MENU
Главная » 2017 » Декабрь » 28 » На берегах Медведицы. Ширкун.
20:22
На берегах Медведицы. Ширкун.

 

Во время проведения очередного этно-культурно-исторического фестиваля «На берегах Медведицы. Встреча трех культур» одна столичная гостья задала вопрос, и, не получив от нас, местных краеведов, вразумительного ответа, попыталась сама же на него ответить. Вопрос звучал примерно так: «Откуда такое название места – Ширкун, и что оно может означать»?

Действительно, очень необычное название. Когда, отчего оно возникло? Для нас, местных жителей этот вопрос редко возникает, мы привыкли к этому месту. Еще в раннем детстве, когда наши родители, впервые привозили нас сюда, на Ширкун, именно тогда и здесь происходило наше первое знакомство не только с этим местом, но и с самой рекой Медведицей. Эти первые детские впечатления были настолько светлыми и красочными, что оставили в нашей памяти свой неизгладимый след на всю жизнь. И это неудивительно. Разве можно остаться равнодушным к сосновому бору со смолянистым и терпким запахом хвои, к живописнейшему пейзажу заливных лугов? Душевный восторг и искреннее восхищение вызывает и сама река Медведица, с её песчаными берегами и островками, с мелководьем, где в прогретой жарким летним солнцем прозрачной воде, словно играя в пятнашки с солнечными бликами, отражающихся в волнах, носятся стайки серебристых мальков.

В юности, уже с друзьями, мы снова приезжаем сюда, чтобы вновь окунуться в тот детский восторг и безмятежность. Став родителями, мы опять возвращаемся на Ширкун, но уже со своими детьми. И нам кажется, что так было, так есть и так будет всегда. Из поколения в поколение. Но это все лирика. Эти слова можно отнести практически к любому уголку нашего Рамешковского района. Это могут быть и такие известные местечки, как «Черные берега», «Кидомля», «Ножницы», «Кресты», «Берег».

Но в настоящий момент нас интересует местечко под загадочным названием «Ширкун».

Итак, на заданный вопрос гостьи мы ответили, что Ширкун является любимейшим местом семейного отдыха не только жителей нашего района, но и областного центра. С 30 июля 1986 года сосновый бор Ширкун является памятником природы регионального значения, а с 13 января 2015 года входит в перечень особо охраняемых территорий регионального значения Тверской области. Название, по версии нашего земляка Ивана Михайловича Киконкова, образовалось в связи с тем, что в период весеннего паводка, именно в этом месте река очень широко разливается, отсюда и название места.

Наша собеседница, выслушав наш небольшой и довольно скучный доклад, предложила свою версию, и признаться честно, она нам показалась намного интересней.

Существует такой музыкальный русский народный инструмент, даже скорее всего не инструмент, а детская игрушка, которая называется «Шаркунок». Это своего рода погремушка, как правило, плелась она из бересты и заполнялась яблочными косточками или горохом. Также шаркунок делали и из дерева. Предполагается, что деревянные шаркунки происходят с побережья Белого моря. Шаркунок традиционно дарили на рождение ребенка. На верхушке вырезалась маленькая фигурка: для девочки – птичка, для мальчика – конь. Игрушка, помимо этого, имела еще функцию оберега: шум, издаваемый ею, отгонял от ребенка злые силы.

Так может быть, действительно, детская музыкальная игрушка послужила основанием для возникновения названия места Ширкун? Как знать.

Этот случай сыграл на нашем самолюбии, все-таки, мягко говоря, как - то неловко получилось - еще краеведы называются. Кроме нескольких сухих слов, никакой более или менее достойной информации.

Необходимо было срочно реабилитироваться. С помощью словарей был проведен исследовательский краеведческий поиск. И вот что удалось выяснить.

Начнем с разбора по составу: - ШИРК- – это корень, главная значимая часть, которая выражает основное значение данного слова, -УН- – суффикс. Суффикс -УН- образует существительные со значением действия, например: бегун, крикун и т. д. В толковом словаре В.И. Даля находим единственно похожее однокоренное слово и возможный ответ на наш вопрос. ШИРКАТЬ

  • ширкнуть что и чем, по чем, шуркать, шаркать, скрести, царапать, драть, дернуть, чиркать, черкать. Ширкать туфлями. Ширкнуть спичкою.
  • Ширкнуть откуда, яросл. выскочить, бежать, улепетнуть.
  • Ширкать табак или прошку, костр. вят. сиб. нюхать, южн. за(у)живать. Ширканье, действ. по глаг. Ширк, звукоподражат. шарк, чирк; нюх. Ширка ж. гдовс. балберка, шашка, поплавок невода. Ширканцы м. мн. олон. выступки, черевики, женские башмаки. Ширкун, -нок, шаркунец м. ширкунчик, вост. и сиб. большой, упряжной бубенчик, болхарь, глухарь, бухарь, гремок, погремок. Поехали наши с ширкунцами.
  • Ширкун, вят. ц(в)иркун, запечник, сверчок. Ширчок табаку, вологодск. сиб. щепотка, понюшка, напойка.

Как видим, в основном одни глаголы . А глагол, на мой взгляд, вряд ли мог послужить основанием для возникновения названия. А вот прямой ответ - Ширкун в вятском говоре, как сверчок, или Ширкун, ширкунок, шаркунец, ширкунчик, которое в восточных и сибирских говорах имело значение как «большой упряжной бубенчик», куда интересней.

Тем более, что в пользу этой версии может служить тот факт, что в середине XIX века большой Бежецкий тракт проходил немного иначе, чем сейчас.

Как видно на карте, после деревни Летнево дорога шла прямо через сосновый бор, проходила через деревню Коптино, а дальше - деревню Городок (не путать с Городковским). Современная дорога проходит западней старого тракта, оставляя деревню Коптино в стороне, делая небольшой крюк в районе поворота на Ширкун, как раз в том месте, где на карте обозначен постоялый двор.

Постоялые дворы появились на Руси в XII - XIII веках. Они предоставляли ночлег и питание путникам. В этих придорожных гостиницах путники отдыхали и меняли лошадей. А где лошади, там и упряжь с ширкунцами. Постоялые дворы строились в населенных пунктах или на развилках дорог на пути следования важнейших транспортных маршрутов. В связи с ростом промышленного производства и расширением торговых связей в XVIII—XIX веках открываются новые дворы. Все они принадлежали частным лицам и были коммерческими предприятиями. Местное население давало название этим заведениям или по фамилии владельца или по месту его расположения, либо давали прозвище. Может и наш постоялый двор приобрел прозвище - «большой упряжной бубенчик», то есть - Ширкун.

Впоследствии, после утраты такого явления, как постоялый двор, название закрепилось за местом, где он находился. Вполне возможная версия. Но давайте, используя информацию о постоялом дворе, который когда - то находился в районе современного соснового бора Ширкун, попробуем поискать другие варианты.

Постоялые дворы, как я писал выше, строились в населенных пунктах или на пересечении важных дорог. В нашем случае, если судить по представленной карте, то постоялый двор стоит в удалении, от какого либо населенного пункта, а вот пересечение дорог есть, но это одна незначительная проселочная дорога от деревни Берег.

Известно, что село Застолбье находилось на берегу р. Медведица, об этом свидетельствуют и писцовые книги. Об этом пишет и В. Н. Татищев в "Истории Российской". Как дополнительное свидетельство - карта Тверского наместничества 1790 года, где село Застолбье указано как раз на берегу реки.

Предполагают, что Застолбье находилось как раз на месте современной деревни Берег. О значимости села Застолбье в то время говорить не буду, достаточно только одного факта. В конце XVI в селе строился каменный храм (такое явление не просто редкое, а уникальное). «Село Застолбье, а Берег тож, а в них храм каменной старинный, не завершен, службы в нем небывало» (переписная книга 1646-1647 гг.). Так может, та проселочная дорога, соединяющая постоялый двор с деревней Берег (бывшее село Застолбье), также была значима в давние времена, как и село, в котором строился каменный храм? В таком случае и постоялый двор мог быть не просто двором, а населенным пунктом. К тому же, по преданию, через деревню Берег проходил древний тракт из Торжка – Лихославля на Баскаки – Ильгощи – Кашин (С. А. Серов «Рамешковский район. Населенные пункты»).

При изучении писцовых книг 1627-1629 гг. и использовании ресуров исторической географии и исторической картографии Института всеобщей истории РАН удалось выяснить, что в районе Ширкуна в начале XVII века располагались три пустоши: Светлицыно, Федосово, Дуброво и принадлежали они вдове, татарке Бикисалтан Семеновской, жены Мурзы Янбохтина.

Пустоши в Древней Руси - это заброшенные по какой-либо причине населенные пункты. Может быть, одна из этих пустошей вдовы - татарки и стала впоследствии постоялым двором?

Любопытно, что на фоне русских землевладельцев того времени, эти населенные пункты принадлежали татарке, вдове мурзы, а мурза у татар – это князь. Кроме того, выяснилось, что ей принадлежали и другие населенные пункты в окрестностях (от Ширкуна до реки Малица, что впадает в реку Медведица выше по течению, недалеко от села Никольское). В начале XVII века они были уже пустошами, а до этого, по всей видимости, полноценными поселениями, образовавшимися, вероятнее всего, в период государственного влияния Золотой Орды на Русь. Это лишний раз, наравне с историей деревни Баскаки, подтверждает версию о нахождении и проживании татаро-монголов в бассейне реки Медведица.

Кто такая Бикисалтан Семеновская выяснить не удалось. О ее муже, Мурзе Янбохтине, мы тоже ничего не знаем. Единственное, что удалось прояснить благодаря книге И.Габдуллина «От служилых татар к татарскому дворянству», это следующее: по переписи 7186 (1678 г.) в деревне Малый Аксел Темниковского уезда, за Байтемиром Байбахтиным, сыном Янбахтиным, имелся один бобыльский двор. В 1692 г. также упомянут служилый татарин Байтеряк Уразов, сын Янбахтина, проживавший в деревне Янбохтино Темниковского уезда. В последней четверти ХVII века упоминается темниковский мурза Байтемир Мирясев, сын Янбахтин. Интересно название уезда. Уездным городом был Темниковский городок, находившийся на левом берегу реки Мокши, на месте современного села Старого города Темниковского района Республики Мордовия. «Когда и при каких обстоятельствах возник Темниковский городок, общепринятого мнения в исторической литературе не существует. Распространённой версией является предположение, что основан он в начале установления татарского владычества над русскими землями, одним из татарских десятитысячников — Темником — для наблюдения за населением данного района при сборе дани. В дальнейшем, когда сбор дани с русских земель переходит к великому Московскому князю, надобность пребывания здесь темника отпадает и городок забрасывается». (В. П. Ямушкин «К истории города Темникова и его уезда»).

Недалеко от деревни Берег есть место, название которого, на мой взгляд, близко к названию уезда, где с ХVII в. проживал род Янбохтинов. Это урочище Темное Царство. Ранее я уже выдвигал версию, что название этого урочища связано с татарским темником и ,возможно, что раньше оно звучало иначе, например, Темниковское царство – владельческие земли темника, татарского мурзы, под контролем которого были земли новгородской волости Городец Палец.

Известно, что татаро-монголы были очень терпимы в плане религии. У них была свобода вероисповедания, среди них были и православные и несториане, и буддисты, и мусульмане. Из письма брата Юлиана о монгольской войне. 1237 г.: «О татарах же нечего сказать другого, кроме разве того, что те из них, которые остались язычниками, поклоняются истуканам, возя их с собой на своих телегах; однако среди них есть и такие, которые имеют обычай поклоняться каждый день какому-нибудь животному, встреченному ими при первом выходе из дома». В XIV веке хан Узбек ввёл в Орде ислам как государственную религию и преследовал своих кочевых подданных, придерживавшихся традиционных верований, что вызвало заговор золотоордынских эмиров, жестоко подавленный Узбеком.

Какое вероисповедание было у владык Темниковского царства, (земель в районе Ширкуна и деревни Берег), мы, конечно, не знаем. Но вот еще одна версия происхождения названия «Ширкун». В исламе есть такое выражение как ШИРК - язычество, что буквально означает предание Аллаху товарищей (равных) или поклонение чему-либо помимо Аллаха, часто переводится как многобожие.

Может быть, татарские владыки наших земель исповедовали иную веру? Не ислам. А это среди их соплеменников – мусульман являлось великим грехом – ширком. Отсюда и название места.

Во второй половине XVI века татары потеряли свою государственность и, соответственно, традиционные политические и религиозные институты. Падение татарских ханств нарушило естественный ход жизни татарского общества. Потеря государственности стала трагедией для народа. Она усугублялась еще и тем, что социально-экономическая экспансия Москвы сопровождалась откровенными и грубыми религиозными притеснениями. Царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, издает указ, в соответствии с которым полагалось «все мечети пометать и вконец их извести». В 1555 году в Казани учреждается кафедра архиепископа для обращения жителей края, в первую очередь татар, в христианство. Именно туда, в новоучрежденную Казанскую епархию, вместе со святителем Гурием отправился и боярин Иоанн Застолбский с сыном Нестором – владельцы пустоши Брюхова Гора, которая позднее стала современным селом Застолбье (версия автора). И, видимо, в это время в связи с грубыми религиозными притеснениями, покидают свои владения и хозяева ширкунских вотчин, возможно, они переселяются в Темниковский уезд, после чего к началу XVII века оставленные земли в районе Ширкуна становятся пустошами.

Вот такие версии о возникновения названия местечка Ширкун. Но опять же, это только версии. Что же в итоге послужило основанием для появления этого названия? Наверное, мы никогда не узнаем. Но от этого Ширкун ничего не теряет, а наоборот, только приобретает: связь с далеким и таинственным прошлым придает ему только больше привлекательности.

 

В. А. Подрядчиков.

 

Использованная литература:

  • И.Габдуллина «От служилых татар к татарскому дворянству»
  • В. П. Ямушкин «К истории г. Темникова и его уезда»
  • В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
  • С. А. Серов «Рамешковский район. Населенные пункты». Энциклопедия «Тверская деревня»

 

Просмотров: 716 | Добавил: kremeneckaya | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz