Главная » Статьи » Статьи |
Свято место пусто не бывает.
Огромную духоносную силу аккумулировали в себе святые обители тверской земли. Существовали они в разное время, в качестве действующих и упраздненных монастырей, пустыней и скитов. В 1764 году их было 120 (Н.А.Забелин). На начало 20 века существовала 41 обитель (Л.И.Денисов «Православные монастыри Российской империи»).20 Только в одном губернском центре, городе Твери Н.А.Забелин называет 20 мужских и женских монастырей. На крохотном пятачке Рамешковской земли в Бежецком уезде было вместе с пустынями и скитами 6 обителей. Только в одном городе Бежецке по сведениям А.Дворникова94 было 6 монастырей. Были они и в каждом уездном городе. Кроме монастырей более 1000 церквей духовно просвещали и воспитывали тверской люд в своих приходах. Как и церкви, все обители тверские были разорены, закрыты и разрушены. Уцелели только единицы из церквей. Монастыри подверглись особенно яростному натиску безбожных властей как центры национального самосознания, христианского мировоззрения и мироощущения. «Губители знали, что именно здесь сосредоточен главный жизненный нерв русского бытия, отсюда, от родных святынь черпает народ волю к жизни, силу противостоять злу. Потому-то столь изощренно и настойчиво пытались – силой ли или обманом – заглушить, затоптать этот церковный источник живой воды. Ибо народ, ослепленный блеском заманчивых, неосуществимых лозунгов, лишенный ясного понимания смысла существования, разучившийся отличать добро от зла, друзей от врагов, становится беспомощным и легко управляемым, сколь бы сильным и многочисленным он ни был (митрополит о.Иоанн (Снычев).5 Что значили монастыри в жизни народа рассмотрим на примерах двух пустыней, минуя описание истории их возникновения, чтобы не уклоняться от темы. Нило-Столобенская пустынь на озере Селигер. Это был мужской монастырь с общежительным уставом. Расцвет славы пустыни как знаменитейшей по числу паломников после Гроба Господня приходится на конец 18 века. Ее отличало великолепие строений в коих кроме храмов были Гостиный и Конюшенный дворы, док, пристань, кузни, мастерские. Монастырь имел два парохода. Здесь было заведено безвозмездное странноприимство со всем необходимым для паломников. Еще в середине 18 столетия имя преподобного Нила занесли в общерусские святцы. Нилова пустынь в 18-19 веках по значению стала в один ряд с крупнейшими обителями Севера: Валаамским и Соловецким монастырями, а также Саровской и Оптиной пустынями. Каждый год к 27 мая – дню обретения святых мощей преподобного Нила со всех концов России сюда стекались тысячи богомольцев (до 35 тысяч), желавших участвовать в крестном ходе и почтить память великого русского подвижника. Нило-Столобенская пустынь, как и многие большие монастыри России, имела приписные обители, которые находились на полном обеспечении от нее. Таковыми были мужская Преображенская Волговерховская пустынь, мужская Вселукская Новосоловецкая пустынь на озере Вселук, Гефсиманский скит на острове Городомля на Селигере. Нилова пустынь славилась чудесами от нетленных мощей преподобного Нила и духовными подвигами своих монахов. Русские цари благотворили пустыне. В Осташкове, Твери, Москве, Новгороде пустынь имела свои подворья. Монастырь являлся образцом морально-нравственных норм и иноческого быта. Монастырь оказывал решающее влияние на уклад жизни и характер жителей Верхней Волги. Это были традиционно церковные люди, строго соблюдавшие религиозные обряды, регулярно посещавшие церковные службы, монастыри. У жителей Верхней Волги была уникальная традиция почитания памяти умерших, чувство «соборности», значимости их жизни и бытия, высокие нравственные идеалы, любовь к месту, где появился на свет, чувство патриотизма, любовь к храмам и монастырям, бережное отношение к природе. Во всех лучших качествах людей – приветливости, гостеприимстве, трудолюбии, неравнодушии к общественным делам проявлялось влияние Ниловой пустыни. Монастырь на протяжении всего периода своего существования являлся хранителем высоких духовно-нравственных традиций. Это был культурно-просветительный центр с богатейшим книжным собранием, которое стало первой библиотекой в регионе Верхней Волги. Исключительную научную ценность представляло рукописное собрание монастыря. Книгами библиотеки пользовались не только иноки, послушники, но и трудники, работники в монастыре. Пустынь являлась единственным центром книгописания в регионе Верхней Волги. Иноки вели летопись всего региона. Книги писали послушники, трудники и работники Ниловой пустыни в 17-19 в.в. Пустынь своей архивной службой и монастырской ризницей явилась первым музеем в регионе Верхней Волги. В библиотеке имелась коллекция из 80 музыкальных сборников. Важную роль монастырь играл в сфере просвещения и образования (русская школа для сирот, школа для крестьянских детей окрестных селений, попечение об осташковском Духовном училище и его учениках). Традиции и мастерство каменного и деревянного зодчества исходили во многом из Ниловой пустыни. Парк, фруктовый сад, цветники, гранитная набережная, система волнорезов, садковые озера и иное были уникальным культурно-природным комплексом Ниловой пустыни. Роль обители сказывалась в планировке городов, сел и деревень, в архитектуре их застройки, что привело к появлению в конце 19 века самобытной местной школы крестьянского зодчества. Пустынь была центром церковных художеств, влияние которого распространялось на весь регион (архитектура, живопись, иконопись и др.). Образцовое хозяйство обители служило примером для поддержания в областях земледелия, скотоводства, рыбного промысла, огородничества, садоводства. Не имевшая монастырских крестьян, обитель обеспечивала работой самые незащищенные слои населения – горожан и крестьян, не имевших собственной земли, хозяйства, а часто и дома. Ими были большей частью трудники, которым монастырь давал землю, дом, а также все необходимое для ведения хозяйства, еду и одежду. Большую часть доходов пустынь получала от сдачи в аренду рыбакам озера Селигер, право на которое монастырь получил в 1720 году. На втором месте были пожертвования богомольцев. Самые крупные расходы монастыря были на хлеб и столовые припасы на содержание трудников, работников и их семей, а также бесплатный прием в год до ста тысяч богомольцев. Монастырь обустраивал на своих землях поселья, где строил храмы, часовни, добротные каменные дома для трудников и наемных работников. Все они обеспечивались передовой техникой, сортовыми семенами и племенным скотом. Хозяйство монастыря было рентабельным, эффективным, с современными техникой и технологиями. Получала пустынь доходы от недвижимости в Москве, от вкладов в банки, от займов, но и солидные налоги платила в уездный бюджет. После революции Нилова Пустынь существовала до 1927 года. Затем над братией устроили показательный судебный процесс. Судили за «контрреволюционную деятельность». А до этого, 25 февраля 1919 года были кощунственно вскрыты мощи преподобного Нила. Власти изъяли из обители более 33 пудов серебра, два фунта драгоценностей, монастырь закрыли. За время советской власти на территории монастыря размещалась и «трудовая коммуна», и колония малолетних преступников, а с сентября 1939г по май 1940г содержались в заключении польские военнопленные. Пустынь была превращена в лагерь, окольцованный тремя рядами колючей проволоки. В войну в пустыни был госпиталь для раненых солдат Советской Армии: в 60-х годах – колония для несовершеннолетних преступников, позднее Дом престарелых. С 1971г пустынь – «база отдыха» для безбожников. Беспримерный разгул вандализма устроила советская власть за полувековой период. Многие здания были разрушены, осыпались без многолетнего ремонта, имели вид безнадежных для восстановления руин. Время возрождения пустыни приходится на начало 90-х годов. Службы стали проходить в одном небогато убранном приделе огромного Богоявленского храма. Большинство монастырских корпусов пустует, так как остались одни стены. Мощи преподобного Нила вернулись в пустынь 9 июля 1995 года из города Осташкова при большом стечении на этот праздник православного народа. Работы в пустыне непочатый край, а монахов пока немного; однако, едут и едут вновь в пустынь трудники и работники со всей России. (Сведения заимствованы из брошюры «Нилова Пустынь», изданной в монастыре, 2001 год). Николо-Теребинская пустынь (в Максатихинском районе) ведала вопросами всех карельских приходов на тверской земле. Пустынь все время строила новые церкви. Монахи приходили в нее из разных мест. В 1855 году в ней было 3 церкви, деревянная 2-х этажная гостиница для паломников, 42 деревянные лавки для торговли, 2 каменных овина с деревянным гумном, мукомольная мельница на реке Кезе с 2 избами. Все 3 церкви пустыни были каменными: святителя Николая 1657 года, Благовещения Пресвятой Богородицы 1706 года, Сретения Господня 1751 года. Пустынь год от года крепла, строя каменные корпуса. Она имела 2 каменных 2-х этажных корпуса для келий и хозпостройки: трапезную, хлебопекарню, кухню, просфирню, амбары, погреба, каменную гостиницу для паломников, на первом этаже которой было народное училище. В пустыне была выстроена и каменная баня. Каменная ограда обители имела 4 башни. Как и Нилова, пустынь имела образцовое культурное хозяйство, материально помогала карельским приходам. Ее доходы в значительной мере обеспечивала торговля церковной ремесленной утварью, медом, рыбой и др. продуктами. Из святынь обители следует отметить Теребинскую икону Божией Матери, чудотворную икону святителя Николая, которые изначально принадлежали помещику Михаилу Обуткову, который свое село Теребени отдал обители «в вечное поминовение себе и роду своему». Икона святителя Николая, принесенная в Бежецк, спасла город от свирепствовавшей в нем чумы. С той поры из монастыря в Бежецк стал совершаться Большой Бежецкий крестный ход. Чудеса от иконы привлекали в обитель все новых и новых паломников. Монастырь приобретал все большую известность. Он отчислял Тверской епархии до 20 тыс. рублей в год. Ежегодно при монастыре устраивалось семь ярмарок, привлекавших купцов из окрестных городов. В монастыре действовала духовная семинария. Бывали в обители очень известные в России люди. Например, сюда приезжал император Николай II, а на клиросе в Никольском соборе пел Федор Шаляпин. Росписи в Никольском соборе выполнил А.Г. Венецианов, который жил неподалеку, в селе Сафонково.91 К революции 1917 года в пустыне жили архимандрит, игумен, казначей, 7 иеромонахов, шесть монахов, 15 послушников. Их судьба неизвестна. За годы советской власти все постройки пустыни были разрушены и уничтожены. Однако, 2 храма, братские корпуса уцелели, как и каменная стена и святой колодец. В пустыне много тайн. Так, якобы в ней был подземный храм, где у монахов были специальные затворы. Два раза в год они поднимались на поверхность, в Пасху и Рождество. Якобы, в пустыне находились мощи святого Александра Свирского, которым 500 лет. Ныне в обители проживает одна матушка Ольга. На ее плечах хозяйственные заботы и церковная жизнь. Ей помогают приезжие паломники и даже бомжи. На глазах матушки в пустыне происходят чудеса: обновляются фрески и иконы.98 О том, что обитель благодатная, свидетельствуют не только чудеса обновления в ней живописи, но и редкая для области рождаемость младенцев в селе Труженик рядом с ней. Ежегодно в нем появляется 10-12 ребятишек, ясли-сад наполнен детворой, хозяйство крепнет, и люди в нем не бедствуют. Запустение, строительный мусор в пустыне с каждым годом уменьшаются. Чувствуется нарастающее внимание к ней и проявление помощи. Все, что ранее в бурьяне было разбросано из кирпичей и каменных блоков, ныне с любовью сложено и приготовлено для вывоза. Храмы прибраны, выметены даже там, где до богослужений еще далеко. К сожалению, служба только в одном храме по праздникам с приезжающим батюшкой. Удивительно живописная местность вокруг пустыни радует хорошо возделанными полями хозяйства совхоза «Труженик». Заботится Николай Чудотворец о своей обители! Неподалеку от пустыни и чудный источник Параскевы Пятницы расчищен, оборудован и украшен часовней над ним. Есть у источника и купальня. Судьба иных обителей удивительно однообразна. После революции 1917 года в 20-30 годы все обители подверглись разорению, их насельники – изгнанию, святыни – осквернению, имущество – разграблению. Монастыри использовались как концентрационные лагеря, колонии для преступников, дома для умалишенных и престарелых. В их культурных хозяйствах размещались сельхозартели, коммуны, колхозы, административные органы управления. «Мощи Верхневолжских святых, пережившие лихолетья монголо-татарских, литовских, польско-шведских разорений, феодальные войны, церковные реформы, были бездумно и безвозвратно уничтожены соотечественниками» (с.16).95
| |
Просмотров: 356 | |
Всего комментариев: 0 | |