MENU
Главная » 2017 » Август » 28 » На берегах Медведицы. Принцесса.
20:07
На берегах Медведицы. Принцесса.

 

Был ноябрь, а от снега – всё бело. В деревне Пустораменка в синее небо поднимались столбики дыма. Зашли обогреться к бывшему механизатору колхоза Василию Ивановичу Васильеву, нашему знакомому. Усадил он нас за стол, чаем напоил и на нашу просьбу рассказать о старине, живо откликнулся. И вот что нам рассказал, изредка отрываясь, чтобы помешать угли в русской печке.

«Был я пацаном в деревне Алхимково и слышал от стариков, что на краю деревни давным-давно литовское побоище было, что и поныне там горушки малые, вроде круглых курганов есть, которые могилами убитых воинов считаются. А от женщин, работавших на ферме неподалеку от этих горушек, слышал, что ходит на эти горушки, обычно в августе месяце, не знакомая женщина в длинной темной одежде с желтыми глазами. Да не так ходит, как мы по земле ногами ступая, а как бы над землей парит, не касаясь ее. В сторону курганов-горушек она как тень двигается, а потом исчезает. Пугала она наблюдавших за ней, и в голову им не приходило следить, что тень на горушках делает. Считали местные, что навещает она на могилах своего убитого в литовском побоище жениха-князя. Да не в каждый день эта тень ходила, а именно в определенные августовские два дня, когда, видно, он смерть свою от ран принял…

Решили мы посторожить принцессу в один из ее дней. С нами был Михаил Федорович Белов и собака. Вдруг собака наша испугалась чего-то, стала прятаться, а мы увидели, как появилась принцесса и как дух сквозь плетень пошла, не потревожив его.

Мимо нас прошла, будто и не заметив, а мы от не холод почувствовали. Как нам и раньше говорили, опять она за ферму к горушкам прошла.

Спросили про принцессу у бабки Устиньи. Она нам и сказала: «В Лисьих Горах кладбище есть; оттуда она и приходит на литовское побоище, где ее князь-жених лежит»…

Смотрели мы ее следы на картофельном поле – нет следов. А на Лисьих Горах там теперь карьер, как и на горушках-курганах за фермой. Когда в карьере песок добывали, находили в нем и черепа и кости человеческие…

Со стороны Лисьих Гор, где тоже кладбище было, немудрено, что эта принцесса приходила. В той стороне Княжий холм был, да известно, что князь Боголюбский татар побил возле Баскак. Он же, наверное, и литовцев под Алхимково побил и сам там голову свою сложил. А так как он похоже уже христианином был (Бога любил), то и невеста его скорее всего православной была. На неотпетую могилу князя-жениха своего ходила только в 2 дня августа – поминальных в православии дня. Да и могилы знать не могла, а знала только место гибели его воинов на литовском побоище. Знать, молиться ходила за упокой их душ во дни поминовения.

После рассказа Василия Ивановича уточнили исторический факт существования Великого княжества Литовского на западе от Тверской и псковской земель с половины 13 века по 1795 год. Прочитали про частые набеги на тверскую землю литовцев и боевые столкновения их с русскими дружинами.

Вспомнили, что Пустораменка неподалеку от Алхимково, неспроста пустой называется. Опустошили ее и сожгли в ней храм Николая Чудотворца литовцы в 1604 году. (Писцовая книга 1627-1629 г.г.). Церковь эту построили два помещика Тимошка и Ромашка на рябинниковом холме в деревне Раменка (Писцовая книга Бежецкой Пятины 1545г). в 1627 году на ее месте значится «пустошь, что было село Раменка». В настоящем – на месте церкви – пруд.

И вполне реальным показалось нам захоронение князя-воина в районе горушек за алхимковской фермой, где по преданию было литовское побоище.

В представлениях многих народов души усопших по смерти продолжают свое существование в виде бестелесных субстанций, так называемых призраков или привидений.

«В южной приднепровской Руси ходят рассказы о синих огнях, вспыхивающих на могилах и курганах;

По мнению чехов, над могилами летают огненные душечки; и в блуждающих огнях они видят души отверженных грешников или скупцов, оберегающих зарытые ими клады; всякий проклятый за грехи осуждается по смерти на вечное странствование в сем мире и показывается то в виде огненного столба, то в виде человека, у которого язык и глаза – огненные…

(А.Н.Афанасьев. Души усопших. Кн.Древо жизни. «Современник», Москва, 1983 год).

Алхимковская принцесса являлась свидетелям-колхозникам на тверской земле в 50-х годах 20 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Рассказ В.И.Васильева из деревни Пустораменка, записанный с его слов Подрядчиковым В.А.

 

Просмотров: 359 | Добавил: kremeneckaya | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz