Главная » Статьи » Рассказы |
Елена Матвеевна Львова (Леонова), родом из сельца Стречково, единственно ныне живущая в Вырце старая женщина, местный коренной житель. Ее дед по имени Леон, потомок крепостных крестьян, которые были переселены в Погариху. По навету местных, видимо, завистливых людей, как справный хозяин-единоличник был арестован во время коллективизации в 20-30-е годы и посажен в тюрьму. Будучи несправедливо осужденным, в тюрьме молился перед взятой с собой из дома иконе Богоматери «Неопалимая купина», и дал обет, если вернется, то построит в деревне часовню для этой иконы. Когда он вышел из тюрьмы, в Погариху вернуться не захотел: обидно ему и противно там стало жить за возведенные на него напраслину и оговор. Переехал дед в Стречково и вскоре стал строить напротив своего дома часовню в честь иконы «Неопалимая купина». Обшил ее тесом, выкрасил в розовый цвет. При входе срубил крыльцо с этой иконой. Был Леон, как и все стречковские, прихожанином Знаменской церкви. После его смерти дядя Е.М. Львовой (Леоновой) продал часовню местному клубу, использующему ее на строительство туалета. Елена Матвеевна помнила имена всех батюшек Знаменской церкви. До 30-х годов служил в ней о.Николай Невский, до войны 41 года — о.Георгий, в 1946 году — о.Серафим; в 50-60 годы — о.Владимир и о.Исайя, в 60-70 годы – о.Николай Коробов, после которого служил о.Леон. Отец Владимир отдал церкви 50 лет служения. В Вырце он служил уже глубоким старцем. По слабости служил, сидя на стуле, который несли перед службой впереди него. Помнила Елена и многих других и другое. Примечательно, что в рассказах о прошлом она людей не делила на добрых и злых, плохих или хороших. Она просто рассказывала о запомнившихся ей их поступках. Но, и их было достаточно, чтобы представить то глубокое разделение в деревенской общине, которое привело к гибели деревни и очень многих ее людей. Разделение это проходило по признакам: «партейный» или «беспартейный», «богатый» или «бедный», «верующий» или «неверующий». Так, о своей деревне Стречково Елена Матвеевна выразилась: «деревню разогнали бедняки», которые были у власти. Церковь Знаменскую закрывали «партейные», а «верующие» прятали от них ключи: некто Василий «уносил их с собой на болото». Некая Мария Иванова, бухгалтер сельсовета, опозорила как-то на собрании председателя сельсовета Александра Ефимовича Коршунова, помянув его состоятельное (богатое) житье при НЭПе, да так зло, «что он расстроился и дома застрелился». А ведь он «был человек заботливый, о людях думал, помогал им», «построил в селе Вырец красильню, пекарню, кирпичный завод, клуб, трикотажную фабрику». «Была та Мария Иванова горбатая», но, как явствует, еще и злобной, и завистливой – «такого человека погубила». Запомнила Елена Матвеевна и некую Елену, из дочерей священника о. Николая Невского, в ихней Знаменской церкви. Была она «партейной активисткой». Она выхлопотала новое, в стороне от церкви кладбище по причине «вредности хоронить рядом с церковно-приходской школой» (к тому времени советской — прим.авт.). Народ этим был недоволен, но Елена настояла на своем. Деревенские отмечали скупость Елены и щедрость, и помощь всем ее родной сестры Татьяны. «Когда Татьяна умерла, Елена пожалела денег для ограды и памятника» на ее могиле. Позднее она сама «легла в землю рядом с сестрой без памятника и ограды». Однако, деревенские «уже сами сделали сестрам Невским деревянную ограду». По вине Елены «затерялась у церкви и могила ее отца», священника о.Николая, «так как она за ней не ухаживала». Особо отметила Елена Матвеевна свою сестру, которая взялась воспитывать сирот от умершей сестры и отдала им свою незамужнюю жизнь. Более того, она больше других хлопотала «чтобы церковь не закрывали», а когда это все же случилось, «выхлопотала ее открытие». Сама Елена Матвеевна от церкви никогда не отдалялась, будучи ее неизменной певчей. И какие бы «партейные» и «активисты» не покушались на Знаменскую церковь, вырецкие верующие ее защищали и таки отстояли открытой для всех верующих ближней и дальней округи. Только она одна и осталась спасительным островком в советское время. Все годы, до самой глубокой старости, Елена Матвеевна не только помнила всех священников своей церкви, но и ухаживала за их могилами. Поэтому, мы ныне знаем, где находятся могилы сельских батюшек и самых лучших людей округи. Видимо, за ее благочестивую жизнь, неизменную преданность церкви Бог дал Елене долгую жизнь, прекрасную память, крепкое здоровье. В церковь она ходила полуслепая до дней своей старческой немощи. Кров и трапезу, уже немощная, давала всем в своем доме, кто к ней приходил. До наших дней сохранила она свидетельства из жизни вырецкой округи почти за 90 лет. В светлом разуме пребывает и ныне в свои девяностые лета. Дед Леон живет в её памяти со своей «Неопалимой купиной».
| |
Просмотров: 356 | |
Всего комментариев: 0 | |