Главная » Статьи » Рассказы |
Стоит эта деревня у самого леса, который растёт по краю болота. Болото это расстилается кольцом вокруг озера Святого. Название у этой деревни отнюдь не доброе — Язвица. Происходит оно от слова язва. Действительно, в незапамятную старину косила людей в болотистой округе моровая язва. Возможно, что началась она именно в деревне, которую и назвали потом Язвицей в память о моровом поветрии. Не исключено, что занесли в деревню язву, ходившие на промыслы крестьяне из других зараженных губерний. Посчитали местные старожилы эту болезнь карой Божией и скорей всего были правы. И поспешили они обратиться к милосердию Божьему путём постройки в деревне часовни в честь Казанской иконы Божией Матери. Срубили для нее толстенные еловые брёвна, сработали резной иконостас, при часовне сделали сени и крыльцо, крышу дощатую покрасили и стали отовсюду из святых мест привозить и приносить иконы с позолоченными окладами. Оградку резную поставили, а саму Казанскую часовню разместили посреди деревни на восточной ее стороне. До 20-х годов двадцатого века была деревня ничем особенно не примечательной. Но в годы НЭПа что-то случилось в ней такое, что началось в ней бурное строительство изб-пятистенок. При этом вдоль широкой улицы пятистенки стали расти как грибы: добротные, просторные, с сенями и дворами. Начался тогда же развиваться в деревне машинный вязальный промысел. Появились состоятельные держатели пряжи и машинок, на которых работали в своих домах наёмные работники. Крестьяне были довольны выгодным приработком на вязальных машинках, которые помогали им возводить одну пятистенку за другой, глядя друг на друга. Но, это видимое благополучие и довольство крестьян показались советской власти в 20-е годы явлением вредным для социалистического строительства в деревне путем организации колхозов. Действительно, загнать состоятельного хозяина в колхоз при его машинках оказалось делом непростым. Состоятельные крестьяне были наречены кулаками и началась с ними борьба по раскулачиванию. А это национализация имущества, т. е. конфискация в пользу колхоза, тюрьма или ссылка кулаков туда, где Макар телят не гонял. В деревне нашли кулаков в лице братьев Соловьевых и те сгинули в 30-м году неизвестно в какой тайге или шахте. Их пятистенки достались руководителям раскулачивания и сейчас на их месте пустыри. Пустырь ныне и на месте Казанской часовни, так как власть посчитала ее нахождение в деревне помрачающей сознание крестьян силой. Часовню сначала превратили в магазин, затем свезли на животноводческую ферму под пункт приема молока. Пятистенки в большинстве своем уцелели. Между ними остались стоять и избушки о трех и двух окнах. Феноменом деревни Язвица является необыкновенная сплоченность и дружба между собой ее жителей, их гостеприимство, чистота улиц и прогонов, ухоженность усадеб, словно деревня регулярно подметается, бурьян и сорная трава в ней выкашиваются. Хотя и народа в ней постоянно проживает немного, всего в единичных домах 9 человек. Всего же в ней ухоженных домов — 26. Ни одного руинированного дома в деревне нет. Конечно, теперь это, в основном, дома дачников, москвичей, питерцев и других. На загляденье стоит деревня прямёхонько по ровной линии на ровном месте, одним концом упираясь в дорогу, другим — в лес. Есть в округе и другие крепкие деревни, но ни в одной нет такого лада и такого согласия между жителями как в Язвице. И староста в деревне заботливая, и праздники вместе в ней отмечают, и помощь по домам взаимная водится. Есть не в пример Язвице деревни недружные. Народ в них мурогий, сердитый, раздражительный, склочный. Язвицкие же все — приветливые, улыбчивые. Именно в Язвицах поселился священник с семьей, еще недавно до «перестройки» бывший архитектором. Им был поставлен памятный крест на месте Казанской часовни. Батюшка в приезды свои старается причащать своих деревенских соседей. Создается впечатление, что над деревней как облако, нависает над ней Божие благословение. Есть в деревне дом, где у семьи фамилия Архиереевы. Стало быть, архиереи в роду были. Да и стоит деревня не случайно вблизи озера Святого. Там когда-то на острове среди болота келья старца Иоякима стояла. Место вокруг кельи булыжником вымощено, засажено садовыми деревьями. Зовется оно «Якимовым островом». Староста в деревне носит фамилию Якимова. Озеро Святое, старец Иояким, Архиереевы, появление в наше время в деревне священника на дачном проживании, кажется, не должны быть случайным совпадением. Место деревни — необычное место. Может быть, оттого в ней и живут любовь, согласие и дружественность, что место доброй деревни — освященное, благодатное. Любопытно, что, чем дальше от озера Святого, тем меньше возможностей встретить добрую деревню, подобно Язвице. Например, в одной из отдаленных от него деревень два ее конца звались «Грабиловка» и «Сатаниловка». Кстати сказать, в них, в этих отдаленных деревнях и раскулачивание было яростней и безжалостней. Язвицкие крестьяне своих «кулаков» на растерзание упорно не отдавали. Сильно сопротивлялись они раскулачиванию своих земляков, братьев Соловьевых. Но, коммунисты настояли на своем угрозами расправы, кстати коммунисты — из других деревень но не из Язвицы. И все-таки, несмотря на домыслы и догадки, доброта деревни Язвица остается тайной. Практически все люди испытывают разные чувства и ощущения в разныхместах на земле. В нашей местности в районе Вырца-особое ощущение словно уснувшей (но не навеки), а задремавшей старины. В лесах, где производились расстрелы НКВД солдат Красной Армии жутко находиться. В селе Мохнецы душа освящается царившей там благодатью. В деревне Тучево — тревожно. В деревне Погорелец — мрачно и тяжело. В самом селе Никольское легко только в районе церкви, а далее, в сторону Тучево — депрессивный настрой. В Язвице душа ликует, светлеет, добреет.
| |
Просмотров: 393 | |
Всего комментариев: 0 | |