MENU
Главная » 2019 » Февраль » 13 » Картины деревни в русской литературе. Здесь - русский дух, Здесь Русью пахнет
14:11
Картины деревни в русской литературе. Здесь - русский дух, Здесь Русью пахнет

Разбирая архив семьи старого священника села Мохнецы, еще тогда относящегося к Бежецкому уезду, о.Виктора Невского, нашла пожелтевшую книжечку 1910 года. Она называется «Русские самородки в жизнеописаниях и изображениях». В ней было о народных певцах, сказителях русского севера, а именно: Иване Трофимовиче Рябинине и Василии Петровиче Щеголенке.

Оба они из крестьян Олонецкой губернии – родины поэта Николая Клюева, места ссылки нашего тверского земляка, поэта, писателя, краеведа Федора Николаевича Глинка. Его имение в Кузнецово, неподалеку от Рамешек, и ныне влечет туда историков и краеведов.

От имения остался, правда, старый флигель барского дома, каскад прудов и остатки барского парка, усадебная Троицкая церковь, старое кладбище…

Но, вернемся к сказителям, певцам былин, которых мог видеть и слышать Ф.Н.Глинка.

Сказители пели о русской старине. Песни их назывались «старинки». При этом, любопытно, что в них действовали герои землепашцы или ратники Киевской Руси – прародины сказителей северян.

Во время исполнения «старинок» Сказитель являлся истинным просветителем и воспитателем своих слушателей в деревенских избах.

«Долгие зимние вечера, - говорит А.Грузинский, - от сумерек до глубокой ночи, проходят иногда за пением былин. Соберется народ в избу вязать сети, и сказитель – какой-нибудь деревенский портной, странствующий из деревни в деревню, - начинает петь. Под плавный напев былины развертываются перед слушателями картины древней русской жизни: о богатырях, о сражениях их с «погаными» (татарами) или половцами, об осажденных ими городах, победах или поражениях русских дружин. Среди них герои: Владимир – Красно-солнышко, Илья-Муромец, Вольга, Добрыня… среди них, в дружинах, встречались и люди с червоточиной в характерах.

В размеренном, долгом пении сменяются картины битв, страданий раненых воинов, их мучении в плену, картины бегства из плена…

Слушатели напряженно внимательны, возгласами реагируют на события».

Рыбаки, к которым однажды забрел на промысел Рябинин, говорили ему:

-Если бы ты к нам жить пошел, мы бы на тебя работали. Лишь бы ты нам сказывал, а мы тебя слушали.

Былины расширяли духовный кругозор крестьянина. Его понятия уже не замыкались его волостью или рамками личной жизни. Он чувствует свою связь с целым рядом прошлых поколений. Перед ним движется «в лицах» добро и зло человеческой души, со всеми их последствиями. Он свободно участвует в их оценке и вырабатывает в себе более широкие нравственные основы жизни.

Теперь нам понятна польза, которую получали русские люди, слушая былины. Теперь понятна и заслуга «старинщиков», как истинных просветителей крестьян нашего Севера. А потому каждому должно быть интересно узнать о лучшем из таких людей.

Далее приводим текст из книги «Русские самородки», вып.IХ со стр.62,63,64.

Олонецкий крестьянин Василий Петрович Шеголенок родился в деревне Боярщине, Кижской волости, в 1806 году. Отец его занимался крестьянским делом, но надо знать, что в Олонецкой губернии одним этим семью и себя не прокор­мить. Земля там плохая, много лесов, болот и камней, а главное - там холодно, лето короткое. Поэтому большинство крестьян занимается еще каким-нибудь промыслом. Петр Щеголенок занимался сапожным ремеслом и обучал этому ремеслу и сына с детства. Отец Васи совсем почти не пел: если знал он две-три былины, то путал их и при людях петь не решался. И особенно не решился бы он петь при своем старом отце или брате Тимофее. Оба они были большими мастерами по части пенья и знали ста­ринок больше, пожалуй, чем все остальные крестьяне Боярщины. Старик пел хорошо, мяг­ким голосом, не торопясь, редко забывая в песне какое-нибудь слово, хотя в то время, когда Вася стал подростком и мог «перенять» от него старинки, - старик стал заметно дряхлеть. Но чего не запомнит, бывало, старик, - все это поправит ему Тимофей. Тимофей приходился дя­дей Васи. Был он человек убогий, без ног. К крестьянскому делу Тимофей совсем не был способен и целые сорок лет провел в избе, редко выползая на улицу. Сидел он в углу избы, на одном и том же месте и помогал брату в сапожном деле.

Когда Василий стал стариком, когда про него узнали в Петербурге, и в Боярщину приехал академик А.Гильфердинг, - то он сам не мог определенно сказать, от кого он больше узнал старинок: от деда, или от безногого дяди. Кажется, больше от второго, потому что с ним проводил и большую часть времени. Кроме того, Василий Петрович узнал немало старинок также и от других стариков, и из своей деревни, и из чужих. Память у Щеголенка была удивительная. Он не только помнил много сти­хов, но помнил их точно: ни одного стиха не изменит, сколько раз ни стал бы петъ, как будто пел по книге. И если когда-нибудь раньше он сделал изменения, то каждый раз будет повторять их. На самом же деле он не знал грамоты.

В детстве никто его не обучил чтению или письму, а затем, уже в зрелые годы, Щеголе­нок полагал, что учиться ему поздно. Человек он был набожный, богобоязненный. Любил он ходить по монастырям, слушать божественные книги. А так как память у него была удивительная, то великолепно помнил прослушанное хоть одна­жды. В свою речь он любил вставлять разные изречения из священных книг, любил говорить «по-книжному», так, что на первый раз, кто его не знал близко, мог бы подумать, что Щеголе­нок -из духовного звания. Поэтому и из ста­ринок, которые знал Шеголенок, он больше любил те, которые напоминали божественное: житие святого, поучение, какой-нибудь стих церковный и т.д. Такие старинки называются «духов­ными стихами», и обыкновенно их распевает нищая братия.

Пел Василий Петрович Щеголенок былины про Илью-Муромца, про Садко, Соловья - разбойника, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Исполнял свои былины Щеголенок и в Петербурге в 1871 году. Умер В.П.Щеголенок в 1882, он был одним из последних достопамятных «старинщиков» Олонецкого края.

В заключение следует отметить, что книга «Русские самородки» в семейном архиве Невских выглядит зачитанной до ветхости. Она войдет в экспонаты музея сельского священника при Богоявленской церкви села Никольское Рамешковского района Тверской области.

 

Материал подготовлен

Т.Н.Кременецкой

дер.Филиха

 

 

 

Певец былин Рябинин.

 

Певец былин Щеголенок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 366 | Добавил: kremeneckaya | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz