MENU
Главная » Статьи » Статьи

Святая Русь зовет к себе

Там, над рекой белый храм,

Кладбище старое.

Этот забытый край

Русь нам оставила.

 

                                                                                                                           Иеромонах Роман

 

     Народ оставлял старинное село Мохнецы, что на реке Медведице, несколькими волнами исхода. 30-е годы 20 века насильственно удалили из села самую предприимчивую часть крестьянства через раскулачивание и высылку за пределы тверской губернии. Война 41-45 годов унесла из жизни десятки крестьянских парней и мужиков. Компания неперспективных деревень удалила на центральную усадьбу в село Никольское родителей с детьми.

     Перестройка 90-х годов перекрыла кислород развитию села, бесповоротно и окончательно. В селе остались одни старики в единичном числе.

     Cтоит село на правом крутом берегу реки Медведица среди лесов с прекрасными видами вверх и вниз по течению. В центре села, в северной его части, стоит красивейшая каменная Успенская церковь с обезглавленной летней церковью и осыпающимися от ветхости стенами. Обрамляют церковь березы и ели кладбища. Рядом с церковью — памятная каменная часовенка на месте алтаря древней мохнецкой церкви, которая некогда была монастырской. За церковью к северу — старый, разваливающийся дом последнего ее священника о.Виктора Невского. На кладбище у церкви, в кустах сирени укрылось несколько чудом сохранившихся мраморных надгробий. И это всё, что Русь нам оставила в святом месте, некогда бывшим монастырем в 17-18 веках.

    В старом доме священника остались: мебель, сделанная руками батюшки Виктора Невского, физгармония семьи, несколько семейных портретов маслом, фотографий и личных вещей хозяев дома.

     Церковь и дом пребывают в гибельном состоянии. Однако, менее сотни лет тому назад всё было иначе.

     Летом в цветущих кустах сирени, зимой среди синих сугробов Успенская церковь, будучи оштукатуренной, смотрелась кипельно белой. Крестный ход вокруг нее на Пасху насчитывал более тысячи прихожан.

     Настенная фресковая живопись, позолоченные иконостасы, старинные иконы, люстры и богатая церковная утварь украшали храм изнутри. Богатая чугунная ограда с воротами окаймляла церковное кладбище с мраморными надгробиями, плитами и деревянными резными крестами.

     Добротный дом священника был полон его детьми и счастливыми взрослыми при них обитателями. Гости охотно навещали этот гостеприимный дом со всей губернии. Из окон его лились в усадебный сад с диковинными экзотическими растениями звуки музыки, песенного пения.

    Цветники благоухали. В саду стояли ульи пчел. Цвели манжурский орех, пробковое дерево, пихта, туя, вереск, не говоря уже о махровой сирени, пионов и георгинов. Хозяйство батюшки Виктора процветало. Сам он был и за садовода, и за огородника, и за пчеловода, и за местного агронома-консультанта мохнецких крестьян. Последние на праздниках в его саду угощались медом с пасеки, в будние дни получая от матушки Людмилы медицинскую помощь. Для крестьян матушка в старой риге на берегу реки устраивала театральные постановки.

     Вся эта гармоничная счастливая жизнь закончилась для семьи священника в 30-е годы его раскулачиванием, арестом и ссылкой в Казахстан, когда он уже не служил в церкви. Однако, еще трудился в местной трудовой коммуне из крестьян-бедняков. В ссылке батюшка умер. Семья не только страдала, но и бедствовала. К тому времени дети батюшки (13 чел.) получили образование, профессии и успешно трудились в школах губернии, лесоводстве и других отраслях советского производства.

      Церковь, которая процветала в царское время завещанной капитал местного помещика генерал-майора Н.Н.Зиновьева, после национализации и закрытия в 30-е годы, стала разрушаться. Дело разрушения усилила размещенная в ней в советское время зерносушилка.

     Стремительно стал и ветшать церковный дом, амбар, беседка для детей в саду. Стали падать от ветра старые березы и ели, растаскиваться мраморные надгробия, падать деревянные резные кресты с могил. Поодаль от села еще одно мохнецкое кладбище утратило как и Успенская церковь свою ограду, свою кладбищенскую часовню, многие надгробия. Только осыпающиеся ворота на кладбище и здесь «Русь нам оставила». Ныне кладбище при церкви практически выровнено, кладбище на окраине села заваливают падающие от старости деревья, обрушивая надмогильные памятники.

     С болью смотрят на весь этот разор внуки священника, окрестные жители деревень, но мочи нет у них помочь ремонту храма и спасению кладбищ.

      Неравнодушны к участи церкви и приезжие дачники, и прихожане Богоявленской церкви в С.Никольское и монастыря в Пальцеве.

      Усилиями внучек священника Виктора Невского Светланы и Людмилы, а также немногочисленных сестер из Пальцева храм был вычищен, территория вокруг него расчищена, наружная фреска алтарной части обновлена, установлен на церковном кладбище памятный крест погибшему мохнецкому батюшке о.Виктору Невскому и иже с ним пострадавшему в 30-е годы сменившему его и расстрелянному в 1937 году священнику Павлу Золотарёву.

      Наша с Вами Святая Русь, еще пока видимая, но, увы, погибающая, просит нашей помощи. Безусловно, невидимая Святая Русь никогда не погибнет. Наш долг спасти видимую.

     Живы еще в Мохнецах и Шеломце внуки погибшего батюшки Виктора Невского. Они многое могут рассказать о нем, показать старые фото, письма и документы, но нужна хорошая организация в лице Благотворительного фонда Мохнецкой Успенской церкви. Его пока что нет, так как создать его организационно просто некому. Отзывайтесь, братья и сестры, приходите на помощь! Наш адрес (телефоны +79261240709, +79036773940).

     Некоторые отрывочные исторические сведения предлагаем для любознательных читателей. Их можно почерпнуть из книги Кременецкой Т.Н. «В Тверском углу» на сайте «Тверская Атлантида», а также из книги И.С.Невского «Взгляд в прошлое». Сведения из этой книги войдут в готовящуюся брошюру о мохнецкой Успенской церкви. А пока что извлечения из книги «В тверском углу», самиздата 2000 года.

 

     Успенская церковь построена в 1872 году на месте деревянной в Богородице-Успенской пустыне.

     В 1760 году пустынь значится в церковных документах. В 1773 году пустынь закрывается. Церковь с 8 деревнями становится приходской.

     Каменная часовня на месте алтаря деревянной церкви строится после 1874 года.

     Каменная Успенская церковь строится при священнике о.Арсении Невском, отце о.Виктора Невского. До него в деревянной церкви служили о.Алексий Иванов, о.Данила Семенов, О.Иван Матвеев, О.Иван Казанский.

     О.Арсений Невский прослужил в Успенской церкви около 30 лет, столько же — его сын о.Виктор Невский.

     В церкви три престола: в холодной половине — Успения Богоматери, в теплой — правый престол — Николая Чудотворца, левый престол — Архангела Михаила и Св.Модеста, Патриарха Иерусалимского. Сторожка при церкви не сохранилась, амбар недавно разобран.

     В приходе церкви были деревни: Мошница, Мухреево, Омельянцево, Озерецкая, Денисово, Слободиха, Боброво. В приходе значились: военные (20 м., 36 ж.), крестьяне (1657 чел.)

     При церкви было две деревянные часовни: кладбищенская на окраине села Архистратига Михаила, в деревне Слободиха — Архистратига Михаила и Великомученицы Параскевы (1887 г.)

     При церкви была церковно-приходская школа и старое кладбище.

     В церковном хозяйстве было пахотной земли около 35 десятин, леса около 9 десятин, собственно под церковью и кладбищем 1320 сажен, под дорогами 1740 сажен, под рекой и ручьем 1800 сажен.

     Закрыта церковь в 30 годы при колхозах. Документы по Успенской церкви хранятся в архиве города Твери (ГАТО) в фонде 160 Бежецкой духовной Консистории.

 

 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: gdkorshunova (14.09.2016)
Просмотров: 369 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz