MENU
Главная » 2017 » Февраль » 17 » О проекте памятника карельской деревне в Рамешковском районе.
22:39
О проекте памятника карельской деревне в Рамешковском районе.

 Замечательное стихотворение поэта Николая Мельникова «Поставьте памятник деревне…» вдохновило на создание сайта в Интернете «Поставим памятник деревне» (www.filiha.ru). 25 человек из Твери, Рамешек, Москвы приняло участие в этом проекте своими рассказами, статьями, песнями, видеоматериалами, фильмами, фотографиями. В этом участвовали и ученики никольской и киверичской школ на детской странице означенного сайта. Это еще примерно два десятка детей. Итого, примерно 50 душ в основном рамешковской округи ставило деревне вообще виртуальный памятник.

Но, вот на Филихе, куда стекались материалы сайта www.filiha.ru произошло казалось бы незначительное, но тем не менее «историческое» событие: стал заваливаться на бок и оседать сруб старого общественного колодца. Однако, журавль при нем продолжал стоять бодро и исправно, таскать своим клювом прекрасную колодезную воду.

Тут напомнило о себе планетарное событие – уход воды в более глубокие слои Земли взамен выкачиваемой из недр нефти. И как ни разъединен ныне человек друг с другом высокими заборами, разным достатком и разными дарованиями, а вода для жизни абсолютно всем нужна. Стали на Филихе делать новый общественный колодец с помощью сельской администрации. Он удался на славу. Надкладезные сени мастерски исполнил филихинский Вячеслав Чекунов. Кладезь решили посвятить памяти жителей деревни, которые брали воду из обветшавшего колодца. На памятных досках выжгли их имена. Кладезь решили увенчать иконой целителя Пантелеймона в память о престольном празднике деревни Филиха (9 августа).

Глядя на два кладезя (старый и новый) на фоне леса, сердце само подсказало: не хватает здесь, на пустыре, маленькой часовенки. Ведь, появляясь в новых местах, карелы первым делом рубили либо церковь, либо часовню. Но патриархальная деревня «приказала долго жить»…

 

Деревня долго умирала,

Не уступая рубежей,

И при кончине прошептала:

«Прощайте, стаи журавлей!

Прощайте нивы, сказки, долы,

Гармошки, печки, топоры,

Лечу к небесным я престолам,

Покинув свет земной зари.

Такой, как я, уже не будет:

Неповторим мой путь земной.

Потомки скоро позабудут

Исчезнувший в небытье образ

                                            мой.

Но, я была, страну кормила,

Растила для труда сынов,

Ученых миру я дарила

Писателей, поэтов, воинов…

Была…

 

Грустно сознавать, что такой деревни уже нет. Нет ее крестьян, героев рассказов деревни Филиха («Желанный», «Сквозь деревенское окно», «Последняя корова»), нет тучевских героинь рассказов «Святая простота», «Роман в письмах». Доживают свой век в Никольском последний могиканин из СССР в одноименном рассказе (www.filiha.ru), в Шеломце – героиня рассказов «Вот картошку выкопаем – сыграем свадьбу»…, «Маша, расскажи о себе» и много, много других по опустевшим деревням…

Их нет уже в этом мире.

Но, осталась о них в округе светлая, пресветлая память. Остался на Филихе и пустырь от пожара 30-х годов с упомянутыми на нем колодцами. Даже холмик от русской печки на нем проглядывается. Стоит на пустыре молодая береза, одичавшая яблоня буйно цветет весной и сыплет осенью яблоки в траву…

 

Поставьте памятник деревне

На Красной площади в Москве,

Там будут старые деревья,

Там будут яблоки в траве…

                               Н.Мельников.

 

Давайте поставим свой памятник деревне на рамешковской земле, районе исторически карельском. В казанном месте, словно нарочно сошлись все четыре стихии, которыми живет человек и особенно крестьянин: это земля, вода, воздух и огонь. Всё это на пустыре есть и было.

Кроме того, и тоже словно нарочно, дом, в котором уже четыре года «работает» сайт «Поставим памятник деревне», мой дом, стоит напротив пустыря с колодцами.

Думается, что стечение этих обстоятельств не случайно. Как говорят верующие люди: на то воля Божия. Дело теперь за волей человеческой: нормативно-правовым актом закрепить землю как муниципальную под малыми архитектурными формами, не подлежащую аренде и продаже. И дело с памятником потихоньку пойдет. Часовенку, памяти целителя Пантелеймона поставить лучше всего на камнях, как карелы дома свои ставили, посеять вблизи нее на полосах пашни зерновые хлебопашцев (рожь, ячмень, овес, пшеницу), даже полоску льна можно. Вот Вам и готовый памятник карельской деревне. Для полноты картины – расставить на полосах межевые камни, которыми крестьяне помечали участки. Этих камней целые грудницы вблизи деревень.

Вот, собственно идея  памятника карельской деревне: земля, камни, колодцы, часовенка, полоски зерновых. Всё естественно. Не надо никакой бутафории, декораций, новоделов; кругом старые дома всех эпох еще стоят и говорят сами о себе.

Труд приложить, конечно, придется, да и денег в «шапку» пособирать: памятник же народный. Его проект поддержали дачники деревни Чернявская А.Г., Комраков Е.А., Волчков А.Ю., Волчкова А.Ю., москвичи-гости Ирина Рыжикова, Татьяна Сергеева. Игорь Анатольевич Павлов назвал идею памятника красивой. Положительно к ней отнеслись Суворова В.В., Петухова Н.Н., Куллина Н.А., Подрядчиков В.А., Осипова Н., основатель благотворительного фонда Спасо-Преображенский собор Спажев Г.В. Произошло это 13.10.2016г. на собрании Круглого стола. Объединение краеведов «Каменский стан» поддержало инициативу создания памятника деревне.

Думается, что все, кто любит деревню, кто ценит крестьянина-труженика, кормильца и защитника Отечества, обнаружат в своей душе чувства глубокого уважения и благодарности к нему и поддержат идею уникального по своей простоте и естественности памятника карельской деревне.

Почему он необходим при всем том, что деревни все-таки стоят видимым образом? Но, какие? Это уже не деревни, а временные дачные поселения с тюремными металлопрофилями вдоль улиц, с двухметровыми глухими заборами. Ревом частных машин и в них рок-музыки, теремами богатых людей, домами-саркофагами (гнилые дома, запечатанные сайдингом).

В «деревнях» уже давно не пахнет навозом (бегают только кошки и мыши), не слышно петухов, в летнее время в них господствует запах паленого мяса шашлыков, вместо аромата свежего сена. «Деревни» вместо цехов труда превратились в зоны отдыха, сна до обеда и прочих «благ» техногенной цивилизации. Зимой в большинстве из них не дымит ни одна печь…

Задача памятника карельской деревне сохранить и показать грядущим поколениям не только самобытную материальную и духовную основу практически исчезнувшей, некогда великой крестьянской русской цивилизации, построенной на самоотверженном труде и высшем смысле жизни на земле: служению Богу и ближним.

Это Памятник миру и благоденствию будет напоминать о весьма подзабытом назначении человека на земле и тем самым иметь не только культурно-познавательное, историческое, но и воспитательное значение для новых поколений. И уверена, что всем, кто поучаствует в его создании будет сопутствовать чувство радости от причастности к благородному делу. На благо его рода и родины.

Дорогие соотечественники, богатые, бедные и не очень вы можете свой душевный порыв поддержки замысла обналичить на реквизиты фонда Каменский стан Рамешковского объединения краеведов:

«Банк получателя» Тверское отделение №8607

ПАО Сбербанк г.Тверь

«Бик» Банка получателя 042809679

«Сч.№» Банка получателя

30101810700000000679

«Сч.№» получателя 40703810663000001324

«Получатель» Культурно-исторический фонд

«Каменский стан»

ИНН получателя 6949108288.

Обязательно укажите назначение пожертвований: «На памятник деревне». Либо иными путями, обратившись лично к Кременецкой Т.Н. по финансовым вопросам поддержки (89201575187).

Убедительно просим либо по означенному телефону (СМС), либо по электронной почте kremeneckaya@yandex.ru  сообщать свое имя и населенный пункт. Обещаем в будущей часовне, а также у кладезя на Филихе в честь памяти целителя Пантелеймона молиться о вашем здравии.

 

                                                                                                    Т.Кременецкая.

 

 

 

Просмотров: 393 | Добавил: gdkorshunova | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz