Главная » Статьи » Статьи |
Не беремся судить о всех лихолетьях времен войн, нашествий орд враждебных к России народов и роли в этих лихолетьях сельских священников для всего русского крестьянства. Отметим только, что живя в крестьянской среде бок о бок с пахарями и сеятелями, сельские батюшки тоже бок о бок с ними и пахали и сеяли на своих церковных землях. Но всё это было в царской России, а в советской – продлилось только до 30-х годов 20 века. С этого времени через коллективизацию и организацию колхозов началось массированное наступление на частные владения крестьян и церкви путем национализации, конфискации и реквизиции их имуществ. Кроме того, на церковь началось открытое гонение и исключение ее влияния на крестьянскую жизнь. Церкви стали закрывать, а сельских батюшек арестовывать, судить, ссылать или расстреливать как врагов народа. Буквально в одночасье из друзей народа на протяжении тысячелетия были они объявлены его врагами. И это оттого, что учили крестьян любить Бога, царя, отечество, друг друга, свою семью, детей, почитать своих стариков, заботиться не только о своем хозяйстве, но и о чистоте своей жизни и своей души. Всё это было объявлено «опиумом для народа». Вместо «опиума», кроме Бога, царя и отечества, предложено было любить в разработанном моральном кодексе советского человека всё то же самое. Впрочем, именно родину, а не отечество любить надо было, а это не совсем одно и то же. Под родиной имелась ввиду только советская Россия, а отечество царских времен предписывалось ненавидеть, как что-то темное, мрачное, мракобесное, как «тюрьму народов». Ну и естественно, кто любил дореволюционное свое отечество, подлежал изоляции в тюрьмах и лагерях, вплоть до расстрела, как классовые враги, как враги революционного народа. Конечно же, дореволюционные сельские батюшки, в первую очередь были зачислены во враги. Приведем конкретные примеры якобы врагов из никольской округи. Арестовывался дважды и, наконец, расстрелян священник Богоявленской церкви в селе Никольское (в 1937 году). Реабилитирован и признан невиновным в 90-е годы 20 века. Погиб в лагере в Казахстане священник Успенской церкви в селе Мохнецы в1938 г. отец Виктор Арсеньевич Невский. Реабилитирован по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.89 года. Служивший после него священник мохнецкой церкви отец Павел Золотарёв был расстрелян в 1937 году. Реабилитирован в годы перестройки. В ближней к селу округе пострадали: батюшка церкви села Вырец отец Исайя; он арестовывался дважды, и исчез бесследно уже после отсидки срока в лагере в 30-е годы. В селе Кушалино был арестован вместе со всем клиром отец Николай Флёров. Он после лагеря вернулся в село, но вскоре умер. Родом из села Никольского священник церкви села Крутец В.А.Лебедев арестовывался дважды и погиб в лагере (возможно, расстрелян). Сохранилось его лагерное фото1935 г. с надписью «Память о могилах1935 г. 13/26 г. На 51-52 году жизни», с подписью В.и Н. Лебедевы. На нем В.А.Лебедев рядом с навещавшей его в лагере женой Н.М.Лебедевой. (Т.Кременецкая. «В тверском углу» (книга, сам.изд.2000г.) Служитель храма в Рамешках отец Михаил Скобелев, приговоренный тройкой НКВД 27 сентября, был расстрелян 1 октября 1937 года. Причислен к лику святых Новомученников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Работы по канонизации новомучеников, возможно, подведут и к прославлению в лике святых и вышеупомянутых сельских батюшек сёл Никольское, Мохнецы, Вырец, Крутец. Все они пострадали в годы гонений на церковь безвинно только за то, что от сана своего не отреклись, веру и ее исповедание не предали, остались верны Богу и заповедям Божиим, как и своему верующему народу. После закрытия церквей и ликвидации духовных наставников и воспитателей народа, а в нашем случае крестьян, стремительно в деревнях началось падение народной нравственности и морали. Если старики еще продолжали держаться нажитой вековой духовной культуры в своем быту, то молодежь пустилась во все тяжкие. Началось массовое пьянство, курение, срамо- и сквернословие с детства, почти поголовное. Распространилось воровство, лодырничество, кощунство над святынями, непочтение к родителям и старшим, ранние вне брака половые связи, аборты. При этом ни построенные рядом с церквями клубы с их партийной и комсомольской работой, ни насаждаемые принудительно праздники и советские обряды, ни атеистическая сельская школа не смогли должным образом бороться с алкоголизацией и распущенностью нравов населения сел и деревень. Да к тому же, это население стало в 30-е, 50-е годы разбегаться из колхозов… Оставалось в них самое слабое, немощное, пьющее и ворующее. А сколько самых лучших, самых сильных мужиков унесла война 41-45г.г. – не счесть! Так вот и стала никнуть долу русская деревня. Отмечают это и старожилы: «да войны так не пили», «и народу было много, и детей пропасть»… Еще Ф.М.Достоевский отмечал, «что без православия русский человек – дрянь». Оно на то и похоже. Но не стал дрянью русский крестьянин только потому, что трудился на земле всю жизнь надрывно, и земля силу ему давала, и в жилах его текла кровь его мужественных, двужильных, окультуренных православной верой предков. Хранили его и вне церкви традиция и обычай. И огромна была в этой его мужественности и двужильности прежняя воспитательная роль сельских батюшек – подлинных духовных отцов народа. По настоящему, в каждом селе при церкви надо ставить памятник старому священнику с книгой Евангелия в руке. Ныне уже батюшки в сёлах в основном не живут, приезжают на богослужение в сельские храмы на машинах из больших городов… И тому причина существенная. Оскудевшие людьми сельские приходы содержать батюшек не могут. Вот и приходиться им «кормиться» в городах, где народу побольше, да и материальное его положение получше. Но и в наши дни есть сельские батюшки, живущие на земле среди своих прихожан, например, в селе Загородье, где недавно сгорел деревянный храм. Батюшка Андрей живет натуральным хозяйством, держит скот и полон решимости восстанавливать в Загородье Максатихинского района Тверской области новый на месте сгоревшего деревянный храм. | |
Просмотров: 313 | |
Всего комментариев: 0 | |