MENU
Главная » Статьи » Рассказы

Не просто Гоша

В селе Кушалино, в народе Григория Келейникова звали Гошей. А может быть он был Георгием, теперь уж не узнать, так как лежит Гоша на кушалинском кладбище. Знакомство с ним состоялось в году 87-88 по необычному поводу. Им была написана серьезная повесть – исследование «История села Кушалино». Хотелось посмотреть на ее автора, поговорить с ним, узнать о нем побольше.

    С виду он оказался типичным тверским крестьянином: осанистым, усадистым, среднего роста, с широкими крутыми плечами, ширококостный, с узловатыми рабочими руками. Его легко было представить за плугом: ноги широко расставлены на борозде, не качнется от рывков лошади… Обычные русые волосы, довольно широкое лицо, на котором необычны были ярко голубые в синеву большие глаза. В них была особая зоркость, светился ум, была и цепкость и проницательность взгляда.

     Из-за интереса к его исторической повести, выпало как-то желание спросить о том, где и кем работал, как жил. Мелькнуло, что вдовый он и сын его где-то вдали живет.

    В избенке его было крайне скудно и по мебели и по уюту. Запомнился стол с тетрадками и обрывками листков с записями. Видно было, что всё себе делает Григорий сам: и готовит, и стирает, и убирается. Короче, жилье явно холостяцкое.

     Чтобы написать «Историю села Кушалино», он много лет ездил в Тверской архив. Помогал ему в этом Тверской писатель Михаил Петров. Повесть-исследование была напечатана на машинке, переплетена и подарена Кушалинской библиотеке.

     В ней собрано много всего и о селе, и его 3-х церквах и о некогда владельце его, знаменитом Симеоне  Бекбулатовиче,  князе московском и всея Руси в тот период, когда Иван Грозный устранился от царствия и удалился в гор.Александров. В ней – о том, как много сделал Симеон для села и в плане благотворительности и в плане строительства его шатровой Смоленской церкви.

    Симеон, конечно, личность замечательная, удивительная в русской истории. Но, более удивителен Григорий Келейников, в народе Гоша, который «открыл Симеона» и восстановил историю своего села, будучи в нем рядовым, что называется, по происхождению черносошным крестьянином.

     Но, не только. Был в его роду явно какой-то  келейник, возможно, вдовец, удалившийся в монастырь. Сын у него, по-видимому, остался в миру на попечении родни… Отсюда вероятно и фамилия пошла – Келейниковы.

     В своем кушалинском миру Гоша ничем особо по части грехов не засветился, хотя и праведником не слыл. Однако, Гоша серьезно задумывался над правдой, какая она есть и что с ней стало на его родной земле и, в частности, в его крестьянском сословии.

     Гоша, по-видимому, писал стихи, так как однажды со стола подал бумажку с удивительным текстом:

Как же это всё случилось

в наш жестокий век?

Исхудал духовно сильно

русский человек.

Стал быть, тучею тут

нечисть с Запада пришла,

И с собою тучи грязи

правда принесла (….)

Стал быть, их Господь Всевышний

допустил тогда (….)

В этот сильный род крестьянский

враг допущен был,

Расшатал он все опоры,

чем крестьянин жил…

    Помню, как печатая этот текст в районной газете, в редакции слово «духовно» заменили на «довольно» и Гоша, выговаривая мне за допущенную оплошность, гневно сверкнул своими синими глазами, отчаянно махнул рукой, что означало: дело загублено! И действительно, ведь искажен смысл: не телесно же исхудал русский человек!

     Кажется, после этого Гоша навсегда на меня осердился!

     Судите сами, какова глубина мысли у крестьянина, какой правильный диагноз поставил он русской драме, какие прозрел причины болезни, которая постигла страну, увидел последствия обрушения опор русской жизни.

     Вот вам и простец! А какой мудрец оказался! За рубежом долго ученые люди типа Федора Степуна, Бердяева и др. головы ломали над тем, откуда в России революционеры-большевики появились…

     А простец-крестьянин в ответ им: сломайте опоры и «исхудает духовно сильно русский человек», а  это значит, без опор-то не только в большевика, но и в сатаниста превратится. А  опоры для крестьянина, читай, носителя креста, христианина, в христианской вере были… Посему, против Веры, Церкви и Христа и были направлены главные усилия богоборцев атеистов-коммунистов, чтобы ослабить сопротивление народа новой революционной власти.

    Ослабили и получили, как писал Есенин: не народ, а дрохва подпитая…

    «Дрохву подпитую» под любой хомут, в любую кабалу легче загнать… Но, запрячь то страхом можно, так ведь если это поймет впоследствии запряженный, так ведь сбрую и сбросить может, выпрягнется. И не раз это делал стихийно.

     Кажется, выпрягаемся и ныне из-под хомута безбожия. Кажется, вразумление грядет, кажется начинаем понимать отчего, когда: дух вон то и лапти кверху.

    Погибают деревни, спивается в них молодежь: ясно же, без духа нет и жизни. А какой дух должен править русским крестьянином? Гоша бы ответил – Святой. В нем – Его главная опора. Вот такие Гоши прозорливые в России еще живут.

 

 

 

Категория: Рассказы | Добавил: gdkorshunova (13.09.2016) | Автор: Кременецкая Т.Н.
Просмотров: 450 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz