MENU
Главная » 2018 » Январь » 19 » Устное народное творчество: легенды, предания, сказки Рамешковского района как источник исторического краеведения.
22:07
Устное народное творчество: легенды, предания, сказки Рамешковского района как источник исторического краеведения.

 

(По материалам экспедиций Клуба любителей Рамешковской старины «Медведица» за 2016 год)

Сбор и систематизация фольклора имеют большое значение не только для языкознания, но и для исторического краеведения. Устное народное творчество (мифы, сказы, легенды, былины, песни, предания) является важным историческим источником[1].

В своем докладе мы хотим показать связь устного народного творчества с историческими фактами на примере творчества Петра Ивановича Акулова и материалов, полученных в результате наших экспедиций в 2016 году.

Петр Иванович Акулов

В 1901 году в селе Ведное (в то время Корчевского уезда Тверской губернии, а ныне Рамешковсого района Тверской области) родился Петр Иванович Акулов, собиратель устного народного творчества, сказочник, талантливый автор-самоучка. В течение многих лет Петр Иванович записывал легенды, сказки, пословицы, рассказанные односельчанами. К сожалению, из 800 с лишним страниц рукописного текста сохранилось немного: часть материала погибла во время оккупации города Калинина в период Великой Отечественной войны.

В 1961 году вышла его первая книга «Народная мудрость». После смерти Петра Ивановича, в 1997 году опубликована вторая книга «Тверские сказки».

П. И. Акулов сочетал в себе качества рассказчика, собирателя и писателя. Часть произведений создал сам, другие восстанавливал из детских воспоминаний, третьи записывал при случае. Когда он лишился ног, село Ведное и деревня Рыжково, находящиеся в нескольких километрах друг от друга, стали для него целым миром. Здесь он искал свой материал, изучил эту местность до мельчайших подробностей: каждая новая пословица, загадка, история, сказка не оставались незамеченными для Акулова[2].

Творчество Петра Ивановича изучено довольно хорошо. В работе кандидата филологических наук, журналиста Ксении Викторовны Бабковской «Русская сказка XIXXXI веков: Народная – наивная – массовая – литературная. На материале сказок Тверского края» представлен глубокий анализ творчества нашего земляка.

Мы же хотим обратить ваше внимание на сказку «Волшебное кружало».

Основа сюжета такова: герой сказки Осип добывает у злого колдуна главное его богатство - волшебное кружало (гончарный круг). Жена главного героя Агриппина отправляет своего мужа к своему бывшему хозяину, колдуну, живущему в местечке Замки, откуда она родом. Там, в подземелье, находится клад волшебника.

Небольшой отрывок из сказки «Волшебное кружало»: «...часовню на Замках ты знаешь. В северном направлении от часовни ты найдешь пруд. От пруда свернешь в лес, на запад; там, в лесу, найдешь заколдованную плиту с кольцом. Поверни кольцо с запада на восток, и плита, как дверь, откроется. Под плитой увидишь камнем выложенный колодец. Не бойся в нем утонуть – он пустой. В нем есть каменная лестница. Спускайся по ней. Спустишься – и увидишь камнем выложенную пещеру. Иди по ней до самого конца, пока не упрешься в дверь. Откроешь эту дверь и войдешь в комнату старца-волшебника»[3].

Так чем же интересен для нас именно этот отрывок? Как говорится, «сказка ложь, да в ней намек …». Дело в том, что Петр Иванович описывает вполне реальное место, которое когда-то действительно существовало и называлось Замки, или «Погост на Замках», где по преданию, записанному краеведом села Кушалино Г. П. Килейниковым, находился монастырь.

Е. А. Серов, составитель книги «Рамешковский район. Населенные пункты», опираясь также на записи Килейникова, пишет о Замках так: «В 19 веке на этом месте после утраты монастыря находилась церковь, затем часовня Николая Чудотворца и рядом пруд, в котором будто бы ежегодно менялся уровень воды – в праздник Перенесения мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, в народе – Никола Вешний (22 мая). Сюда приходили люди молиться. И если воды в пруду было много, то год, по многочисленным наблюдениям, прогнозировался сухим и жарким, а если воды в пруду мало, то дождливым и холодным. Паломники умывались, а некоторые купались в пруду, считая воду целебной и святой. В праздник Николы Зимнего также собиралось много народа, устраивались представления, гуляния, ярмарки»[4]. Мой отец, Подрядчиков Алексей Иванович, 1935 года рождения, уроженец д. Рыжково, хорошо знавший Петра Ивановича Акулова, рассказывал, что и его родители, ночью, тайно, также ходили туда на службу.

По сведениям, записанным Килейниковым, часовня на Замках была ограблена в 1918-1920 г.г. Народная молва приписывает это разбойникам по кличке «Гугупча» и «Чора», которые славились кражами.[5]

В писцовой книге Московского государства XVI века Шеский стан находим запись о погосте[6] на Замке: «На погосте: церковь собора Ивана Предтечи, деревянная, клецки, а дворы: двор попа, во дворе проскурница, да а келей, а живут в них старцы и старицы мирские, а питаются от церкви Божьей…»[7]

В период Советской власти недалеко от этого места располагалось подсобное хозяйство, а на «Замках» был разработан песчаный карьер, часовня была разрушена. Жители близлежащей деревни Минино рассказывают, что якобы какой-то областной чиновник, проезжая мимо этого места, увидев большое скопление народа, был так сильно, мягко говоря, рассержен, что распорядился, чтобы от этого места камня на камне не осталось.

Но и сегодня это место можно найти. На сорок втором километре автодороги Тверь-Бежецк, между деревнями Хохловка и Минино, в 100 м на запад, северо-запад, в сосновом лесу сохранился высохший пруд. Рядом с ним котлованы когда-то разрабатываемого здесь песчаного карьера. На дне одного из котлованов лежат останки деревянной часовни.

Но не только описание утраченного места Замки привлекает нас в сказке Петра Ивановича, а и информация о каменном колодце, служившем входом в подземелье волшебника, само подземелье, колдун и его клад. На первый взгляд все это может показаться плодом фантазии автора, но на самом деле давайте вспомним, сколько бытует всевозможных легенд о подземных переходах, тайниках, пещерах. В с. Кушалино жива легенда, записанная тем же Келейниковым , «… будто от Смоленской церкви идет подземный ход, который, возможно, выходил к реке в районе старой пекарни. Подземный ход, видимо, существует, но он так заделан, что его трудно найти, а выход завален огромной плитой»[8]. О подобном подземном ходе живы легенды и в деревне Кузнецово, и в селе Замытье. В Киверичском с/п также существует легенда о большом подземном ходе на погосте Козьмы и Демьяна. Думается, что везде, где сохранились старые храмы, существуют подобные легенды. Оказывается, рассказы о церковных подземельях вполне реальны. Дело в том, что вплоть до середины XIX века при закладке новой церкви предусматривали подземные ходы, по которым, в крайнем случае, можно было покинуть здание. Причём, при прокладке таких ходов учитывалось много факторов. Например, ход должен был вести к воде - реке, озеру, пруду. А в отсутствии таковых – в лес, но недалеко от дороги. Во многих церквях и монастырях подземелья имели автономные источники воды. Кроме того, подземные ходы, помимо чисто утилитарного значения, имели еще некоторый сакральный смысл. Так что если принять во внимание, что в Замках существовал когда-то монастырь, то, по всей видимости, был и подземный ход, и поэтому П. И. Акулов дает не только точное описание места Замки, но, возможно, и такое же точное описание реально существовавшего подземелья.

В подтверждение существования каменного колодца и подземелья и даже клада может послужить рассказ жительницы села Кушалино Черных Веры Алексеевны, 1959 года рождения, уроженки д. Стояново, расположенной примерно в полутора километрах от Замков, в юго-западном направлении. «По преданию на Замках стояла церковь, которая провалилась под землю, в результате чего образовался пруд. А церковь провалилась во время службы, даже люди погибли. У нас в Стоянове все это знали. И вот рядом с прудом стали ставить часовенки. И вот даже я помню, наши бабушки в Стоянове, в престольный праздник, надевали белые платки, во всем белом ходили туда. Вот именно на праздник, с утра, они шли на водосвятье, приносили эту воду даже домой. Это на Николу Майского, но они говорили Николу Зарайского. Они там пели и по пруду этому смотрели, какая погода будет. А вода-то эта никогда не портилась. И год и два хранилась. Этот пруд никогда не цвел. По моей памяти берега пруда стали обваливаться, и вода стала уходить. И вот на дне пруда был каменный колодец. В то время геодезисты ставили вышку на Замках и они эхолотом не могли определить дна колодца. А еще они брали пробы воды в колодце и нашли в ней частицы серебра. Поэтому вода в пруду некогда не цвела. На подсобном хозяйстве, которое находилось метрах в ста от Замков жила моя подруга Марина, она сейчас в Москве живет. Вот она рассказывала, что местный мужик там клад все искал, но сгинул, пропал. Но клад там все-таки был, и нашел его случайно житель д. Минино, который сразу уехал в Москву».

Более точную информацию о существовании каменного колодца, к сожалению, получить не удалось. Но, как видно из этого рассказа, поверье о существовании клада, бытовала в округе давно. Возможно, что разбойники, которые ограбили часовню на Замках в 20 годы, искали что-то большее, а не только церковную утварь.

Легенды о провалившемся городе или церкви очень широко распространены. Только на территории нашего района их несколько. Это и город Рахманец, город в местечке Кидомля, церковь на озере Святое, часовня на месте родника возле с. Замытье. Но ближе всего по сюжету к поверью о провалившейся церкви на Замках относится легенда, связанная с опустошительными разорениями, нанесёнными литовскими захватчиками и их пособниками из числа бояр и казаков в смутное время селу Раменье, а ныне д. Пустораменка. В те времена, якобы, в селе была церковь, которая ими была осквернена и провалилась, образовав пруд, сохранившийся до наших дней …[I]

  • В 1616-1618 гг польским королем Владиславом была вновь развязана война. Вражеские конницы появились под Кашином и на Бежецком Верхе Не прошли они мимо и села Кушалино, лежащего на их пути, об этом имеются сведения в архивных документах: «В 126г. /1618г./… жил в Кушалине в Рождественском монастыре в своем домишке Нестор Максимов, сидел там от литовских людей». Записано предание о высеченной подкове на полу Кушалинского храма, будто литовско-польские захватчики осквернили храм, въехав в него на лошадях. Не прошли разбойники, наверняка, и мимо погоста на Замках, находящегося всего в 6 верстах. По-видимому, погост был разграблен и уничтожен, в результате чего и возникла легенда о провалившейся (сожжённой) церкви, и образовавшемся на ее месте пруде. Так же можно предположить, что кому-то из жителей погоста удалось спастись при помощи подземного хода, от них и пошло поверье о существовании подземелья.

Сюжет с колдуном и связь его с местечком Замки в сказке «Волшебное кружало» также не случаен. Колдуны и ведьмы, по представлениям русского человека, - обыкновенные люди, живут среди людей, всем в деревне известны, и деревенские жители входят с ними в постоянные сношения и даже обращаются к ним за помощью и советом во всех трудных случаях жизни.[9] Из рассказов моего отца, в деревне Рыжково в период творчества П. И. Акулова жила женщина, которую также считали ведьмой – колдуньей, но тем не менее, это не мешало им мирно сосуществовать в одной деревне.

Из рассказа Валентины Алексеевны Черных о деревне Стояново (расположена примерно в полутора километрах от Замков, в юго-западном направлении): «По жизни деревня Стояново называлась деревня колдунов. Наши-то многие знают. Сейчас-то там местных уже никого не осталось, одни дачники. Последняя ведьма в деревне умерла еще при мне, когда я еще в деревне жила, лет пять назад. Напротив дома моей бабушки был такой небольшой домик, и вот ребятишками (нас тогда много было) то они к нам бегали, то мы к ним. И вот сидим у них дома, на печке, а их мама яички в сите несет. А дети и говорят: «А у нас бабушка яички кладет». Мы спрашиваем: «А как у вас бабушка яички кладет?» «А сядет,- говорят,- на корзинку, поквохчет, поквохчет, а там яичко.. ». Когда эта бабка умирала, вся деревня собралась возле ее дома. И вдруг видим, все окна нараспашку открываются, и все гости, что в доме были, все через окошки вылетели, и всех их трясет от страха. Все перешли на нашу сторону, к нашему дому и стоят. Час стоят, два, боятся идти. А там у них в доме как все заходило, как все завыло, как там все закружило, в общем, жуть была несусветная. Время идет, а идти-то надо, бабка-то там одна. Умерла, то ли нет. Собрались и пошли снова в дом. И вот сноха этой бабки смекнула: веник лежал на пороге. Подняла она веник, поставила его в сторону - и все тихо стало. А потом и за ней, за снохой, стали замечать способности… У нас механизированные бригады в колхозе были. И вот бригадир дядя Коля Шальнов с Перелог, а моя бабушка их кормила, ну вот, он часто все говорил: «Ну, баба Мань, опять ваши колдуны наколдовали». То запчасть у них какая- то отвалится, то кто-то покалечится, то еще что случится. «Не люблю я вашу деревню», - говорил дядя Коля... Много всяких чудес у нас в деревне было. Мой дядя, брат моей мамы, однажды встретился с колдуном. Возвращался как-то он с охоты через поле. Смотрит, а колосков-то нет. Стерня голая стоит, и все так ровно. Смотрит дед какой-то идет, и дядя у него спрашивает: «Что это такое, что за чудеса-то такие, почему колосьев-то нет, да так ровно, как будто постриг кто? И следов нет». А дед говорит: «А хочешь узнать кто? Положи рубль бумажный, а на него рубль железный и выстрели в него. Тот, кто это сделал, к тебе ночью придет. А дядя побоялся, не стал стрелять, а этого деда больше никогда не видел. Но по жизни Стояново - это деревня колдунов».[10]

Следуя этой информации, можно предположить, что прообразом колдуна из сказки мог послужить один из реальных жителей близлежащей с Замками деревни Стояново, называемой в народе деревней колдунов.

Из всего сказанного выше становится понятно, что сюжет сказки тесно связан не только с реально существовавшим местом «На Замках», но и, по всей видимости, с реально существовавшими каменным колодцем, подземельем, кладом и даже колдуном. Мы не можем сказать, в результате чего из-под пера Петра Ивановича родилась эта сказка: то ли это авторская работа, то ли пересказ услышанного. Но сюжет описания места Замки, колодца, подземелья, наличие клада позволяют нам говорить о том, что данная сказка является одним из важных звеньев разрозненной информационной цепи о таком интереснейшем и неблагодарно забытом историческом месте нашего района, как погост на Замках.

 

В. А. Подрядчиков.

 

Использованная литература:

 

[I] А. С. Лебедев приводит в своей публикации запись из писцовой книги за 1627-1629 гг.: «Вотчины Живоначальная Троица – Сергеева монастыря, дача Андрея Иванова сына Полуехтова 60 году…(1551/1552) пустошь, что было село Раменка, а в ней храм Николы Чудотворца, сожжен от литовских людей в 112 году (1604 г.)»

 

[1] Историческое краеведение. Г. Н. Матюшин. Стр. 88

[2] Петр Акулов – сказочник из Тверской губернии. На грани фольклора и литературы. К. В. Бабковская. Журнал Живая старина 2012 г. №1

[3] Акулов П. И. Тверские сказки / Л. М. Концедайло, О. В. Смирнова // Серия "Тверской фольклор"

[4] Рамешковский район. Населенные пункты / А.Е.Серов. — Тверь: Альба, 2001. — 926 с. — (Энциклопедия "Тверская деревня")

[5] Интернет ресурс http://vlad18102010.narod.ru/index/0-15 /Рукопись Г. П. Килейникова

[6] Погост – центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII века погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее – сельское кладбище.

[7] Писцовые книги московского государства XVI в. Шезкого стана

[8] Интернет ресурс http://vlad18102010.narod.ru/index/0-15 /Рукопись Г. П. Килейникова

[9] Повседневная жизнь колдунов и знахарей России XVIII – XIX веков /Н. В. Бадур

[10] Аудио запись 03.02.2017 /П на Замках В. А. Черных.

Просмотров: 1000 | Добавил: kremeneckaya | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz