MENU
Главная » 2017 » Ноябрь » 3 » На берегах Медведицы. Из лопских погостов – в Михайловско-Прудовский.
20:59
На берегах Медведицы. Из лопских погостов – в Михайловско-Прудовский.

 

Взяв в дорогу застолбский посох А.Е.Серова, вместе с тверскими карелами Городковского округа совершили путешествие из Новгородской Карелии в Новгородскую же землю – Каменский стан Бежецкого Верха. Карелы, как беженцы – переселенцы стали селиться в опустевших от опричнины и литовского разорения землях с концы 16 до конца 18 веков. Побуждало их к этому несколько серьезных причин: принуждение со стороны врагов России (войн со шведами, немцами, литовцами) сменить православную веру на лютеранскую во-первых, во-вторых, утратить свой язык и природу и в-третьих податное бремя, наложенное шведами. Спастись от этих напастей они могли только в России, близкой им и понятной стране. Карелы были крещены в православие в 1227 году.

 

В лопских погостах.

Коренное давнее население Обонежья-олонецкого края – полукочевые племена саамов – лопь, лопари, лапландцы. Когда они были перебиты немцами или угнаны в плен в их земли с юга со стороны Корелы и тиверского городка и Ладоги пришли карелы, и места к северу и востоку от озер Онего и Ладожское стали называться Лопскими погостами (правда, уже без лопарей). Их было таковых семь.

В составе Новгородской республики Карелия славилась своими знаменитыми монастырями: Валаамским, Коневецким, Мурманским, Соловецким. Общее количество монастырей в ней доходило до 60, церквей и часовен до 240 (О.М.Фишман). И вплоть до 1676 года все лопские погосты карелов находились под духовным, культурным и экономическим влиянием Соловецкого монастыря (христианская проповедь, богослужение, икона, святые Зосима и Савватий, образы жизни Древрерусского благочестия). Но когда в православной церкви произошел раскол, закрепленный собором 1666 года, Соловецкий монастырь восстал против церковных реформ патриарха Никона и вкупе с ним царя Алексия Михайловича. Он долго сопротивлялся, оспаривал эти реформы и был разгромлен после осады царскими властями в 1676 году.

Его дело сопротивления в Обонежье продолжали духовные подвижники на реке и озере Выг в устроенном там Выгорецком общежитии. Оно насчитывало там в составе мужского и женского монастырей до 15 тыс. человек – сторонников старого обряда.

Влияние Выговской пустыни на население лопских погостов, как и Соловецкого монастыря было огромно.

Иконы древнего письма, старопечатные книги, грамотность среди мужчин и женщин края, развитие ремесел, промыслов, разных искусств, вплоть до устройства дорог, мостов, строительства церквей, часовен, носило центробежный характер.

Карелы лопских погостов в большинстве своем были как и выговские староверы-старообрядцы беспоповцы, т.е. не имели в приходах священников, а молились в своих моленных домах под руководством грамотных наставников – своих духовных вождей – «отче», «книжниц», «богомолок» (О.М.Фишман). От них-то они и постигали основы православной веры, знания Священного писания, воспринимали стереотип благочестивого поведения как оно понималось в древней православной Руси. Однако, в лопских погостах одновременно были и православные церкви с попами-наставниками.

150 лет просуществовала Выговская пустынь после 1676 года, но и она в середине 19 века была разгромлена правительством, разогнана, закрыта и пришли все ее строения в полное запустение. Выговцы разбежались по всей России в дремучие леса, болота, на берега пустынных рек и озер, продолжая там жить и молиться по древлеправославному перед старыми (до Никона) иконами по старопечатным книгам. Долго еще старый обряд и стереотип поведения старообрядцев продолжал жить в лопских погостах. Карелы, похоже, никуда от официального православия не бежали, не будучи грамотны в церковных разногласиях. Замечательный русский поэт, старообрядец по рождению, одно время коммунист по убеждениям, Николай Клюев – уроженец одного из лопских погостов оставил нам о нем такое стихотворение в поэме «Погорельщина».

 

На Лопский погост (лопари, а не чудь)
Укажут куницы да рябчики путь, —
Не ешь лососины и с бабой не спи,
Берестяный пестер молитв накопи,
Волвянок-Варвар, богородиц-груздей,
Пройдут в синих саванах девять ночей,
Десятые звёзды пойдут на потух,
И Лопский погост — многоглавый петух
На кедровом гребне воздынет кресты:
Есть Спасову печень сподобишься ты.
О русская сладость — разбойника вопь —
Идти к красоте через дебри и топь
И пестер болячек, заноз, волдырей
Со стоном свалить у Христовых лаптей!
О мёд нестерпимый — колодовый гроб,
Где лебедя сон — изголовьице сноп,
Под крылышком грамота: "Чадца мои,
Не ешьте себя ни в нощи, ни во дни!"

 

Для карел в лопских погостах с православными постами, молитвами, крестами, было жить для души спокойно.

Писатель Михаил Пришвин запечатлев в своей книге «В краю непуганых птиц» замечательные картины жизни и быта людей одного из лопских погостов Повенецкого уезда – края леса, воды, камня. Он отмечает особенную религиозность, чистоту жизни тамошних людей и приводит высказывание одного православного батюшки, служившего на Карельском острове:

-А знаете, - говорил он мне, - я теперь убедился, что в нравственном отношении раскольники куда, куда нас выше… И сравнить нельзя!... Карелы и взяли благочестие от старообрядцев, а исповедание веры в официальной церкви.

В то же время писатель отмечает, что в быту людей Карельского острова были широко распространены суеверия и представления языческого мировосприятия. Так слышал он от деревенского фельдшера следующее.

-Если бы вы знали, что только мне приходится проделывать с этими верованиями. У них в каждой деревне есть своя знаменитость: в Тиковницах рыбный колдун, в Коросоозере - скотский, у нас – ружейный и свадебный. А сколько тут знахарей, ворожей!

Слышал и видел это писатель в 1907 году!

Исследователи мировосприятия тихвинских и тверских карел, такие, как например, О.М.Фишман, отмечают совмещение в их религиозном сознании суеверий языческого архаического прошлого с христианской верой. Как бы это одно другому в простонародье не мешает. Не помешало карелам, воспитанным на древлерусском бытовом благочестии выговскими проповедниками, и православное исповедание веры в лоне синодальной русской церкви. Они ведь не вникали в обрядовые тонкости старообрядцев и никониан, а покорно шли сначала за языческими волхвами, затем за староверами, а потом и за православными священниками в своих церковных приходах. Переданные им по наследству от родителей суеверия и предрассудки из уважения и доверия к предкам тоже хранили. Тихий, спокойный, богомольный народ – карелы не бунтовал против синодальной церкви, но твердо и спокойно как православный пошел жить именно в православную Русь.

 

 

 

 

 

 

 

Источники: Интернет-ресурсы. М.М.Пришвин. В краю непуганых птиц.

В кн. За волшебным колобком, М.Московский рабочий, 1984.

Николай Клюев. В кн. Белая Индия, Москва, 2000.

О.М.Фишман. О тихвинских и тверских карелах Интернет.

А.Н.Головкин. От язычества к православию.

Рамешковский район. Населенные пункты. Тверь. 2001.

 

Просмотров: 294 | Добавил: kremeneckaya | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz