10:44 На берегах Медведицы. | |
Мы (как и все славяне) – все-таки поляне В том смысле, что привыкли жить в полях… Мы – русь – леса полили, чтобы сделать их полями. Для нас в полях живет Добро, а в чаще леса – Страх. Иль нет – не страх, а нечто в самом корне нелюдское, Стихия дикая, которую опасно ворошить, Лес – мирострой кондовый, допотопный, с коим Ужиться рядом можно, но внутри не стоит жить. Владимир Солнцев
Часть I
Сказочные были. Эпиграф к первой части книги «На берегах Медведицы» взят составителем из стихотворения его сокурсника по географическому факультету Московского Университета Володи Солнцева. Этот юноша на геофаке не только учился, но и писал стихи, прекрасно рисовал. В зрелые годы он состоялся как ученый-исследователь в области географии. Им написаны по специальности книги «Системная организация ландшафтов», «Структурное ландшафтоведение». Преподаватель, профессор МГУ Владимир Николаевич Солнцев, побывавший с экспедициями во многих уголках нашей страны, также состоялся как поэт и художник. Доказательством этого явилась его прекрасная книга «Сумма путешествий», из которой составителем взять эпиграф к «Сказочным былям». Книга дошла до автора сборника «На берегах Медведицы» через 55 лет после окончания МГУ, как подарок от ее автора. Судьба составителя и автора сборника сложилась сходно с В.Н. Солнцевым. Полевая геология, экспедиции по стране, исследовательская научная деятельность в области геологии сменились для него ближе к пенсии переездом в сельскую местность. В ней началась его краеведческая исследовательская деятельность. Она сначала была индивидуальной, а позднее влилась в деятельность «Клуба любителей Рамешковской старины Медведица». «Сказочные были» создавались Т.Н.Кременецкой для театра при клубе «Медведица», как популярное изложение открытий и находок клубных краеведов, а также – тверских археологов, историков и писателей, трудившихся на ниве изучения истории Тверского края.
Предисловие.
Книжица, которая лежит перед Вами, читатель, зарождалась исподволь, медленно, но родилась довольно быстро. Зарождению предшествовал долгий период исторических, археологических, краеведческих исследований разных авторов. Но, главное – долгое вековое освоение берегов реки Медведица сначала охотниками и рыболовами, а впоследствии земледельцами разных народов и их племен. Первыми упоминаются на Медведице племена меря и весь финской группы народов, позднее – славяне ильменские, славяне смоленские – кривичи (их называют балтами); еще позднее к славянам русичам (русским) вновь подселились финно-угорские племена карел. Когда все перечисленные народы приживались на берегах Медведицы и начинали осваивать богатый пушниной, зверями, птицей, пчелами, лесной край, стало среди них появляться и много желающих пограбить здешних аборигенов. Так как река Медведица берет свое начало из родников безымянной возвышенности неподалеку от Вышнего Волочка, то попасть в нее тем же предприимчивым варягам из Скандинавии не составляло особого труда. Тоже самое и с низов ее, со стороны Волги, в которую эта река впадает. Ушлых варяг на грабеж вдохновляли как их наниматели, волжские булгары со средней Волги, так и хазары – с низовьев Волги. По всем этим причинам киевским князьям, новгородским боярам, владевшим землями на Медведице, приходилось строить укрепленные не только сторожевые, но и боевые городки – крепости. Там размещать боевые дружины, администрацию для сбора податей с местного населения и всякого иного хозяйственного управления территорией. До наших дней дошло предание о двух городках на Медведице – Рахманец и Городец – Палец. Первый основан новгородским боярином Рахманом, второй – новгородцами, как волостной центр волости Городец-Палец Каменского стана Бежецкого Верха. Возможно, укрепленных городков было и больше, но сведения о них пока сокрыты. Скрыть их могла та же речка медведица. В половодье она довольно мощная река, могущая сильно размыть свои берега, снести вместе с берегом и городища и селища поблизости от них. Позднее, уже после варягов, желающих пограбить тоже было немало. На богатые, благодатные земли Великого Новогорода завистливо поглядывали тверские, ростово-суздальские, московские князья. И тоже «хаживали» за Медведицу (порубежную речку) отнюдь не с мирными целями: грабили, жгли городки и селения, угоняли население в плен. Булгары, хазары охотно покупали пленных как рабов. Рабы те были крепкими мужиками разных племен, дородными их бабами и красивыми молодыми девушками. Пушнина, мед, воск, деготь, рабы очень были нужны, если не у булгар и хазар, то в далекой Персии уж непременно. А туда на своих стругах и ладьях хаживали не только вездесущие викинги-варяги, а и русские торговые люди. Наш славный земляк Афанасий Никитин, например, тоже в Индии и Персии побывал и даже книгу написал «Хожение за три моря». В предполагаемой книжице далеко не в научной форме, а скорее в виде сказочных былей, предлагаются сюжеты из далекой древности на берегах Медведицы. Над этими сюжетами трудились издавна тверские археологи, историки, писатели, краеведы, местные старожилы, охотники, крестьяне, рыболовы. Их имена по возможности указываются в примечаниях. Именно, местные обитатели на р.Медведица были первыми, кто давал названия рекам, ручьям, родникам, урочищам, лесам и населенным пунктам на ее берегах. В них они отражали имена первых поселенцев, характеристики местечек, а также памятные события в их духовной, культурной и материальной жизни. Первыми обнаруживали они и курганы, и кладбища в своих местах. Первыми из уст в уста передавали легенды, мифы, предания, сказки и были. Это уж потом, по их «наводке» шли за ними ученые, исследователи, краеведы. Предлагаемую книжицу в силу всего сказанного можно считать произведением народного творчества, коллективным трудом, т.е. сюжетами, объединенными составителем сборника с привлечением его личной фантазии. Надежда на то, что сборник будет интересен детям и взрослым.
Т.Кременецкая.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |