MENU
Главная » Статьи » Статьи

От курганов до могильных холмиков

В сельской местности, особенно в глубинке, история, запечатленная в учебниках и иных трудах ученых, в своих материальных формах, словно уснула. Разбудят ее разве что краеведы, редко-редко археологи, да фольклористы — этнографы… В основном она спит безмятежным сном в культурных слоях разных эпох. Взять, к примеру, курганы. Их в нашем крае очень много вдоль таких рек и речек как Медведица, Дрезна и Сельница. Насыпанные в древности усыпальницы-курганы проросли деревьями в лесах, либо в них же подмыты ручьями и речками, вблизи же селений распаханы плугами земледельцев и тракторов, кое где срезаны бульдозерами. Спят  в этих усыпальницах-курганах люди разных племен: славяне, меря и весь, карелы, татаро-монголы и иные, неведомые насельники этих мест далекого от нас времени.

Бывая в лесах с курганами, испытываешь особые чувства. Тебя буквально захватывает в свои тенета задумчивость. Какая-то таинственная сила обращает твой мысленный взор в прошлое. Это прошлое притягивает к себе магнитом внимания к себе: кто здесь хоронил своих предков, кто их оплакивал, укладывая либо на сыру землю, либо помещая в сруб-домовину, либо сожигая их останки, чтобы затем засыпать их землей… Зачем-то хоронившие обкладывали насыпь либо валунами, либо плитами в ее основании, как бы заключая ее в круг — оберег…

Сильные, могутные люди, должно быть, ворочали эти валуны и плиты, прежде чем доставить их к насыпи, уложить, скрепить, утрамбовать. И опять же, как доставляли камни: волоком, перекатыванием, на лошадях ли с телегами?

Жили живые, конечно, неподалеку от курганов, чтобы изредка навещать покойников, мысленно поговорить с ними, поплакать от разлуки, на что-то пожаловаться, что-то повспоминать о них и что-то досказать им о себе, еще живущих…

И ведь, действительно, жили неподалеку. Археологи раскапывают неподалеку от курганов селища с предметами быта в культурных слоях разных эпох.

Посидишь у кургана эдак в задумчивости часок-другой, да с костерком и котелком с чаем, перекинешься словом со спутниками, и вроде бы путешествие во времени сотворишь, в прошлом побываешь, своих земляков на этой земле вспомянешь: как они выглядели, во что одеты были, о чем говорили у свежей насыпи кургана, какие орудия от нее в свои селища уносили. Наверное, те же лопаты, что и теперь, да заступы-ломы, а еще, наверное, кирки, чтобы валуны ворочать…

Долго еще не оставит тебя задумчивость, принесешь ее с собой в деревню, проходя мимо сельского кладбища. Там тоже кого-то хоронят: роют яму, достают из нее то камни, то кости, то черепки глиняной посуды; выбрасывают, не задумываясь, всё это на бруствер будущей могилы.

Но вот она, могила, готова. Везут в автобусе или на тракторе покойника во гробе, который раньше домовиной называли и над которой курган насыпали.

Недолго покойник во гробе на бруствере постоит, простятся с ним, омочив слезами его лоб, забьют вскоре гроб-домовину гвоздями, опустят на веревках в могильную яму прах родного человека и начнут бросать в яму первые горсти земли, а затем и лопатами засыпать и насыпать на могиле маленький холмик. Правда, уже не круглый, как на кургане и не конический, а вытянутый и невысокий. Уплостят этот холмик лопатами, крест на нем начертают, обложат венками вкруговую и начнут поминать покойника стопкой водки, конфетами и печеньем. На душе как-то после этого полегчает, повспоминают усопшего добрым словом, пожелают ему легкого лежания и вскоре по домам своим в деревни разойдутся. На дороге к кладбищу еловые ветки останутся…

Дома у покойника ожидают после кладбища поминальные столы с обильной трапезой. Под божницей в красном углу на тарелочке стоит стопка с водкой, кусок хлеба и горящая свеча. Вознеслась, значит, душенька покойника, на небо, а сам он вроде бы и среди живых на поминальной трапезе пребывает со своей стопкой и куском хлеба.

На курганах археологи тоже находили следы поминальной трапезы — обгорелые зерна пшеницы, ячменя или ржи, разбитые части глиняной посуды, кости съеденных животных, угольки, золу от поминального костра.

В верхних слоях курганов иногда находят каменные православные крестики. Так было у озера Узмень, на кладбище деревни Стогово под Бежецком…

Если Вы, читатель, задумались и уплыли мыслями в далекое и недалекое прошлое, то цель этой публикации достигнута.

(О курганах смотрите на сайте «История Рамешковского района», «Фотопутешествие по Рамешковскому краю»).

 

 

Категория: Статьи | Добавил: gdkorshunova (17.09.2016) | Автор: Кременецкая Т.Н.
Просмотров: 360 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz