MENU
Главная » 2018 » Январь » 14 » Венок судеб дворянских. Стольники Бояшевы - дворяне Бежецкого уезда.
16:00
Венок судеб дворянских. Стольники Бояшевы - дворяне Бежецкого уезда.

Одним из старейших дворянских родов в нашем, Рамешковском, районе (часть Бежецкого уезда) по праву можно назвать род стольников Бояшевых.

В начале хотелось бы напомнить читателю о том, кто же были стольники и какое место при Государе они занимали. Итак, в Русском Царстве стольник — дворцовый чин, затем придворный чин в XIIIXVII вв. Первоначально в Древней Руси — придворный, прислуживавший князьям и царям за столом во время торжественных трапез, а также сопровождавший их в поездках. По росписи чинов XVII века стольники занимали пятое место после бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. В стольники производили из дворян. Стольники на пирах принимали блюда с едой у служителей, которым было запрещено входить в комнаты царя. Во время пиров стояли у столов. Позднее стольники назначались на приказные, воеводские, посольские и другие должности. Стольники также бывали судьями в московских приказах. Стольники принимали участие во всех посольствах, иногда назначались послами. Последний носитель этого звания (уже после введения Петром I Табели о рангах) — Василий Фёдорович Салтыков, брат царицы Прасковьи Фёдоровны.

О родоначальнике Федоре Михайловиче мы точно можем сказать, что в Москву он прибыл в 1601 году как челядник Степана Александровича Волоцкого, боярина в царствование Бориса Годунова.Следует сказать, что служба Федора Михайловича и его военная карьера состоялась в Смутное время, когда все воевали против всех.

О приезде Бояшева в Москву свидетельствует Местнический справочник XVII в: «Во 132 году Федор Михайлов сын Бояшев меньше был князя Микифора княжь Яковлева сына Мещерского в полкех. 7109 (1601 год) года выехал служить государю к Москве Степан Волоской, а наперед себя прислал к государю с Бобриком обестить про свой выезд челядника своего двора Федку Михайлова сына Бояшева. А челядник его, к Москве в Посольской приказ приехав, и про выезд Степана Волоского ( убит в 1607 году)в Посольском приказе сказал, а челяднику его Федке Бояшеву из Посольского приказу учинен корм поденной по две гривны на день, а питье с Дворца против указу, а Степана послал приймать и в приставех у него до подхожего стану был Остафей Пушкин да Михайло Новосил(ь)цов. Во 132 году Федор Бояшев меньше был Степана Хрущова в полкех. Во 137 году Федор Михайлов сын Бояшев меньше был Ивана Благого в полкех.»

В книге С. Б. Весоловского « Ономастикон древнерусские имена, прозвища и фамилии» указывается, что к 1611 году Ф.М. Бояшев уже ротмистр, московский дворянин.

В ноябре 1616 году Бояшев Ф.М. - Кашинский воевода, о чем свидетельствует, дошедшая до нас отписка: Отписка Кашинского воеводы Федора Бояшева о задержке им в Кашине по случаю осадного времени служилых людей, прибывших в отпуск; грамота ему о высылке тех служилых людей и его ответная отписка.

«Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа русии холоп твой с Кашина Федка Бояшев челом бьет. В нынешнем, государь, в 124 году ноября в 9 день приеxaли, государь, в Кашин с Москвы Иван Семенов сын Беклемишев, да Исак Степанов сын Щербачов, а сказали, государь, что они отпущены от тебя, государя, с Москвы в Кашин для запасов ненадолго, и я, государь, холоп твой, того Ивана Беклемишева да Исака Щербачова из Кашина для осадного времени не отпустил, потому что Лисовского приходу чаяли вскоре к Кашину; да здеся же, государь, в Кашине живут стряпчие, жильцы и дворяне: Иван Михайлов сын Милюков, князь Иван княжь Григорьев сын Барятинской, Данило Денисьев сын Самарин, Ермолай Назарьев сын Милюков, Иван Богданов сын Воейков, князь Ларивон княжь Дмитpиeв сын Барятинской, Лукьян Лихарев, Офонасий Аничков, а поместья, государь, у них и вотчины в Кашинском уезде, и они, государь, хотели ехать к тебе, государю, к Москве, и я, государь, холоп твой, тех дворян до твоего государева указу из Кашина для осадного времени не отпустил, и о том, государь, мне холопу твоему как укажешь.

Помета: «отписать: велеть всех выслать на службу тотчас, а у себя их не держать».

Выдержа их разрядной книги 1617 года свидетельствует, что Федор Михайлович воевал Кашин и Углич на стороне первого царя из династии Романовых, освобождая Тверскую землю от польско-литовской интервенции.

Действительно: «Государю Михаилу Федоровичу всеа Русии из Кашина боярин Князь Иван Ондреевич Хованской с товарыщи, что Июля в 11 день писали к ним в Кашин из Городецка Левонтей Погожей да подьячей Яков Гневашев: приехали к ним на Городетцкой подъезщики; а сказали что Литовские многие люди пришли в Городетцкой уезд и стали в Онтонове монастыре, да в селе в Хабатцком, да в Микифоров; а чаятъ от них тово, что идут в Замосковные городы. И Федору Бояшеву Юртовских Татар и Астараханских стрельцов по спискам пересмотреть всех на лицо, и итти с ними с Москвы Углецкою дорогою на Углич, или где пригоже, к Литовским людем ближе, а пришод на Углич взять ему у воеводы у Петра Данилова дворян и детей боярских Углечан всех без выбора и списки имян их; а взяв велети им быти с собою, и разослать тотчас по всем дорогам подъезды частые, и велети про Литовских людей вестей всяких проведывати, а в городы: в Кашин, в Бежецкой верх, в Пошехонье, на Романов отписати от себя к воеводам, чтоб они по Государеву указу дворян и детей боярских и Романовских Татар выслали к нему тотчас. Да где Литовские люди объявятца, и ему прося у Бога милости итти на Литовских людей, где их скажут, и над Литовскими людьми промышлять на городех и на станех и в крепких местех, сколько Бог помочи подаст и смотря по тамошнему делу; и тово искати, чтоб прося у Бога милости над Литовскими людьми поиск учинить, и в Замосковные городы в войну их не пропустить. И с Федором Погожим ссылатися и писати к нему, что он Федор Бояшев со многими людьми з дворяны и з детьми боярскими и стрельцы и с Татары над Литовскими людьми промышляет. А Федору Погожему над теми людьми промышлять велено же и по вестем итти ему велено в Торжок, а Федор бы Погожей по Государеву указу на Литовских людей шол и с ним сходился и промышляли за одно. А как он на Литовских людей пойдет, и ему дорогою итти бережно и усторожливо и на станех ставитца в крепких местах. А на походе перед собою и по сторонам посылати подъезды частые и велеть про Литовских людей вестей проведывать и беречь накрепко, чтоб Литовские люди на походе и на станах безвесно на него не пришли и дурна какова не учинили. А ходить ему на Литовских людей лехким делом без кошей, чтоб Литовских людей сойти и прося у Бога милости над ними поиск учинить. А будет ково Литовских людей или Руских воров, которые ходят с Литовскими людьми, возмут в языцех, и Федору Литовских людей и Руских воров велеть пытать на крепко, и огнем жечь, и у пытки роспрашивать: многие ль Литовские люди пришли, и откуды и котораго полку, и куда идут, и долго ль им в тех походах быти, и что их умышленье, и где Гасевской, и что его умышленье; да что в роспросе и с пытки учнут говорити, и ему о том писати ко Государю тотчас, да и по городом, куда пригоже, к воеводам всякие вести писати же, а самому по вестям смотря, и прося у Бога милости над Литовскими людьми промышлять, сколько Бог помочи подаст. А однолично ему на Увлечь итти тотчас, чтоб с

Москвы поспеть на Углечь в два дни, и про Литовских людей проведыват, и Государевым делом над Литовскими людьми промышлять сколько Бог помочи подаст. А котораго числа на Углечь придет, и сколько с ним ратных людей будет, и что про Литовских людей вестей объявитца, и ему тотчас отписать ко Государю. А однолично итти с Москвы и промышлять над Литовскими людьми не мешкая нигде ни часу.»

Из работы В.И. Сергеевича «Древности русского права» можно узнать прелюбопытный факт, касаемый опалы Бояшева Федора Михайловича в 1627 году .

«В 1627 г., в праздник Вербного воскресенья, у государя обедали два боярина, один окольничий, два думных дьяка и 18 дворян. Эти бывшие стольники названы дворянами, из боярских же книг XVII века видно, что они все состоят в списке московских дворян. По какой причине делалось такое возвращение в прежнее звание, этого мы не знаем; но можно утверждать, что оно делалось не в наказание. Это видно из того, что на обеде 1627 г. сперва названы девять фамилий бывших стольников, т.е. исключенных, а за ними уже девять фамилий московских дворян, которые в стольниках не были. Если исключенным дали первое место, то, конечно, потому, что они прежде были придворными, а теперь не находились в немилости…» . Отметим, что в данной работе приведен список придворных, принимавших участие в обеде. Среди бывших стольников отмечен и Бояшев Федор Михайлович.

С 1631 по 1633 год Бояшев Федор Михайлович - верхотурский воевода, о чем свидетельствует царская грамота, в которой приказывается сыскивать беглых ясачных людей.

Весной 1638 г. ожидался «приход крымского царя и крымских и нагайских людей» в отместку за то, что донские казаки взяли турецкую крепость Азов летом 1637 г. Осенью того же года крымский царевич Сафат-Гирей совершил набег на русские южные города; на следующий год татары намеревались прорваться к «перелазам» р. Оки. Поэтому 1 апреля 1638 г. в Переяславль–Рязанский были отправлены полковыми воеводами боярин кн. Дмитрий Михайлович Пожарский – герой русского освободительного движения 1611–1612 гг. (первым воеводою) и дворянин Федор Михайлович Бояшев (вторым воеводою).

 

Как складывалась судьба Федора Михайловича далее, нам достоверно не известно. Однако, мы знаем, что у Федора Михайловича был сын. За свою военную службу Федор Михайлович был жалован поместьями, хотя записи о владении поместьями сохранились лишь в отношении его сына Григория Федоровича.

В переписной книге от 1646 и 1678г. при царствовании царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича мы видим уже сына Бояшева Ф.М. Григория Федоровича владельцем нескольких поместий, в том числе и д. Сивцово. Так же за Григорием Федоровичем числилась деревня Григорово и село Ивановское Бежецкого уезда.

Бояшев Григорий Федорович с 1658 года жалован в стольники

«...За стольником за Григорием Федоровым сыном Бояшевым половина села Ивановского... да за ним же за Григорием его по приправочным книгам четыре деревни... деревня, что была пустошь, Сивцово...». В переписной книге 1678 г. говорится: «Да в вотчинах:... за стольником Григорием Федоровым сыном Бояшева... сельцо Сивцово.. ., с. Ивановское, а в нем церковь Воскресенья… да деревня Григорово..»

А так же стольник Григорий Федорович Бояшев владения имел в Бежецком уезде., Городецкий ст, с. Байково.

В 18 веке, видимо, род прекратил свое существование, поскольку в переписи 1710 года указано, что одно из поместий описано на Великого Государя. В пользу этой версии, говорит и то, что д. Сивцово в 18 веке так же не принадлежит уже Бояшевым.

  • Рамешки, 2017 год. Воронина О.В.

 

Библиография:

 

  1. А.Е.Серов. — Тверь: Альба, 2001. — 926 с. — (Энциклопедия "Тверская деревня")
  2. Академия наук СССР отделение истории архив АН СССР С. Б. Веселовский «Ономастикон древнерусские имена, прозвища и фамилии» Издательство "НАУКА" Москва. 1974
  3. Акты Московского государства: Том II. Разрядный приказ. Московский стол. 1635 - 1659 гг. Москва.
  4. Интернет ресурс http://genealogia.ru
  5. Местнический справочник XVII в. Вильна. 1910
  6. Перепись 1710 года: Тверской уезд: Шеской и Кушальский стан: Сказки, поданные дворянину Родиону Федоровичу Грязного (РГАДА. Ф.1209. Оп. 1. Д.16086. Л.1-250)
  7. Разрядная книга 7125 года // Временник императорского общества истории и древностей российских, Книга 3. 1849
  8. Сергеевич В.И. «Древности русского права» 3-е изд., с переменами и доп. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1908.
  9. Ф. Г. Солнцев Альбом "Одежды Русского государства". 1869.
  10. Царская грамота верхотурскому воеводе Федору Бояшеву, о сыске беглых ясачных людей // Акты исторические. СПб., 1841. Т. 3. № 170. С. 312. С 1631 по 1633 год

 

Просмотров: 552 | Добавил: kremeneckaya | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz