Главная » Статьи » Статьи |
В один из солнечных погожих дней самого начала яркого, травяного, цветущего лета выпал (ранее намеченный) случай вновь побывать в селе Киверичи. Вновь задуматься над его таинственным названием: то ли от имени славян кривичей, заселявших эти земли во времена Киевской, а позднее Московской Руси, то ли от имени первопоселенца по прозвищу «Кивер». По дороге к селу еще подумалось, а не занимались ли его русские поселенцы в какое-то время изготовлением киверов – воинского головного убора? Из Рамешек в свое родное село машину вела Вера Белова. Мы устремлялись с ней на воскресный праздник в Троицкую церковь села в день памяти благоверного великого князя Димитрия Донского. Заодно хотели и пофотографировать киверические древности. Их оказалось предостаточно для одного дня: и старинные надгробия кладбища у церкви, и каменные особняки, старинные лавки и амбары на торговой площади села, и руины усадеб дворян Сысоевых, останки их липово-тополиных парков, каскад на подземном ручье из трех полузаросших барских прудов, и загадочный огромный камень-валун с рисунками человечков и их жилищ на берегу реки Городни. Был и праздник в церкви, были и роскошные пироги в доме родителей Веры, была и праздничная трапеза после службы на лужке за столиком возле церкви. С ее холма открывается чудный вид на Владимировку. За столом велись необыкновенно интересные разговоры о древней истории села Киверичи. Знаток этих мест Александр Лебедев вновь вернул слушателей к временам, когда в соседстве жили здесь племена вепсов и кривичей. Рассказал об их селищах и городищах на берегах рек Городни, Дрезны и Медведицы, о курганных могильниках и подчеркнул, что последних вблизи Киверичей нет. Оно и понятно. Вепсы (и меря) погребали своих покойников после сожжения в неглубоких ямках в земле, прикрывая кости сверху землей, без сооружения над ними насыпи. Пришедшие в их земли славяне в 13 – 14 веках уже не были язычниками (как и вепсы), хоронили своих усопших в земле по христианскому обряду без курганных насыпей (врагов-разорителей-то вокруг не было). Пожилые женщины за столом поведали, как они в детстве после купания в Городне грелись на древнем камне-валуне, на котором разглядывали изображения треугольных домиков с рисунком кружков внутри них и колечками дыма над ними, а также фигуры человечков пониже домиков. Изображения были выбиты в камне на глубину и интересовали тогдашних ребятишек. В 19 веке изучал камни с изображениями и Ф.Н. Глинка, посетив Киверичи. Такие загадочные камни со знаками и рисунками он относил к некогда жившему здесь древнему, сильному, рослому, богатырскому северному народу – норманнам, пришлому для этих земель. В знаках буквенного характера он признавал руническое письмо. Вспомнились невольно древние руны карел их эпоса «Калевала». Могли, могли предки карел проживать в древности в этих местах. Их с родного севера могло побудить спуститься к югу либо наступавшее на сушу Балтийское море, либо сползавшие в долины ледники. Да и камни со знаками были с их северной родины, притащенные на тверскую равнину еще более древними ледниками… Они (камни) напоминали покинутую ими родину. На них они и «расписывались» как могли. Позднее древние карелы вернулись в свою северную Карелию. Это отмечает знаток карельской истории А.Н. Головкин. Голова кружилась от такого погружения в ранние древности. Потом стали вспоминать поздние времена и, в частности, местных бежецких помещиков Сысоевых, которые для Киверичей явились благодетелями. Они окультурили ландшафт поселения парками, прудами, красивыми особняками. Для населения в земские времена по инициативе Сысоевых был открыт врачебный пункт с больницей, построено двухэтажное здание земской школы, при ней открыта библиотека на 10 000 томов книг, ремесленное отделение для школы (слесарное, столярное дело, механизация). Сысоевы спасли и вывезли в Москву местную монастырскую святыню (гроб с мощами). Монастырь был неподалеку от Киверичей. Вспомнили за чаем и местных зажиточных крестьян: Ермолая Митрофанова, занимавшегося льном в Киверичах и Ченцах; Степана Константинова, сдававшего землю в аренду, устроившего хлебопекарню; братьев Степановых, построивших большие каменные дома в селе; И. Трифонова, разбившего в селе фруктовый сад, державшего конеферму и почтовых лошадей; Якова Сергеева, совместно с Андреем и Сергеем Константиновым расширивших Троицкий храм. Ими же были благоустроены кладбище и территория у церкви. Особенно большой вклад в церковное строительство был привнесен Яковом Сергеевым, владевшим кирпичным заводом. Именно упомянутые люди заложили основы благополучия и развития жизни села, которое после революции в советское время использовалось в новых условиях социальной жизни уже советской властью. Правда, все благодетели пострадали от национализации и раскулачивания, вплоть до лишения жизни. Обо всем этом рассказывает А.Е. Серов в своей книге «Рамешковский район. Населенные пункты». Этот человек совершил настоящий подвиг, собрав огромный летописный материал уже в пожилые годы. Его с полным правом, как и всех вышеупомянутых, можно считать для Киверичей благодетелем. Благодаря ему мы знаем ныне имена замечательных людей киверичской округи: ученых, врачей, учителей, художников, строителей, участников и героев отечественных войн. Из труда А.Е. Серова становится понятным как возникло, развивалось, росло, благоустраивалось людьми большое село о 20 улицах на берегу Городни. Из этого материала видно, как любили свое село, а с ним и всю Россию, его уроженцы и жители, какими они были патриотами не на словах, а на деле, как остались ими и по сей день. Среди них особенно хочется отметить Александра Лебедева, Владимира Бирюкова, всех богомольцев Киверичей, которые своим личным трудом и средствами пекутся о сохранении Троицкого храма, а стало быть, и о местном благочестии его жителей. Вот такой урок патриотизма состоялся у стен Троицкой церкви 1 июня 2013 года. А инициатором и вдохновителем его был нынешний священник храма о. Серафим (Бояринцев). В данном случае, вослед своим боярским предкам, он ведет прихожан села как боярин в духовной сфере, объединяя людей благодарной памятью и уважением к предкам, в назидание потомкам.
Храм в Киверичах
Дом купца Константинова
Земская школа
Купеческий особняк
Надгробная плита на могиле помещика Владимира Сысоева
Надгробные камни
Одно из надгробий 19-го века
| |
Просмотров: 399 | |
Всего комментариев: 0 | |