Главная » Статьи » Статьи |
Посвящается памяти священника церкви с. Кушалино Николая Флерова
ПОД УДАРАМИ ЛИХОЛЕТИЙ Огромной духоносной силой славилась православная тверская земля. Одно количество монастырей (120 в 1764 г.), церквей (до революции — более тысячи), часовен (почти в каждой деревне) — свидетельство мощи духовного окормления народа, которое было практически повсеместным. В одной Твери известно 20 монастырей. Были школы святости — монастыри и на рамешковской земле. Пока известно, начиная с XV по XX век, о шести. Три из них существовали неподалеку от Кушалина, подальше от него на запад находился монастырь в Волкове, к северу от Кушалина — в Мохнецах и Пальцеве. И как бы в центре этой местной Святой Руси находилось и, слава Богу, еще пока находится озеро Святое. Именно к нему до сей поры устремляются тверичи, москвичи, а то и петербуржцы на сбор клюквы. Тяжело, конечно, приходится святоозерскому болоту: обезвоживается, вытаптывается, обезлесивается, но терпит. Под страшными ударами лихолетий оказалась и Святая Русь вокруг него. От монастырей остались единичные постройки разореных церквей, жилых или хозяйственных зданий, либо пустыри с липовыми или дубовыми аллеями (намеками на них), а также куртины садов, пруды. В селах сохранились скелеты церковных зданий, в деревнях еще можно увидеть заваливающуюся часовню. И все-таки жива Святая Русь! Терпит! Живет она в характерах, светится в глазах старых людей, хранится в их памяти, горит огоньками лампад в избах перед иконами.Все более зажигается поминальных свечей в восстанавливаемых храмах Рамешек, Кушалина, Буйлова; в уцелевшей Сутокской церкви, в возродившихся общинах сел и деревень. Стали вновь исповедываться и причащаться Святых Христовых тайн после длительного перерыва старые люди.
КРАЕВЕД ИЗ НАРОДА Хочется рассказать о тех людях Тверской Святой Руси, которые помогли отыскать тропинку в монастырскую и церковную историю старинного села Кушалино. Георгий Петрович Келейников, 1926 года рождения, уроженец Кушалина, из семьи крестьян, верующих, благочестивых прихожан отца Николая. Будучи рабочим, с образованием 4 класса, два года он трудился над созданием «Истории села Кушалино». С этой целью ездил в Ленинград, Тверь, Казань, работал в архивах, чтобы у знать церковную историю своего села. Труд свой он написал, изучив 27 литературных и архивных источников. Его хлопотами продвигалась реставрация кушалинских церквей (Смоленской и Дмитрия Солунского); он постоянно бил тревогу о бедственном экологическом состоянии реки Кушалки. Известен среди жителей села как защитник слабых и обиженных кем-либо старых людей, их ходатай в сельский Совет (теперь администрацию), за что и нелюбим был властями. Он один только бескорыстно ремонтирует мостик через реку Кушалку, постоянно подправляет детскую зимнюю горку. Для этого подтащил бревна к своему домишку, да вот нога и рука подвели — парализованы были. Георгий Петрович — настоящий патриот своего села и России, болеющий за нее и напряженно думающий о причинах ее бед. Думается, что в стихах своих он уловил главную причину бедственного положения нашего народа: «Как же это все случилось в наш двадцатый век? Исхудал духовно сильно русский человек. Стало быть, тучею тут нечисть с Запада пришла, И с собою тучи грязи правда принесла, Разорив крестьян набожных, выпятив рога, Стало быть, их Господь Всевышний допустил тогда, В этот сильный род крестьянский враг допущен был, Расшатал он все опоры, чем крестьянин жил»… От Г. П. Келейникова кушалинцы узнали, что на улице со старым названием Могильцы до ХVI века был Михайло Архангельский мужской монастырь, впоследствии разоренный литовцами. В шести верстах от Кушалина, в пустоши «Замки», в сторону Бежецка был в том веке Никольский монастырь, в память которого стояла часовня с деревянным крестом - «святому Николаю». Нашел в архивах Г.П. Келейников запись некоего Нестора Максимова, который в 1618 году жил в Рождественском монастыре, неподалеку от Кушалина в сторону Твери. Тот записал: «Сидел там от литовских людей». Много почтения краевед из народа оказал в своей «Истории села Кушалина» Великому князю Симеону Бекбулатовичу, строителю Смоленской церкви, благочестивому человеку, защитнику крестьян, сирот от бедствий, мировой язвы, неурожаев и пожаров, отыскал стихи о нем тверских поэтов. Удивительно, как рабочий человек с начальным образованием понимает значение для Кушалина и России выстроенной Симеоном Смоленской церкви, памятника республиканского значения. А местные власти до сих пор допускают рядом с нею существование общественного туалета — «памятника» воинственной атеистической эпохи. Уж что-что, а кушалинцы могли бы добиться переноса отхожего места с центральной площади — своей главной достопримечательности. В конце исторического труда Георгий Петрович пишет, что с течением времени каждый замечательный факт, каждое слово будет расти в «цене». Вряд ли думал о подвиге православный Георгий, когда вновь торил тропу в поруганную, разоренную кушалинскую Святую Русь. Его усилиями поставлены ей не один, а много незримых памятников. Среди них — рукописный — священнику Николаю Флерову, который крестил Георгия в 1926 году, если и не в церкви, то в доме крестьян Келейниковых. Уж не от келейных ли, монастырских иноков пошла их фамилия? Крещение отцом Николаем во имя Отца, и Сына, и Святого духа Георгия принесло прекрасные плоды. Если и не стал он праведником, в обычном понимании, то правду ведал и вместе с супругой своей Зинаидой сумел передать ее сыну и внукам в безверное наше время. Потомство свое они воспитали православным.
СЛУЖБА ОТЦА НИКОЛАЯ Из рукописи Келейникова Г. П. узнаем, что служить в Кушалине Николай Иванович Флеров стал вторым священником после окончания духовной семинарии в 1896 году. Тогда первому священнику, Александру Андреевичу Кустову было 58 лет, а Н.Флёрову — 27. Родился он в 1869 году. Состоял отец Николай законоучителем народного училища катехизации. В 1897 году был награжден нагрудным крестом, в 1898 — орденом Святой Анны третьей степени. Имя священника Флёрова запечатлено на памятнике, который не без его старания стоит на месте бывшего в Кушалине Михаило-Архангельского монастыря. Надписи на нем гласят: «Сооружен сей священный памятник на месте бывшего до 16 века Михаило-Архангельского монастыря в молитвенную память о здесь лежащих отцах и братиях наших. По благословению Тверского Архиепископа Алексия при священниках села Кушалина Николае Флёрове и Николае Меглицком, освящен 20 июля 1909 года. Усердием старосты церкви села Кушалина Ивана Ефремова и благочестивых прихожан. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих.. Псал. 142». Крест, венчающий памятник, отливали местные люди. Его попытались свергнуть безбожники в более поздние времена, но крест устоял. В 1912 году отец Николай покрестил новорожденную тогда Прасковью Ивановну Жижину, которая ныне живет в Кушалине. Она рассказала, что ее отец, Иван Владимирович Жижин, был при батюшке старостой. После смерти отца в 1925 году старостой стал Келейников Григорий Владимирович. При нем через один год, а следовательно, в 1926 году церковь закрыли, разорили, самого старосту на год в тюрьму посадили. Из тюрьмы он вернулся в Кушалино. Когда арестовали отца Николая, дьякона Петра Антоныча она точно не помнит. Куда их увезли, куда делись члены притча, их семьи, никто не знал. Исчезли. «Батюшку Флёрова, — народ говорил, — угнали туда, где на собаках ездят». Позднее, узнав, что батюшку арестовали в 1930 году, рассчитали, что Прасковья Жижина при нем жила в Кушалине 18 лет, молодой девушкой была его прихожанкой. «Все, — рассказывала она, — тогда в Бога веровали, все в церковь ходили от малого до старого, все посты соблюдали». Как оказалось, это было не совсем так.
НЕ ВСЕ ВЕРИЛИ В БОГА Бывший директор Кушалинской школы Михаил Георгиевич Морозов собрал уникальный местный материал на тему: «Наши земляки в борьбе за Советскую власть». В записях рассказов ветеранов революционных и последующих лет, сделанных учениками школы, можно прочитать следующие строки: «Красноармейцами из местных бедняков в Твери часто проводились обыски. Однажды заняли дом генерала Берге, там было очень много книг, образов. Все образа сжигали В деревнях также коммунисты ходили по домам и уничтожали все образа» (1918-1919 г.г.)… … В Кушалине комсомольская организация образовалась в апреле 1920 года… … В 1921 году секретарем комсомольской ячейки был Петр Рабов, который также работал заведующим Кушалинской библиотекой. Позднее удалось узнать, что библиотека находилась в церковной сторожке. Стало быть, тогда уже началась борьба с церковью… …В 1925 году комсомольская организация насчитывала в своих рядах более 50 комсомольцев. Юношей, вступивших в комсомол, презирали, организовывали на них покушения. Но особенно трудно было вступать в комсомол девушкам. Их считали безбожницами, относились к ним хуже, чем к хулиганам. …Большое внимание (комсомольцами) уделялось также проведению антирелигиозной работы среди молодежи. Комсомольцы декламировали стихи, устраивали диспуты, сочиняли и пели частушки про попов. Комсомольцам было поручено раскулачивание…» Из этих записей видно, что среди современников Прасковьи Жижиной были неверующие люди, легко превратившиеся в борцов против церкви. Уже в 1921 году в церковной сторожке размещается изба-читальня, в 1926 году церковь в Кушалине закрывается. В 1928 году (по тем же записям учеников школы) разгоняется женский монастырь в Волкове и на его месте возникает с помощью рабочих фабрики «Пролетарка» Волковская коммуна. До ареста в 1930 году батюшка Николай, не служа уже в церкви, проживает в своем доме в Кушалине, где ныне находится библиотека.
СМИРЕНИЕ И БОРЬБА Встреча с П. И. Жижиной поразила тем, что, имея возраст 84 года, она осталась стройной, бодрой, подвижной женщиной. Лицо у нее удивительное, строгое, иконописное. В глазах — навсегда застывшее горе. И выражение глаз не менялось, когда рассказывала, что ее большую семью (в 25 человек) в 30-е годы выгнали из избы-пятистенки, что они бедствовали, что четырех родных братьев и мужа убили на войне. Подумалось, глядя на нее, какому же терпению и смирению научила ее вера, церковь и благочестивая семья, чтобы вот так, беззлобно, спокойно, как неизбежное, воспринимать беды, не роптать на сельский Совет, что дровами не помогает, хотя и проработала в школе 40 лет уборщицей. Это Келейников Г. П. никак смириться не может, что учителям дрова возят, а ей — уборщице, нет. Но то Келейников — борец за слабых и обиженных, а эта — терпеливица. Тот и другой православные. - Как же, — спросила я, — вы молились без батюшки? — А мы Отче наш, Богородицу и Верую утром и вечером про себя читали — ответила с детскою простотой Прасковья Ивановна. Опять поразила: так ведь это молитвенное правило, благословленное Серафимом Саровским для крестьян, помногу занятых сельским трудом. Стало быть, батюшка Николай их тому научил. Сведений об отце Николае не хватало. Келейников направил к бывшим библиотекарям Г. Жирновой и Г. Быстровой. Отчего же, подумалось, бывшим? Такие молодые работницы были, активные, инициативные, клуб «Собеседник» организовали, большую краеведческую работу вели, и уволены?.. Чем-то, видимо, начальству не угодили. Они обе вступили в борьбу за дом священника отца Николая (в пользу его потомков) с районным начальством. Население их поддержало. Библиотеку в доме отстояли, а в суде помогли наследникам батюшки получить хоть небольшую, но денежную компенсацию. Тоже пример: живет в потомках Святой Руси чувство справедливости — за слабых вступаться, за правду упрямо стоять. От Г. Быстровой, по данному ею адресу, путь мой лежал в Тверь, к дочери и внучке священника Флёрова. Ожидая прихода автобуса на автостанции, я увидела старую женщину с палочкой: она едва передвигала больные ноги, но шла на службу в Смоленскую церковь, где в закутке служит после долгих лет закрытия храма, новый священник отец Виктор. Святая Русь возвращается в свой храм…
НАСЛЕДНИКИ НИКОЛАЯ ФЛЁРОВА В Твери дверь открыла маленькая, согбенная, 84- летняя женщина с очень красивыми, печальными глазами. Нежным, почти детским голосом расспросила, кто, откуда и зачем, и когда все было объяснено, обрадовалась, что с родной стороны к ней человек пришел, чтобы отца ее вспомнить. Лидия Николаевна Зайцева (Флёрова) рассказала, что родилась она в селе Кушалино в 1912 году, что была в детстве седьмым живым ребенком, что двое детей умерли, а было у отца Николая и матушки Александры Ивановны 5 мальчиков и 4 девочки; что окончила она в 1929 году среднюю школу в Кушалине. Поскольку детей священника притесняли, не давая никуда ходу, уехала с сестрой из Кушалина, как и другие дети, в 1929 году. Отец ждал, что придут и за ним. (В 1929 году раскулачили семью второго кушалинского священника). В январе 1930 года Флерова арестовали и выслали. Вестей от него долго не было. Позже он сообщил, что находится на лесозаготовках в Архангельской области. Там навестил его сын Алексей, узнал, что сначала отец работал возчиком, затем уже в лагере вместе с еще пятью подельниками получил 58-ю статью и его перевели на сплав леса. Дети за отца хлопотали, добиваясь отмены приговора. 31 мая 1933 года отец Николай вернулся в Тверь. Его встретили на вокзале матушка и Лидия Николаевна. Крайне истощенный, обовшивленный, он ехал несколько суток, питаясь одним соленым огурцом. В Твери, на квартире у дочери Надежды Николаевны, все время просил еды, но его ограничивали, боясь тяжелых последствий. На другой день после приезда запросился «домой», в Кушалино. Повезли. На остановке, выйдя, долго, качаясь от слабости, молился, глядя на свой храм. Когда прошли мимо церкви, его прежнего дома, опять молился. В домишке, в котором после раскулачивания и изгнания из своего дома у приютившей ее женщины жила матушка со своей матерью-старушкой, отец Николай слег и больше не встал. Умер он 8 июня, прожив после возвращения из лагеря несколько дней. Хоронили отца Николая дети, много местных жителей пришло на похороны своего батюшки. Могила его находилась между церковной сторожкой и церковью Дмитрия Солунского. Позднее кладбище исчезло, приспособлено под хозяйственные нужды. Внучка отца Николая, Нелли Дмитриевна Григорьева (медицинский работник в Твери) пыталась найти место его могилы, но ей указали только огород, где примерно она могла быть. Туда она и бросила через забор принесенные деду цветы. Матушка Александра Ивановна до войны навещала детей. В войну нищенствовала. В 1943 году Лидия Николаевна привезла ее к себе в коммуналку на улице Правды, где жила сама с дочерью в одной комнате. Умерла матушка А. И. Флёрова в 1958 году, похоронена на Первомайском кладбище в Твери. Дети отца Николая в большинстве своем учительствовали. Александр Николаевич Флёров окончил Тверской пединститут и преподавал химию в Завидовской школе. Сыновья священника, кроме умершего в 1934 году от туберкулеза в Воронежской области старшего сына, были участниками войны, имели награды. Погиб на войне один из них — Алексей Николаевич Флёров. Его имя занесено в Книгу Памяти. Последний сын, Иван Николаевич Флёров умер в 1987 году. Реабилитирован Н.И.Флёров весной 1989 года без каких-либо ходатайств со стороны дочери и внучки. Лидия Николаевна Зайцева (Флёрова)- последняя из живых детей Николая Ивановича, благодарит Бога за то, что наступили времена, когда можно говорить об ее отце, строгом кушалинском священнике, впоследствии благочинном.
| |
Просмотров: 577 | |
Всего комментариев: 0 | |