MENU
Главная » 2017 » Май » 28 » На берегах Медведицы. Дед Митрий.
10:01
На берегах Медведицы. Дед Митрий.

С незапамятных времен стояла рядом с Диланово к северу у дремучего соснового бора деревня Дмитровка. Легко сказать – стояла, но непросто было ей там встать. Прежде того, как этому случиться, приплыли на ладьях (лодьях) с новгородской стороны, в полную воду по реке Медведице, русобородые и высокорослые славяне с озера Ильмень. Были то молодые мужики в длинных льняных рубахах, подвязанных плетеными цветными поясками, в портах из грубой рогожи, онучах и лаптях. И как причалили к берегу, так достали свои топоры и начали сосны рубить, бревна шкурить, пни корчевать и жечь их вместе с ветками. На месте пепелища собирались пашню сохой распахать для зерновых, льна и репы, а рядом с ней избы поставить. Сначала в ладьях жили, на кострах еду готовили, а когда избы срубили, печи в них из глины и песка сложили, и стали в избах тех жить.

Первыми поселилось митричи – родня старого, но еще сильного деда Митрия. Место им понравилось – леса с пушным зверем, боровой дичью, река рыбная, да и земля под пашню еще не истощенная. С той поры стала славянская деревня Дмитровкой зваться и несколько столетий пребывать в составе Каменского стана Бежецкого Верха Великого Новгорода. Так жила деревня, в которой славяне роднились с женками из финского народа меря, довольно долго, став уже русской. Но, в результате моровых поветрий, многих разорений от литовцев, татар, тверских и московских князей, пришла деревня в запустение и в 17 веке приняла на свои земли переселенных из Выборгской губернии карел.

В 1859 году деревня была во владении помещиков Голенищевых – Кутузовых и стояло в ней всего 5 дворов и жило в них 32 человека.

К 1887 году деревня приросла дворами до 13 и стало в ней жить уже 55 человек бывших помещичьих крестьян.

В это время проживал в деревне потомок первопоселенца Дмитрия старый дед Митрий, который многое помнил и многое знал о старине и древних временах, и особенно о по соседству стоящей деревне Городок. Дед был грамотный, любил книжки читать. В округе его называли грамотеем и книгочеем. Дружил он с мужиками соседней деревни Диланово и знал, что у дилановцев есть у кого-то волшебный посошок. Пришел он как-то туда на праздник Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в Иванов день, 7 июля и спросил у деревенских: у кого из них волшебный посошок хранится. Те и отвечают: у нас его давно не видали, про него и не слыхали.

Вскоре приснился деду Митрию сон: в старой, пустой, заброшенной избе, на краю Диланова, у леса, в красном углу, под иконой Иоанна – Воина осиновый посошок стоит и от него к окошку и киоту с иконой паутина тянется. Дай, думает дед, схожу, посошок испытаю, проверю, там ли он и что собой представляет. Пошел в Диланово, заброшенный дом нашел, а в нем к арсном углу под Иконой-Воина посошок в паутине обнаружил. Из дома того говорили, солдат на войну ушел и не вернулся, а семья в Баскаки к родным ушла. Взял посох и с той поры не расставался он с этим посошком, так как он волшебным оказался: стал рассказывать тихим старческим голоском про всякую старину и древности.

Поведал ему посошок однажды, когда дед Митрий пришел в деревню городок, всего один раз поведал: «Посмотри, старче, какой простор с Городка открывается: направо речка Каменка среди лесов и лугов извивается; налево и перед тобой Медведица в песчаных берегах свои воды струит. Стоит Городок на месте нагорном, высоком, сухом. Сзади леса дремучие к нему подходят.

Самое место для укрепленного Городка подходящее. Твои предки, новгородские славяне с озера Ильмень облюбовали это место для охраны и защиты новгородских земель от варяжских гостей непрошенных, соседних князей ростовских, суздальских и тверских, которым покоя не давали пушные, рыбные угодья, а также плодородные земли Бежецкого Верха; посему и не прочь были пограбить поселян здешних.

Укрепили Городок новгородцы бревенчатой стеной землебитной, башнями смотровыми. Ров вырыли вокруг стены, а за ним – вал из глины и камней сложили. Внутри городка княжескую дружину с наместником его в избах разместили. Склады-лабазы для оружия, продовольствия и всякой снасти поставили. Ворота, кованные железом со стороны леса в стену врезали.

Вокруг Городка со временем деревни – селища появились: Якимково, Соколово, Горолысово, Матренино, твоя Дмитровка, Диланово, Святое.

На случай грабежа сухие колодцы потайные с ходами боковыми прокопали, стенки их камнем облицовали, цементом их укрепили. На случай осады прятали там продовольствие, казну, оружие, пушные сборы, мед, воск, деготь, снаряжение всякое.

Только дозорные с башен завидят врагов приближение на стругах, ладьях или пешим ходом на конях, сразу факелы на башнях зажигают, сигнал окрестным поселянам подают, чтобы значит в городок бежали, на его защиту вставали.

Было так несколько столетий, пока татары в наши края не нагрянули, да тверские князья на новгородских не озлобились.

Ограблен, сожжен городок был в 13 веке. От этого времени и слой углей под городковской землей остался и камни обожженные среди них».

Старческий голос в посошке прервался, умолк вовсе, и как ни стучал Митрий посошком по земле, по камню, на котором сидел, ни звука более не услышал.

Пришел Митрий домой в Дмитровку сам не свой, разволнованный, бросился в красный угол своей избы, зажег лампадку перед образом спасителя и стал в молитве просить Вседержителя открыть ему тайну гибели и название погибшего городка.

И вдруг услышал в ответ от доселе молчавшего посошка, что под иконой Иоанна Воина стоял: назывался град тот Городец-Палец, что волость Каменского стана Бежецкой пятины была Великого Новгорода…

 

Источники: Ф.Н.Глинка – рукописные труды о древностях Тверской Карелии. Архив в Твери (ГАТО) В.В.Годовицын. Рассказы о тверской истории. – Тверь: Книжный клуб, 1992.

А.И.Михайлов. Очерки по истории Бежецкого края. Новгородский период. – Историко-краеведческий альманах Бежецкий край №1, 2011. Изд. «Ванчакова линия», 2011 г.

 

 

Просмотров: 392 | Добавил: kremeneckaya | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz