Петровский в 1884 году. Да карелы и доказали верность православию своим исходом от протестантов-шведов к русским православным соседям, начиная с 16 века…
Интересно, что в среде карел еще бытуют понятия о знахарях, колдунах и ведьмах. Знахари и по сей день пользуются спросом на свои услуги: заговоры и заклинания на соль, хлеб, воду, землю, на магические обряды с предметами (камни, железо, дерево). При этом воздействие возможно как в созидательных целях (исцеление, снятие «порчи» и «сглаза»), так и в разрушительных (наведение болезни, беды и смерти). При этом специалисты в этих делах считают себя православными. Думается, что это рудимент, реликт народного фольклора, сохраненный со времен языческого калевальского прошлого карельского субэтноса.
Автор этого материала вполне согласен с таким описанием карел: «характер карела тихий, ровный, мягкий: карел любит тишину, спокойствии, молчание, и поэтому в карельских деревнях царствует полнейшая тишина. В то же время он замкнут, мало общителен и часто недоверчив. Карелы ведут патриархальную жизнь, и нравы их не испорчены внешней культурой, от которой так пострадало соседнее русское население» (orei.livejomal.com>330965.html).
От себя добавлю: в деревенских наших карелах старшего поколения примерно до 50-х годов 20 века особенно поразительно смирение перед судьбой и отсутствие ропота на нее. Может быть, тому причиной, что наши карелы находились около 300 лет в крепостной зависимости от русских помещиков, а затем в советские годы вынесли на своих плечах не только колхозное крепостничество, но и сталинские репрессии?
В моем поминальном списке об упокоении душ усопших 15 имен карел из с.Никольское, деревень Тучево, Константиново, Филиха, Погорелец, Шеломец, Сырково. Я знала этих людей с чувством собственного достоинства, деликатных, хорошо воспитанных, скромных, умеющих при необходимости жить аскетично, справедливых, совестливых, умудренных нелегкой жизнью.
Именно они помогали узнавать местную историю, учили жить и трудиться на земле как православному человеку. Большинство из них стали героями главы книги «Тверская Атлантида» под названием «Атланты – люди Святой Руси». Когда я называю их имена, свет озаряет душу и волна радости подкатывает к сердцу.
Некоторые выводы.
Наблюдая почти 30 лет карельский люд нашей никольской округи хочу отметить следующее:
Наиболее сильно и красиво в нравственном отношении поколение карел, воспитанных на духовных ценностях православной церкви. К сожалению, в связи с гонениями на церковь и веру в советское время это поколение не смогло вложить в сознание своих детей нравственные ценности православия, тем не менее, передав благочестие на генном уровне.
Однако, не исповедуя их, поколения советской эпохи, ориентировались на моральный кодекс, разработанный коммунистической партией, который в значительной степени основывался на христианских ценностях. Благодаря этому даже вне церкви и веры эти поколения были, как тогда говорили, морально устойчивы, крепки в труде, добропорядочны в семье и в обществе. Немаловажную роль в «моральной устойчивости» играли политические репрессии и строгий надзор за нравами со стороны компартии.
С падением коммунистической идеологии бывшие советские люди, правда, растерялись в нравственных ориентирах, и своим «перестроечным» детям уже не могли передать коммунистических ценностей.
Духовный иммунитет их чад оказался таким образом на нуле. Отсюда и вышеуказанные болезни в молодежной среде, в которых они, как видим, неповинны.
Отсюда сам собой напрашивается вывод – что следует возрождать, чтобы не выродиться.
Благодарю судьбу за то, что предоставила возможность пожить в среде такого интересного народа, как карелы, прийти к вышеозначенному выводу, утвердиться в христианских нравственных ценностях Православия, тем самым укрепив свой духовный иммунитет.
Т.Н.Кременецкая.
Фото родной деревни Залесье Ольги Петровой.