Главная » Статьи » Статьи |
Как такое возможно, спросит прагматичный читатель — материалист: путешествовать, не видя и не измеряя взглядом? В нашем путешествии он кое-что увидит, а отсутствующее, но некогда бывшее, дополнит воображением или знанием. Наше путешествие будет от одного старинного села, а именно, Замытья, до другого — Вырец; займет оно ровно время прочтения этой статьи. Если идти пешком, то часа два с половиной, на машине — около 30 минут. Временной промежуток исторического времени примерно 150 лет, начиная с середины 19 века. Видимым объектом начала этого периода в Замытье является величественная красавица церковь — Спасо-Преображенский собор на земле князей Голицыных. Строилась она в период времени с 1818 по 1883 в основном на средства князей и их крепостных. От Голицыных только этот памятник и остался. Ни барский дом, ни парк, ни могила одного их Голицыных (Федора Андреевича) (у собора) не сохранились. Едва угадываются плотина на реке Медведице, въездная в усадьбу аллея и булыжная мостовая. Старинное торговое, промысловое село практически обезлюдело. Ныне в нем хозяйничают дачники. Участники событий 150-летней давности все лежат в земле на двух кладбищах — возле церкви и на краю села. Церковное кладбище вытоптано, сравнено. Впрочем, памятный белый крест на нем стоит. Церковь восстанавливается и литургия в ней ныне служится каждую субботу. Прекрасный Тихвинский источник благоустроен со вкусом и благородством. Что же касается «незримого и невесомого» в Замытье, то это — чувство полузабытой Святой Руси, которую терзали татаро-монголы, литовцы, поляки, в 20 веке ретивые большевики, которые и положили начало гибели села. Но окончательной гибели вопреки всему не произошло. Всегда находились люди высокой настроенности души, которые старались спасти и памятники и память, вставая на защиту «незримого и невесомого». С Замытской горы открывается потрясающе красивый вид на сосновый бор с курганами домонгольского града в Кидомле, на окрестные деревни и поля, на которых трудились сотни поколений русских людей, начиная со времен новгородского княжества, позднее тверского, вплоть до советских времен. Именно ими ландшафт местности окультурен, благоустроен и украшен. Но, прежде всего, конечно, Творец всего и вся на Земле благословил это место для жизни, труда и творчества людей. Незримо, невесомо чувство благодарности Творцу и людям округи села Замытье за всё, что можно увидеть окрест Спасо-Преображенского собора. К западу от села Замытье на прежнем и нынешнем тракте Бежецк-Торжок, в долине реки Медведица, как в большом природном «корыте» раскинулось село Никольское. Встречает за мостом через реку путников Богоявленская церковь, тоже свидетель полузабытой Святой Руси начала 19 века. Храм много меньше Замытского собора, скромнее, ниже, приземистее. Смотрится как крепость крестьянская. В основном и строился на крестьянские пятаки и жертвы местных помещиков. Деревни вокруг села с карельским населением, веками жившим в крепостной зависимости от русских помещиков. Это исключительно земледельческое село — кормилец с чудом сохранившимся патриархальным бытом карел. Кругом села поля, поля, поля, ныне, правда, зарастающие лесом. Здесь до недавнего времени в каждой деревне жили знахари, ведуны и колдуны. Здесь более 300 лет живут богомольные православные карелы, с присущей им опрятностью содержащие свои избы, любящие свои карельские пироги и обычаи своих предков. Здесь карелы хранят свою самобытность, язык, осознают свою идентичность. Но, село, как и Замытье, от войн, революций и реформ 20 века тоже обезлюдело. Однако, дух старины его не покинул, а главное, сохранился карельский фено — и генотип, карельский характер. Красот особых в округе нет, кроме, пожалуй, ныне уже исчезнувших типов людей яркого христианского благочестия. Здесь красота живет в избах: в карельском домашнем рукоделии, в умении вести хозяйство семьи и труде на земле, в таких ремеслах, как плотницкое и столярное. Что касается «незримого и невесомого», то это сохранившийся дух общинного единения, племенной солидарности, верности традициям и обычаям предков, верности православному мировосприятию. Особенно это характерно для карел старшего поколения. В молодых эти понятия размыты. Думается, что в силу совокупности указанных черт карельского населения, село Никольское по сравнению с Замытьем и Вырцом, и относительно многолюднее и ярче именно как село крестьянское, с присущим ему укладом жизни земледельцев — мастеров этого дела. В Богоявленском храме села раньше, чем в Замытье, началась при перестройке регулярная литургическая жизнь. Возможно, в силу этого, и храм полностью восстановлен и является главной достопримечательностью села и его гордостью. К сожалению, карельское население села активно замещается дачниками, носителями городской культуры, довольно серой, совершенно неинтересной, с признаками духовной и более того, культурной деградации. Чего только стоят сплошные металлические заборы дачников вдоль деревенских улиц, отчужденность их от местных жителей, дух превосходства над деревенскими людьми… А любовь их к мангалам и шашлыкам, запахам паленого мяса, кострам за высокими заборами, дикой ритмической музыке, к реву машин, мотоциклов и квадрациклов на прежде тихих деревенских улицах!… Эта любовь дачников к кострам является нередко причиной пожаров и выгорания целых деревень, особенно весной. В то время, как костры у деревенских вызывают в них панический ужас перед возможным возгоранием их жилищ, дачников хлебом не корми, но дай возможность испытать сильные чувства, вцепившись зубами в обугленное мясо шашлыков у костра. Видимо, при этом в подсознании всплывают воспоминания о временах первобытных, когда у костров не только ели, но и плясали, и камлали, и заклинали языческих богов и впредь быть сытыми. Впрочем, и это понять можно: вырвались люди из каменных мешков (городов), дорвались до родимой землищи — древние инстинкты и взыгрывают порой с неодолимой силой. Не исключено, что от радости у костров и плясать начнут. Тоже ведь проявление «незримого», но запечатленного в подсознании… То ли от того, что Никольское село стоит по сравнению с Замытьем, в низине, то ли от существенного разбавления в нем крестьянского населения городским, но настроение в селе часто депрессивное… Поодаль от него, в деревнях как-то порадостнее. Видимо, в Никольском, иная энергетика, чем в Замытье. В статье «Неповторимый облик деревень» мы уже отмечали энергетические причины их неповторимости. Возможно, повторов нет и в селах по аналогии с деревнями… Совершенно оригинально воспринимается село Вырец. О нем мы писали в статье «Дремлющая Русь». В то время, как в Замытье в воздухе буквально парит дух вдохновения и желания творчества, в селе Никольском царит дух уныния и еще каких-то отрицательных энергий, в Вырце приезжего настигает оцепенение от царящей в нем торжественной тишины, покоя духа, отрешенности от мира и желания погрузиться в глубины своей души. Там, в Вырце, объемлет душу религиозное чувство причастности к божественным энергиям. Там ближе к тебе Бог, проникновеннее молитва, ближе Угодники Божии. Там чувствуешь себя счастливым нищим. Все в Вырце скромно, тихо, даже невзрачно, а вот, поди же, завораживает! Скромный небольшой Знаменский храм, многократно обворованный, рассыпающийся забор вокруг него, почти безлюдная улица, на кладбище у церкви — чудом сохранившиеся мраморные надгробия черного цвета… Внутри летнего храма — на редкость вычурно изваянный деревянный иконостас, прекрасные, но блеклые росписи на стенах; однако, облезлые стены храма словно пропитаны молитвой. В новодельном храме в Никольском этого явления нет. Впрочем, и пейзаж вокруг села тихий, задумчивый, молитвенный. И стоит Вырец в низкой болотистой местности, и была там некогда Николаевски-Лодыженская пустынь. То есть, монашеская община была. И священники в храме замечательные служили. Храм практически не закрывался и не стоял без молитвенного пения. То есть в Вырце как бы полностью сохранилась благодать, не потревоженная и трагическими событиями истории. В годы гонений на веру именно в Вырец стекались верующие со всей ближней и дальней округи. Их молитвы и привлекли в Вырец незримую благодать. Там она и по сей день привносит в душу мир, покой и желание удалиться от беспокойного житейского моря в тишину божественного мира. И еще, думается, что на церковном кладбище в Вырце покоится прах многих праведников, достойных людей округи, которые освятили вырецкую землю, создав на ней особую духовную ауру. Из трех упомянутых сёл Вырец — самый богатый «незримым и невесомым». Именно в вырецкой Знаменской церкви и родилась мысль написать о путешествии в незримое и невесомое. Оно, как мы пытались показать, существует в каждой местности и отражает «переживания» не только земли, но и живущих на ней людей. Оно доказывает реальность тонкого, незримого духовного мира, в существующем зримом материальном мире. Ищите и находите духовное незримое и оно обогатит вашу жизнь и вашу душу. Укоренит вас на родной земле и вы обретете сокровище — чувство Родины. Это незримое чувство тонкого духовного мира России. Т.Н.Кременецкая
| |
Просмотров: 332 | |
Всего комментариев: 0 | |