17:50 В карельских деревнях. Карелия в XVII веке | |
Первые годы XVII века прошли в Карелии спокойно. Правительство Василия Шуйского заключило со шведами мир и, за помощь в борьбе с поляками, пришедшими на Русь, отдали шведам Карельский уезд. Но карелы воспротивились этому и восстали против шведов, долго не отдавали город Карелу. Шведы были сильнее, подавили все очаги сопротивления, опять разорили карельские погосты и захватили все новгородские земли. Управление карельскими землями под властью шведов осуществлялось из Новгорода русской администрацией: суды, сбор налогов, наказания. При этом в годы оккупации в Карелии стояли шведские войска. Но не только они грабили население, а и украинские банды казаков – черкас. Местное население с помощью новгородских воевод оказывало решительное сопротивление черкасам. При этом черкасы действовали вместе со шведами. К ним присоединились позже поляки и литовцы. Карельское население отчаянно сопротивлялось всем интервентам. Край пустел от разорения и начавшегося голода. Многие крестьяне стали уходить в другие места, в том числе в Соловецкий монастырь. Вся эта кровопролитная интервенция заключилась в 1617 году Столбовским миром. По нему Карельский уезд надолго отошел Швеции. Шведы стали заселять его финнами и солдатами из своей страны. Вот тогда-то и начали карельские крестьяне переходить на сторону Московского государства, правда, еще тайно, отдельными группами. Открыто могли уходить только дворяне, боярские дети, посадские люди и монахи. Официально запрещено было крестьянам и священникам покидать Карельский уезд. При этом шведы насаждали здесь лютеранскую веру, вплоть до репрессий, тем, кто отказывался и льгот тем, кто её принимал. Однако карелы стойко стояли в православной вере и активно потянулись в Россию в качестве беглецов. Шведы, конечно, требовали возврата беглецов. Но московское правительство всеми правдами и неправдами старалось их не возвращать. Шведы настаивали, но крестьяне все равно убегали, а те, кто их принимали как перебежчиков, не выдавали их правительственным московским сыщикам. Московское правительство хитрило, лавировало, чтобы перебежчиков не возвращать. И, наконец, в 1650 году согласилось выкупить у шведов беглых карел за 190000 рублей. После интервенции Новое правительство Романовых стало подсчитывать оставшееся разоренное население Карелии, увидело его бедственное положение и разрешило запахивать крестьянам опустевшие земли. При этом увеличивало и налоговое бремя на крестьян. Но все-таки крестьян щадили, а основные налоги налагали на посадских (городских людей): ремесленников, торговцев, промышленников. Собирали налоги местные выборные представители, обычно это были люди зажиточные. Они должны были покрывать недоимки с крестьян. Естественно, они это делали, закабаляя крестьян зависимостью. Дело ухудшалось для крестьян введением подворной подати. Это вызвало уход с земли многих крестьян-бобылей. Уходящие стали наниматься в работники к зажиточным. Любопытно появление «обельных» крестьян, которым давали льготы за услуги государству. Например, обельные грамоты получили крестьяне за услуги матери царя Михаила Романова инокине Марфе Ивановне, когда она была сослана в Карелию. Об этом писал наш земляк Ф.Н. Глинка. К середине XVII века Карелия в составе Московского государства была выделена в самостоятельную административную единицу. Лопские погосты В этих погостах русских было мало, всё больше карел – лопарей. Лопарям было дано право самоуправления. Они сами выбирали своих старост, судеек и целовальников. Был у них свой нарядчик, вроде воеводы, для защиты от литовских и немецких людей и русских воров. При царе Михаиле Романове лопские погосты были подчинены Москве. К тому времени в них скопилось довольно много выходцев из Карельского уезда, бежавших от шведов. Населению лопских погостов были даны льготы; и велено было «крестьян и лопарей от всяких обид и насильств оберегать». Ведь граница проходила у лопских погостов – нужна была надёжная преданность Москве, отсюда и льготы. Особо важными были беспошлинные торговые операции для лоплян. Оттого в них процветали ремёсла, промыслы и, связанная с этим, торговля пушниной, железом, рыбой, солью со свейскими пограничными немцами – финнами. Именно к финнам ходили с торговыми целями коробейники из лопских погостов и пели там свои руны. Эти руны и записал финский ученый Элиас Лённорт. Особенно много их записал в районе Костамукши. | |
|
Всего комментариев: 0 | |