Главная » Статьи » Статьи |
Авторами настоящей повести повезло застать в живых в тверских деревнях крестьян, родившихся до революции, ставших в 20-30 годы колхозниками. Самые старые из них называли себя «николаевскими». Обычно, это были крепко верующие православные люди, отличающиеся грамотностью, постоянно читающие «Псалтырь», «Евангелие» на церковно-славянском языке, а также «Жития святых». В их домах хранились иконы – благословления родителей, предметы старины, например, ткацкие станы, короба, сундуки, фанерные чемоданы, тканые половики, полотенца-рушники и многое другое. Однако, таких благочестивых «николаевских» было немного. Большая часть была представлена советскими колхозниками и рабочими совхозов. Эти, хотя и были крещеными, но уже от церкви отторгнутыми по причине их закрытия; священники их были либо сосланными не весть куда, либо расстрелянными тоже неизвестно где. Колхозники помоложе «николаевских» уже охотно прикладывались к самогонке, отборно матерились. Впрочем, трудились отменно, иконы в доме в красном углу или на чердаке хранили, православные праздники помнили, по домам их отмечали варением пива, печевом, гостеванием, гульбой в клубе с песнями и танцами. Рабочие совхозов почти все уже были нехристями, выросшими без влияния церкви, однако, в большинстве крещеными где-либо в городах. От колхозников они отличались оголтелой матершиной и пьянством, не имея понятия не то, что о благочестии, но даже элементарной бытовой культуре. Единичные «николаевские» чудом уцелели от раскулачивания в 30-е годы. Колхозники хорошо его помнили и даже сами считали себя «раскулаченными», так как у них при организации колхозов были отняты лошади, коровы, упряжь, сани, либо еще что-то. Подлинно раскулаченных, с конфискацией и выселением в деревнях уже не было: в них они не вернулись сознательно, либо погибли в местах ссылок, либо в лагерях. Единицам удалось выжить, вернуться, но в иные, а не родные места. Большинство крестьян-колхозников помнило время конфискаций, реквизиций, коллективизации, раскулачиваний и даже имена изгнанных с земли трудолюбивых крестьян. Своими рассказами и свидетельствами они помогли воссоздать печальные и трагические страницы истории своих деревень. Ныне в стремительно пустующих деревнях доживают свой век, в основном пенсионеры – рабочие совхозов. Колхозники единичны. Большинство из них перешло в мир иной. Результатом собранного устного, архивного материалов явилась книга о тверской деревне «В Тверском углу»12. Настоящая повесть дописывает эту историю. Кто же были те, кого раскулачивали и сгоняли с земли? Расскажем об этом на примерах нашей округи из 18 деревень. Как уже упоминалось, они некогда принадлежали Генерал-майору Зиновьеву и после реформы 1861 года статус крепостных сменили на крестьян единоличников. Формой организации их жизни была община с выборным старостой во главе, как правило, самым грамотным, умным, рачительным хозяином. Решением насущных жизненных вопросов занимался деревенский сход-собрание крестьян каждой деревни. На нем решались сроки начала пахоты, сева, уборки урожая, местной адресной благотворительности, взаимопомощи, время сенокоса, обмолота зерна, выгона в поле скотины и многое другое. Деревни были населены как русскими, так и карелами-выходцами из Карелии, пограничной с Финляндией. Некогда в результате войн России со Швецией при разных царях и смещениях прифронтовой полосы, а также переходе территорий по мирным соглашениям то в сторону шведов, то русских, карелы, будучи православными, переселялись в Тверскую и иные области севера России как беженцы или переселенцы. Они подселялись как к русским селам и деревням, так селились и чисто карельскими деревнями. Язык свой хранили, как и привычный уклад жизни земледельцев, хлебопашцев, скотоводов. Основное крестьянское хозяйствование они совмещали с отхожими и местными кустарными промыслами: кузнечным, мельничным, маслобойным, кожевенным, землекопным, сапожным и другими. Популярными среди них были у мужчин торговля красным товаром в городах, у женщин – уход в няньки в состоятельные городские семьи. Судя по земской статистике86 (1887 год) жили карелы семьями в 6-7 человек справно, добротно, трудясь на своих наделах, иногда арендуя покосы или пашни за деньги. Нищих семей в деревнях и сёлах были единицы. Впрочем, недоимки по налогам были распространены. В годы столыпинской реформы начала 20 века по несколько семей из деревенской общины выходило на хутора, при этом жить начинали лучше. В годы революции 1917 года и позднее претерпели многие беды: реквизиции продуктов питания продотрядами, голод, произвол первых комбедов, нелепицу коммун, беззакония советов, репрессии. Как пережили лихие годы, свидетели тех лет помнили плохо. Однако, хорошо запомнили имена первых коммунистов – своих обидчиков, а также имена пьяниц и лодырей в комитетах бедноты. Запомнили аресты и заключения в тюрьмы своих земляков. Помнили также годы НЭПа, когда зажилось несколько легче. Новая экономическая политика (НЭП), предложенная партийным руководством страны во главе с Лениным, с фиксированным продналогом, свободой торговли излишками продукции, официально принятая на Х съезде РКП (б) в марте 1921 года, привнесла в карельские деревни «передышку». Длилась она примерно 5 лет с 1923 по 1927 год. Крестьяне строили себе новые избы – пятистенки с узорчатыми наличниками, построили каменные амбары – склады, заводики сыроваренные, кожевенные, кое-где трикотажные фабрички, приобрели вязальные машины в дома; на реках кое-где установили нефтяные мельницы, завели кузницы и скотобойни, маслобойки и прочее иное. В этот период среди них выделились самые талантливые предприниматели, промысловики, торговцы, ремесленники, земледельцы-собственники. А все это уже походило на возрождение капитализма, а отнюдь не социализма и тем более коммунизма. Партия коммунистов во главе с генсеком Сталиным решила переломить ситуацию, нанести сокрушительный удар по «эсеровщине» — «крестьянской утопии» (жить без помещиков, разделить землю по едокам, свободно пользоваться плодами своего труда, торговать, самоуправляться). Идея НЭПа, создающая все эти условия была заимствована Лениным у эсеров. Поводом к сталинскому «великому перелому» стал «Кризис хлебозаготовок» зимой 1927-1928 годов. «Сталин сделал свои выводы из того, что произошло (в деревне – прим.авт.) и решил, что необходимо создать на селе «бастионы социализма» — колхозы и гигантские совхозы; итогом коллективизации сельского хозяйства должен был стать постоянный контроль над производством сельхозпродукции и над самими производителями, которых нельзя допускать на рынок; и тогда можно будет избавиться сразу от всех кулаков, «ликвидировать их как класс» (с.157)87 Коллективизацию местные колхозники запомнили очень хорошо. Документы местного архива в райцентре Рамешки сохранили имена «героев» раскулачивания и их жертв в период 30-х годов по Никольскому и Тучевскому сельским советам. Ниже приводим подлинные тексты протоколов: Дер.Сырково. Ермаков А., 60 лет, в семье 3 трудоспособных, 2 – нетрудоспособных (сумма единого с/х налога 230 р.). Лишен избирательных прав, до революции занимался мелкой торговлей. После революции раздавал пряжу примерно на 30 машинок, торговал трикотажными изделиями. Резолюция – конфисковать, выселить с семьей. Деревня Тучево. Шилов Вас. Ефим. 37 лет, в семье 2 трудоспособных, 1 нетрудоспособный (налог 200 р.) До революции – крупный кожевенный торговец, имел походную мастерскую с применением наемной силы. Земельный собственник. После революции лишен избирательных прав, торговец кожей до 1929 года. Наблюдалось выступление против мероприятий сов.власти, бешеная агитация против сельского совета. Во время отмены частной собственности на землю распускал нелепые слухи и агитировал против мероприятий совета, замедлял ход переустройства сельского хозяйства на новых социалистических началах. Элемент социально опасный. Резолюция: конфисковать, выселить. Марков Василий Марк, 50 лет, в семье 6 трудоспособных, 2 нетрудоспособных (налог 380 руб). До революции имел крепкое хозяйство, занимался земледелием. После революции занимался спекуляцией хлеба на деньги и на обмен одёжи (раздевал голодных). Занимался скупкой и продажей хлеба, замечались контрреволюционные вылазки, вел агитацию против советской власти, за что был выслан на 3 года из пределов центров. Своей агитацией замедлял ход перестройки деревни на новых социалистических началах, тормозил работу сельского совета. Резолюция: выселить, конфисковать имущество. Орлов Михаил Гаврилович, 55 лет, 3 трудоспособных. Бывший старшина, индивидуально обложен, имеет крепкое хозяйство. В период НЭПа занимался раздачей пряжи, торговал трикотажным и кожевенным товаром. Ведет подпольную агитацию против советской власти, имел влияние на бедняцко-середняцкую массу. Будучи старшиной брал взятки. В настоящее время взят под стражу как социальноопасный. Резолюция: осужден, изъять имущество, выселить. Дер.Григорово. Маклаков Дмитрий Петрович. 44 года, 3 трудоспособных, 3 нетрудоспособных (налог 560 рублей). Лишенец, до революции занимался торговлей скота и мяса. Офицер царской армии. После революции занимался торговлей мяса и скота, вёл открытую агитацию против советской власти. Являлся на бедняцкие собрания и угрожал беднякам, срывал общее собрание, на собраниях кричал: убью бедняков от своей руки, расстреляю 12 бедняков, налоги не платил, имея на то возможность. Резолюция: сидит арестованный, конфисковать и выселить с семьей. Дер.Константиново. Кропин Петр Павлович, 29 лет, 2 трудоспособных, 3 нетрудоспособных (налог 17900 руб). Бывший лишенец, до революции середняк, после революции во время НЭПа занимался трикотажным делом, работало на него 15 машинок, применял наёмную силу, 2 работника работали на его машинах, во время гражданской войны был злостным дезертиром, принимал участие в организации зеленых банд, выступал активно против мероприятий советской власти, срывал собрания, активно выступал против хлебозаготовок, угрожал беднякам, был судим 3 раза. Только один из списков на выселение содержит 28 имен по четырем деревням, а их в округе 18. Большинство выселяемых полностью лишалось имущества; часть из них выселялась с семьей, а иногда без семьи. Это означало, что оставшейся семье предстояло бедствовать и побираться. По свидетельству местных жителей в период коллективизации резко возросло в деревнях количество просящих милостыню. Итак, только по одному списку одного сельсовета по постановлению выслано 14 семей с детьми и стариками – всего 78 человек; без кормильца и имущества нищими оставлено 14 семей – 62 человека. Из шести деревень наиболее пострадали самые большие Погорелец (конфискация и выселение в 9 семьях) и Константиново (то же в 11 семьях). К высылаемым без постановления прибавлены в Погорельцах 2 женщины. Что же было конфисковано у выселяемых, у тех, чья семья оставалась без кормильца? Приведем примеры.
Акт «1930 год, февраль 19 дня. Уполномоченный Рамешковского РИКа Васильев в присутствии секретаря Тучевского с/совета тов.Гомзина и гр.Лебедева Ивана Григорьевича с дер.Погорелец и представителя колхозного филиала при Тучевском с/совете тов.Шлякова С.А. произвел передачу имущества в колхоз отобранного у кулацких хозяйств по выселению согласно Постановления Президиума Рамешковского исполнительного комитета от 13/02 сего года нижеследующее имущество. У гр.Маркова Василия: дом с надворной постройкой, сараев 3, амбар, баня, гумна ¼ часть, сруб, лошадь, корова, теленок, ягнят 2 шт., телег 3 шт., дровни, упряжь, корм полностью и картошка семенная полностью за исключением каковая выдана Маркову для питания». Стало быть 7 человек (см.выше) семьи Маркова Василия зимой были изгнаны не только из дома, но даже не могли укрыться в сарае, амбаре или бане. Только картошка была им оставлена на питание. В одночасье семья превратилась в бездомных, голодных нищих. Из колхоза им ни уйти, ни уехать, так как паспортов тогда не выдавали. Вынуждены были работать в нем за «палочки», жить на подаяние соседей, ютясь где-нибудь у родни или в колхозном общежитии. Да еще вопрос: было ли такое в Тучеве? Что-то об этом колхозники не упоминали, а говорили, что семьи кулаков выгонялись на улицу… Продолжим. …У гр.Маклакова Д.П. – дом с надворной постройкой, баня 1/3 часть, сеней ½ часть, сарай, лошадь, ярка, телега, дровни, упряжь, веялка не доделанная, корм и солома полностью. Как видим, семье Маклакова Д.П. из 5 человек (см.выше), бывшего царского офицера, выселяемого с семьей зимой приходилось покидать дом. Для этого давался срок 24 часа, разрешалось взять в место ссылки30 кгимущества, и под конвоем отбыть туда, куда направит ОГПУ. Отправят без самого кормильца (Маклакова Д.П.), который тогда арестованный сидел в тюрьме. А это означало, что семью «врага народа» повезет конвой. Так тогда поступали с народом его «лучшие друзья», распорядившись судьбой 14 крестьянских семей. «Повезет» тем семьям, кого отправят мерзнуть, голодать и умирать вместе с кормильцем… На всю жизнь запомнят деревенские жители тучевской округи «гр.Лебедева Ивана Григорьевича» из дер.Погорелец, коммуниста местной партийной ячейки. Этот Иван много душ погубил не только в годы раскулачивания как яростный «партейный», но еще он проявит рвение партийца в 1941 году, приютив в своем доме начальство СМЕРШа. Начальники будут его хорошо кормить колхозной свининой, поить казенным спиртом, а он после их отбытия будет верно охранять могильные рвы, которые смершевцы оставят в погорельцевском лесу. В тех рвах останутся лежать расстрелянные солдаты, командиры, крестьяне под общим клеймом «дизертиры» из отступавшей с западного фронта Красной Армии. Лебедев И.Г. не позволит местным жителям «ходить смотреть» на могильные рвы, охраняя от огласки сокрытую в них «государственную тайну». Когда он умрет, деревенские с радостью вздохнут: «наконец-то сдох». Но, до этого еще было далеко … Вновь повстречаемся с Лебедевым И.Г. и посмотрим, как крестьяне-земляки относились к своим «кулакам». (Далее, как и прежде, в документах сохраняется орфография и пунктуация).
Протокол
Общего собрания гр-н дер.Константиново имеющее быть 8 февраля 1930г. на собрании присутствовало 70 чел. с решающим правом голоса в присутствии членов с/совета Невской М., Козырев А., Бульбуков М., Кудрявцев А., и от партячейки Лебедев И.Гр. и председатель с/совета А.Соколова в призидиуме губрана Королев М.М., Мелкин Ник.Григ., Невская М., Соколов А.П. Повестка дня. 1)О выселении кулаков из пределов района сплошной коллективизации, 2) разное. Слушали информацию тов.Лебедева о важности и значений выселения кулачества из пределов районов сплошной коллективизации. Вопросы Мих.Андр.Беляков: кто определил, что у нас кулак? Трифонов Андрей: у нас кулаки уже арестованы, а жены и дети невиноваты. Уткин Николай Гр.: нам они не мешают. Предложение Марковой Марии Якимовны: они нам не мешают и не вредны. Николай Мелкин: их нужно выселить, потому что они нам мешают при колхозном строительстве. Постановили: кулаков из пределов сплошной коллективизации выселить. Юрасов В.М. политически не вредный и он вреда нам не зделал. Выкрики женщин несколько человек сразу: они нам худого не зделали. Козлова Мария: их не нужно выселить, потому что они с детьми никуда не пойдут. Миловидов Иван вопрос: если отец не виноват, а сын виноват и если сын не виноват, а отец виноват, как на это смотрит власть? Беляков Ник.Мих. говорит, что Юрасов Вас. Мих. Умный, а потому он и умел торговать, а бедняк Иван Воронов был лодырь и он не мог поднять своё хозяйство. Трифонов Андр. Степ. говорит, что бедняк лодырь, потому они бедняки, а кулак старательный. Постановили полностью выселить кулаков в количестве 10 хозяйств и имущество их конфисковать и передать в неделимый капитал колхоза, а Юрасов М.М. член с/совета Бульбуков М. говорит, что он до революции был молодой и сичас не вредный потому по большинству голосов Юрасова М.М. не выселять. Подписи: Невская, Мелкин, председатель, секретарь. Итак, на основании решения колхозного собрания были составлены списки выселяемых кулаков и отправлены в РИК (Районный исполнительный комитет). Юрасов М.М. был-таки включен в него. РИК приговорил 26 летнего мужчину с семьей в 3 человека выселить. Отправлены были в ссылку и братья Зуевы Иван и Василий 40 и 52 лет с семьей в 7 человек, из которых 5 были нетрудоспособны. Их вина состояла в том, что они были «лишенцы, до революции крупные торговцы разными предметами, имели свою лавку в кирпичном доме, после революции занимались трикотажем, работало на них машин 10, частично торговали мясом, имели связь с попами». От братьев Зуевых в дер.Константиново осталась память – руины кирпичного дома, где когда-то была их лавка. Кто-то из «попов» Зуевых лежит в огороженной решёткой могиле с чугунным крестом около Богоявленской церкви в селе Никольское. Это единственная сохранившаяся могила на стоптанном скотом и людьми церковном кладбище. Недавно 96 лет умерла в Тучеве родственница Зуевых, преданный церкви человек, многие годы певшая на клиросе, уважаемая священниками неизменная прихожанка местных храмов в ближних сёлах. По скудным сохранившимся документам можно заключить, что жители деревень защищали своих земляков, объявленных кулаками, пытались спасти их от выселения, но всё же сделать этого не смогли. Давили на них, угрожали им местные «партейные», на которых в свою очередь давили партийцы из губернии и Москвы. Вот, например, как в деревне Язвица пытались отстоять от выселения «старательных» и «умных» братьев Соловьевых на собрании граждан 10/2-30 года бедняцко-середняцкие активисты (цитируем по протоколу): «Храброва и Гомзина говорят, что они не кулаки, хотя и мы работали на них, но что же ведь за деньги если бы мы не пользовались его помощью, то нам бы пришлось быть на улице», «Преснякова указывает когда я Соловьеву работала то я ни какой нужды не видала»; «Храброва указывает что когда я не имела лошади и он дал мне на лошадь и до сих пор не платила»; «Филиппова Анна говорила, что мы работали, а он поддерживал нас». Но были и другие земляки-активисты: «Иванов указал что Соловьев И. привез со службы лошадь тарантас, именно за счет голодного брата в революцию привез несколько вязальных машин в теченье десятки лет эксплотировал населенье путем раздачи пряжи ему работало 72 вязальные машины, а Соловьеву Мих. Работало не менее 25 машин и ряд других лиц эксплотировал»; «Антипов указывает что нужно уничтожить как класс совецкая власть верно проводит линию»; «Филиппов Павел указывает, что он действительно … много вязальных машин и привез лошадь и ряд других предметов, мы работали им по рублю а он может быть продавал по 30 руб. откуда он жирел видно»… «Постановили: предложенье тов.Иванова Мих.Иван. выселить из дер.как лиц не годных колхозу Соловьева Николая и Михаила Григорьев». Так по большинству голосов из 12 решилась судьба отца 60 лет и сына 37 лет Соловьевых. Их семьям, а это 12 человек, было уготовано нищенство и бездомность: у семей отняли дома, все постройки, скотину, транспорт, упряжь, все корма, срубы и бревна при срубе и даже вязальную машинку (одну на 2 семьи). Впрочем одежда, посуда и домашняя утварь не были конфискованы. И куда же им было с этим скарбом деваться? Ответ в документах находится неподалеку. Один из «партейных», некто от ячейки ВКПб, едва знающий русский язык, в панике пишет «Сводку от тучевского филиала. Как разроща борба кулока которой предложат к высилению но они осталесь проста Тольки перешли вдругие дома и пошли угрозы бедняцкому октиву по насилимо уже запрещают ходит поулицам выступать на собраньях кто выступает за мероприятия Советской власти. Уже октив всех деревен собироеца вконцелярию филиала вся бедняцкая маса совсех деревень понесколько десятков созлезами все плачут приходеца унимать как детей это говарица зато что кулак зделал зоусил бедноты. Прошу выеснить срочно и выехать на место ото отказывуца от роботы весь октив. Пред. с/х орт. Шляков 21/2-30г». Много позднее стало понятно, отчего деревни в нашей местности имеют растрёпанный вид и похожи на старческий рот с редкими зубами. Это уцелевшие избы разделяются пустырями…, а пустыри – это усадьбы, где когда-то стояли дома раскулаченных. Их вывозили «партейные» на свои нужды: дома-то добротные были… Однако, бывало и иначе. Беднота заселялась в кулацкие опустевшие дома, а свои гнилушки разбирала на дрова. Отсюда и пустыри . В документах по другому кусту деревень проясняется судьба кулацких домов, а именно по «Протоколу общего собрания гр-н дер.Денисово от 6/1-30г. Присутствовало 76 чел. Председ. собр. Соколов Мих. Член Дубов А. Секретарь И.Фетисов. Слушали: О выселении кулаков. Постановили: Выселить следующих: 1) Смирнов А.С., 2) Быстров И., 3) Смирнов Мих. Мих., 4) Быстров П., 5) Быстров Л.И., 6) Быстров М., 7) Смирнов М.П., 8) Семенов П.С., 9) Чеклышев, 10) Моторин М.В., 11) Чуркин А.А., 12) Чуркин М.Д., 13) Чуркин Н.Д., 14) Чуркин П.П., 15) Мугницев А.В. Выслано 15 семей полностью , о чем в протоколе от 30/1-30 в постановлении написано: «Доклад принять к сведению и приступить к раскулачиванию. Собрание колхозников желает раскулачить так раскулачить и раскулачить раз навсегда и вплоть до корня. Дать 24 часа о выселении из дер. Денисово, а пустующие дома предоставить беднякам.» Под этим протоколом подписи уже иных героев: Председателя Мошкина, секретаря Фетисова, члена президиума Шмелева. Чуть позднее, в другом кусте деревень, вокруг Тучева Лебедев И.Гр. будет на всех собраниях бедноты делать доклады «о пользе и важности выселения кулаков из пределов района сплошной коллективизации, чтобы они не мешали строительству колхоза». Так и просится вопрос: «Верный сталинец, Иван Лебедев, будет ли мир праху твоему? На месте твоего дома в дер. Погорелец ныне дырка – противопожарный пруд… Не горит ли земля под твоим прахом? А твоя душа – в аду?»
| |
Просмотров: 408 | |
Всего комментариев: 0 | |