MENU
Главная » Статьи » Статьи

О судьбе деревни в русской поэзии

Кажется благой мысль посмотреть на судьбу деревни не с позиций своих прозаических измышлений, а посмотреть на нее глазами таких крестьянских поэтов, как Кольцов, Есенин, Клюев. Уж они-то сами из крестьян как нельзя лучше знали деревенскую жизнь. Ее радости и беды, что ей желательно, а что нет. До них, правда, интеллигенты народники взялись решать судьбу крестьян, толком не понимая крестьянской души. Они ходили в народ его «просвещать», «наставлять», «поднимать» на борьбу за лучшую жизнь, именно в их, интеллигентском понимании. Народ за ними вслед на борьбу в 60-70 годы 19 века не поднялся. Долго его еще пришлось «поднимать» с лавок и русских печек всяким партиям-благодетелям, сеять ветер в его сознании, добиваясь массового революционного движения. Наконец-то совокупными усилиями инициировали бурю в виде трех революций 1905 года, февральскую и октябрьскую 1917 года. Закономерность проявилась в том, что взявшие меч от меча и погибли: первыми пострадали декабристы, за ними интеллигенты-разночинцы, наконец, поголовно после 1917 года все дворяне (и революционеры и контрреволюционеры: убиты, бежали за границу, сосланы, погибли в советских лагерях).

       Свершилось: посеешь ветер, пожнешь бурю, взявши меч, от меча и погибнешь…

И вот, когда ныне деревни и крестьянство практически от всех «благодеяний» разных партий вымерли, либо разбежались, хочется вернуться в начало, чтобы понять конец. В этом отчасти помогут поэты Кольцов, Есенин и Клюев.

Итак, в 1831 году крепостной крестьянин от лица Кольцова поет песню пахаря:

Пашенку мы рано

С Сивкою распашем,

Зернышку сготовим

Колыбель святую.

………………………..

С тихою молитвой

Я вспашу, посею,

Уроди мне, Боже,

Хлеб – мое богатство!

 

Далее, в 1832 году, сетуя на свое одиночество, лишение сыновей, невесток (по миру пошли), сельский поселянин себя утешает:

 

Доколь мочь и сила,

Доколь душа в теле,

Буду я трудиться;

Кто у Бога просит

Да работать любит,

Тому невидимо

Господь посылает.

И отмечает, что он хотя и батрак и хозяин, и не семейный, а живет не хуже последних, потому что «лиха беда в землю, кормилицу-ржицу мужичку закинуть…»

А там Бог уродит,

Микола подсобит

Собрать хлебец с поля

Так его достанет

Год семью пробавить,

Посбыть подать с щей

И нужды поправить,

И лишней копейкой

Божий праздник встретить.

       После такого крестьянского стереотипа мышления и поведения минуло лет эдак 80-90. За это время декабристы уже «разбудили» Герцена, тот «разбудил» Чернышевского, а он, как и Бакунин с Кропоткиным (дворяне), стали «будить» народников.

      Тогда же народники «сходили в народ», социалисты-революционеры разорвали бомбами в клочья царя Александра II и чиновников правительства, тогда же народились последовательно революционеры-благодетели народа марксисты, а затем большевики и коммунисты.

       Народ стал от всех этих «побудок» «просыпаться», втягиваться в мятежи, поджоги, убийства власть имущих, отпадать от веры в Бога, от своих прежних святынь, наполняться ненавистью и страстью рушить всё то, на что укажут вожди, вплоть до храмов…

       И вот как характеризует уже новый поэт, Сергей Есенин «пробужденных» крестьян.

Эй вы, встречные,
Поперечные!
Тараканы, сверчки
Запечные!
Не народ, а дрохва
Подпитая!
Русь нечесаная,
Русь немытая.

И далее:

Я помню только то,

Что мужики роптали,

Бранились в черта,

В Бога и в царя…

 

Процесс, как видим, пошел!

Страсти, как известно, накалялись. Современник Есенина, его друг, казалось бы, истовый верующий христианин старообрядец,Николай Клюев с клокочущей ненавистью вопиет (в1918 г):

Жильцы гробов, проснитесь! Близок

Страшный суд,

И Ангел – истребитель стоит у порога!

Ваши черные белогвардейцы умрут

За оплевание Красного бога.

Ну, а где Красный бог, враждующий против Бога Творца Вселенной, там и гражданская братоубийственная война…

Поэт деревни далее (в 1926 году) вопрошает после Гражданской (поэма «Деревня»:

Мы тонули в крови до пуза,

В огонь бросали детей,-

Отчего же небесный кузов

На лучи и зори скупей?

Так и хочется, спустя лет сто, ответить поэту: Вы же сменили Бога Творца на местечкового (политического) Красного бога и удивляетесь, отчего Первый стал скупее на «лучи и зори» для вас…Что за многобожие: сегодня Красный, а завтра Зеленый, Голубой бог?

Позднее, уже в 1934 году  Николай Клюев, по-видимому, основательно вразумленный событиями революций, проречет в песне Гамаюна:

Вы умерли, святые грады,

Без фимиама и лампады

До нестареющих пролетий.

Плач, русская земля, на свете

Злосчастней нет твоих сынов,

И адамантовый засов

У врат лечебницы небесной

Для них задвинут в срок безвестный.

(Сами же и задвинули своим Красным богом) – прим.автора).

К тому времени он уже нагляделся на колхозную деревню вдоволь и в цикле «Разруха» упрятал в песне Гамаюна такие обличительные слова – прозрения:

Скрипит иудина осина,

И плещет вороном зобатым,

Доволен лакомством богатым.

О ржавый череп чистя нос,

Он трубит в темь: колхоз, колхоз!

И, подвязав воловий хвост,

На верезг мерзостной свирели

Повылез черт из адской щели…

(Стало быть Клюев разглядел и «иуд» и «чертей» — прим.автора).

За свое обличение-прозрение «черта» скорей всего поэт Николай Клюев и поплатился своей жизнью: был расстрелян советами вТомской тюрьме в    1937 г. Странно еще раньше погиб и его друг Сергей Есенин в 1925 году. Скорее всего, помогли ему как «кулацкому поэту» ускорить пе реход в инобытие. В заключении погиб и Клычков С.А., тоже крестьянский поэт. Кольцов умер в 1842 году своей смертью от чахотки. Похоже, крестьянские поэты расходились с компартией…

О плаче русской земли в 90-е годы 20 века стал возвещать другой русский поэт Николай Мельников. Он тоже из крестьян. Им создана поэма огромного смысла «Русский крест», в которой он прозревает то, как этот плач можно избыть. Также его и «Поставьте памятник деревне».

«Счастья» вдоволь нахлебались,

Слез – моря, а не ручьи!

Так в итоге оказались

И ни Божьи, и ни чьи.

Ни земной, ни рай небесный,

А смертельная тоска

Воцарилась повсеместно,

И скрутила мужика…

И вот герой поэмы Иван, было спившийся крестьянин, приходит с помощью одного праведника к пониманию, что нет назад возврата,

Без Креста – спасенья нет,

Коли тьмою всё объято,

То иди, ползи на свет!

Стал Иван с крестом на плечах деньги на храм в селе собирать.

… И крестьяне подавали,

Не скупясь, от всех щедрот,

Хоть совсем не жировали,

А скорей – наоборот.

………………………………

А в России всё сначала

Не впервые начинать –

Истреблялась, исчезала,

А потом, глядишь, опять,

Из-под пепла, из-под праха,

Где чернела пустота,

После крови, после страха

Вырастала – Красота.

 

Эти строки написаны поэтом в 1996 году, а в 2006 году он по официальной версии умер, а по другой убит в городе Козельске неподалеку от монастыря, Оптиной пустыни, куда, по-видимому, ехал или возвращался…

Как видно из этого краткого поэтического экскурса Красный бог оказался на поверку крайне жестоким к крестьянству.

Христианский Бог и Его угодник Микола (Николай Угодник) был куда более милостивее к нему.

Русский крест – быть под христианским Богом,  в православии, а не под разноцветными партийными божками.

Русский крест хоть и тяжел, но Бог нести его помогает. Божки устраивают на него гонения вплоть до физического уничтожения его носителей. Именно они и разорили русскую деревню, погубили крестьянство и убивали его поэтов.

К нам обращается поэт Николай Мельников:

Твоя Россия… Думая о ней,

Уберегись искусов и обманов –

Одна молитва может быть сильней,

Чем целый митинг с сотней горлопанов!

…………………………………………….

Твой враг – раскол, далекий, вековой,

И если в душах нету единенья –

Ликует он, и тщетен подвиг твой

На поприще «российского спасенья».

Есть Вера, Бог, Отечество и Ты!

Лишь это русских делает народом!

 

Вот в чем видит поэт смысл возрождения, т.е. восхождения к родам, к их Вере, к их святыням, к их единству.

 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: gdkorshunova (14.09.2016) | Автор: Кременецкая Т.Н.
Просмотров: 320 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz