Главная » Статьи » Рассказы |
В селе Кушалино, в народе Григория Келейникова звали Гошей. А может быть он был Георгием, теперь уж не узнать, так как лежит Гоша на кушалинском кладбище. Знакомство с ним состоялось в году 87-88 по необычному поводу. Им была написана серьезная повесть – исследование «История села Кушалино». Хотелось посмотреть на ее автора, поговорить с ним, узнать о нем побольше. С виду он оказался типичным тверским крестьянином: осанистым, усадистым, среднего роста, с широкими крутыми плечами, ширококостный, с узловатыми рабочими руками. Его легко было представить за плугом: ноги широко расставлены на борозде, не качнется от рывков лошади… Обычные русые волосы, довольно широкое лицо, на котором необычны были ярко голубые в синеву большие глаза. В них была особая зоркость, светился ум, была и цепкость и проницательность взгляда. Из-за интереса к его исторической повести, выпало как-то желание спросить о том, где и кем работал, как жил. Мелькнуло, что вдовый он и сын его где-то вдали живет. В избенке его было крайне скудно и по мебели и по уюту. Запомнился стол с тетрадками и обрывками листков с записями. Видно было, что всё себе делает Григорий сам: и готовит, и стирает, и убирается. Короче, жилье явно холостяцкое. Чтобы написать «Историю села Кушалино», он много лет ездил в Тверской архив. Помогал ему в этом Тверской писатель Михаил Петров. Повесть-исследование была напечатана на машинке, переплетена и подарена Кушалинской библиотеке. В ней собрано много всего и о селе, и его 3-х церквах и о некогда владельце его, знаменитом Симеоне Бекбулатовиче, князе московском и всея Руси в тот период, когда Иван Грозный устранился от царствия и удалился в гор.Александров. В ней – о том, как много сделал Симеон для села и в плане благотворительности и в плане строительства его шатровой Смоленской церкви. Симеон, конечно, личность замечательная, удивительная в русской истории. Но, более удивителен Григорий Келейников, в народе Гоша, который «открыл Симеона» и восстановил историю своего села, будучи в нем рядовым, что называется, по происхождению черносошным крестьянином. Но, не только. Был в его роду явно какой-то келейник, возможно, вдовец, удалившийся в монастырь. Сын у него, по-видимому, остался в миру на попечении родни… Отсюда вероятно и фамилия пошла – Келейниковы. В своем кушалинском миру Гоша ничем особо по части грехов не засветился, хотя и праведником не слыл. Однако, Гоша серьезно задумывался над правдой, какая она есть и что с ней стало на его родной земле и, в частности, в его крестьянском сословии. Гоша, по-видимому, писал стихи, так как однажды со стола подал бумажку с удивительным текстом: Как же это всё случилось в наш жестокий век? Исхудал духовно сильно русский человек. Стал быть, тучею тут нечисть с Запада пришла, И с собою тучи грязи правда принесла (….) Стал быть, их Господь Всевышний допустил тогда (….) В этот сильный род крестьянский враг допущен был, Расшатал он все опоры, чем крестьянин жил… Помню, как печатая этот текст в районной газете, в редакции слово «духовно» заменили на «довольно» и Гоша, выговаривая мне за допущенную оплошность, гневно сверкнул своими синими глазами, отчаянно махнул рукой, что означало: дело загублено! И действительно, ведь искажен смысл: не телесно же исхудал русский человек! Кажется, после этого Гоша навсегда на меня осердился! Судите сами, какова глубина мысли у крестьянина, какой правильный диагноз поставил он русской драме, какие прозрел причины болезни, которая постигла страну, увидел последствия обрушения опор русской жизни. Вот вам и простец! А какой мудрец оказался! За рубежом долго ученые люди типа Федора Степуна, Бердяева и др. головы ломали над тем, откуда в России революционеры-большевики появились… А простец-крестьянин в ответ им: сломайте опоры и «исхудает духовно сильно русский человек», а это значит, без опор-то не только в большевика, но и в сатаниста превратится. А опоры для крестьянина, читай, носителя креста, христианина, в христианской вере были… Посему, против Веры, Церкви и Христа и были направлены главные усилия богоборцев атеистов-коммунистов, чтобы ослабить сопротивление народа новой революционной власти. Ослабили и получили, как писал Есенин: не народ, а дрохва подпитая… «Дрохву подпитую» под любой хомут, в любую кабалу легче загнать… Но, запрячь то страхом можно, так ведь если это поймет впоследствии запряженный, так ведь сбрую и сбросить может, выпрягнется. И не раз это делал стихийно. Кажется, выпрягаемся и ныне из-под хомута безбожия. Кажется, вразумление грядет, кажется начинаем понимать отчего, когда: дух вон то и лапти кверху. Погибают деревни, спивается в них молодежь: ясно же, без духа нет и жизни. А какой дух должен править русским крестьянином? Гоша бы ответил – Святой. В нем – Его главная опора. Вот такие Гоши прозорливые в России еще живут.
| |
Просмотров: 450 | |
Всего комментариев: 0 | |