Главная » Статьи » Статьи |
Мирно, размеренно, тихо живет деревня Городок на левом берегу реки Медведица, неподалеку от впадения в нее речки Каменка. Стоит деревня на высоком месте, с которого хорошо просматриваются и долины обеих рек и окрестные леса. Привольно здесь взгляду и душе, как будто с колокольни на окружающую местность смотришь. Среди жителей этой деревни бытует предание, что некогда на месте Городка «вольный город был вольных людей». Немудрено, что так и было на землях вольного Новгорода до той поры, пока они не отошли к Тверскому княжеству. Да и земляной вал вблизи деревни немного ниже ее сохранился в долине Медведицы. Не весь, конечно, а сегмент его. Издавна, эта местность относилась к Каменскому стану новгородского Бежецкого Верха, которым владел вольный Новгород. Название речки – Каменка, деревни – Каменка указывают, что камней в этих местах, действительно, очень много. Стало быть, много было и строительного каменного материала для возведения разных сооружений, вплоть до городищ, как известно, укрепленных городков военного назначения. Лихих людей всегда на Руси хватало: в эти места и варяги, и булгары, и хазары хаживали за поживой: мехами, воском, медом, шкурой, рабами, и прочим даровым обретением. Городки-крепости были жизненной необходимостью для укрытия жителей от такого рода лихих людей; служили также погранзаставами на границах княжеств. В городках таких, на страже жили и ратные люди, способные отогнать разного рода проходимцев. Городки были также местом хранения собранных налоговых пошлин с местного населения, местом проживания управляющих территорией властей. Граница новгородских и тверских земель как раз проходила по реке Медведица и наш Городок скорее всего был пограничной крепостицей. Ныне Городок тих, мирен, налогоплательщиков в деревне осталось немного. Однако, ребятишки в этой деревне, не в пример другим, водятся. Их около десяти, а в летнее время и того более. Есть в деревне ферма, трактора и трактористы – так сказать, реликты социализма в СССР. Есть в ней и клуб, довольно большое бревенчатое здание с печным отоплением. Жители же Городка живут теплом за счет газа. Ну, а где клуб, там значит и молодежи было много… Есть она и поныне. Детей, правда, вместе с городковскими и из ближних деревень возят в школу на автобусе в село Застолбье. Говорят, что автобус полон детьми. Клуб в деревне примечателен добротностью строения извне и скромным убранством внутри. Видна его бедность: старая мебель, дешевая драпировка стен сцены (сатиновая или бумажная ткань). Всё изношено, но содержится в чистоте. Зимой в чугунной печке с воздуходувными трубами (по ее верху) трещат дрова. Рядом с ней – поленница дров. В клубе кроме зрительного зала – уютная библиотека, комната при ней с музейной экспозицией, сделанной с большим вкусом. На стене фотовыставка копий Прокудина-Горского. Как входишь в клуб, так сердце начинает щемить от вида его бедного убранства. Но как узнаешь, что в нем ведутся занятия с детьми по художественной росписи по дереву, по обучению их игре на народных инструментах, таких к примеру, как рожок, свирель и свистулька, а также детки обучаются танцам, так сердце начинает биться от радости: здесь люди живут творческие и красоту умеют в жизнь привносить. И люди это не местные, а приезжие из больших городов. Они поселились здесь либо круглогодично, либо в летнее время. Кстати, занимаются фермерством: овощеводством, садоводством, пчеловодством. Параллельно с трудом на земле, дарят свои таланты местным ребятишкам в означенных выше кружковых занятиях. И как мы уже писали ранее, настоящий интеллигентный человек в деревне, всегда найдет способ быть полезным окружающим его людям. Если бы горожане знали, как нужны они в деревне, как востребованы в ней их таланты и способности! Но, похоже, старый коммунистический лозунг о смычке города с деревней еще долго не будет реализован в сознании людей… Да, и газ, и электричество, и телевещание, и телефон в деревни пришли, да нагрянули беды – безработица, разного рода кризисы, высокая смертность, невосполнимость населения, бегство людей из деревень в города, скудость духовной и культурной жизни, да и просто – традиционная российская бедность. Но, глядя на деревню Городок с ее ребятишками, с ее клубом и кружками в нем, надежда на возрождение села и деревни не угасает. В селах худо-бедно, но храмы восстают из руин, в деревни горожане едут на поселение, деревни прихорашиваются… И надо же такому необычному случиться: в Городке, на месте древнего русского городища, в ноябре текущего года, увидеть импровизированный турнир русских ратников времен вольного Новгорода! Под «шеломами», в «кольчугах», с «мечами» и «щитами» на полном серьезе бились старшеклассники из села Кушалино. Бились по правилам древнерусского рукопашного боя до победы, до низвержения противника на землю. А до этого боевым приемам их обучали тверские реконструкторы, молодые парни из школы исторической реконструкции К-stodio… В школе этой юноши осваивают ремесла, учатся рукоделию, постигают азы воинского духа. Даже пищу и напитки готовят по старинным русским рецептам, изучают старинное оружие, читают исторические хроники о битвах древних времен. Для турнира на городище на ратниках были прекрасные, художественно выполненные «доспехи», сделанные руками тверских мастеров-реконструкторов. И к турниру ребята шли более года тренировок. Привез их на Городище горожанин Андрей Ёлкин в костюме стрельца. Так на деле в Городке состоялась смычка города с деревней. Летом этого года, вблизи Городка, тоже состоялось замечательное событие из области смычки – этно-культурный фестиваль «Встреча трех культур»: славянской, балтской и финно-угорской. На живописной поляне, вблизи деревни Медведица выступали в национальных костюмах фольклорные коллективы из Твери, Рамешек, Болгарии. Этот фестиваль под Рамешками стал ежегодным. Он проводится при активном участии Клуба любителей рамешковской старины, у которого ныне есть в интернете сайт «Клуб Медведица, Рамешки». Территорию, арендуемую под фестиваль, вручную готовили сами члены клуба: косили траву, что-то рыли лопатами, что-то закапывали. Затем в ход пошли топоры, пилы, рубанки. И всё это при крайней материальной скудности на энтузиазме. Но, если задуматься над вопросами: что важнее: Люди без денег либо Деньги без людей, ответ вы получите в сюжете о Городке на древнем Городище: люди решают всё, особенно Люди творческие. Таких ждет любая деревня. Т.Н.Кременецкая
| |
Просмотров: 380 | |
Всего комментариев: 0 | |