21:43 На берегах Медведицы. Язычники или христиане? | |
Задумываться стал дел Митрий о своих предках-новгородцах в сожженном Городке: кто они были по вере своей; во многих ли богов верили, как язычники или во Единого, в которого все христиане верят, а стало быть и Митрий верует. Дед знал Священное писание и ведал о том, как Бог наказывал язычников за их упорное поклонение идолам и истуканам, насылал на них саранчу, огонь истребляющий, моры и войны. Уж не от того ли погиб Городок с землебитными стенами на реке Медведица, что наслал на него Единый Бог беду страшную: татар ли или своих единокровных – тверских князей, на погибель и разорение? Но, вроде бы татарам жечь город невыгодно было… Ну сожгут, а дань то кто платить будет пушниной, воском, дегтем, серебром или золотом? Невыгодно татарам сжигать городок, тем более рядом с собой с Баскаках. Как в округе народ говорил, татарские сборщики дани в Баскаках жили, неподёлу от Городка. Такм и Кунье болото рядом. Видно, куницы много было в тех краях. Да и горушка – курганы тамошние ученые люди относили к 12-13 веку, когда городок на Медведице еще не разоренный стоял. Среди славян-язычников, которые в своих курганах покойников хоронили и жили те баскаки. Это позднее их христианский князь Боголюбский побил в местечке под названием «Татарское побоище»; в память о нем и бор рядом с Баскаками назвали Боголюбово. О князе том или другом еще одно место народ помнит – Княжеский Холм. Помогали, видать, князю окрестные деревни вокруг Баскак, особенно мужики-охотники из деревни Мужево, где тоже видать умелые воины - славяне жили. Скорей всего, разорил и пожег Городок тверской князь, что пришел с юга из-за реки Медведица. Ему Новгородский сторожевой и боевой Городок, с юга охранявший Бежецкий богатый Верх, был большой помехой в притязании на богатства Бежецкого края. Стал дед читать новгородские летописи, дабы грамотеем слыл на всю округу, и вычитал их них то, о чем и сам думал. В 1272 году тверской князь Святослав Ярославович подверг бежецкие земли жестокому разорению. Городок на Медведице он стороной обойти не мог, да и не хотел, дабы там в лабазах много чего сохранялось. Да и в тылу у себя боевых новгородцев оставлять опасно было. Взял он этот городок штурмом, ограбил и пожёг. Часть жителей все же спаслась бегством. Одни, возможно, укрылись в лесу в урочище Перстово, другие - на реке Сельнице, выстроив со временем деревню Пальцево. Перстово, почитай, что Пальцево, от слова перст проиходит. Это они так называли свои деревни в память о Городце-Пальце. Но, кто же были пальцевские в Городке, в кого верили? Долго еще в округе поговаривали, что на городище находили камни обгорелые в форме птиц и иных зверей; что в Горолысове рядом с Городком, на Лысой горе, значит, ведьмы жили, там шабаш свой чинили. Округа полнилась колдунами, чародеями, упырями, вурдалаками – то есть скопищем нечистых духов. Находили там и круговины обрядовых камней, а главное, поблизости от Городка курганов и по сей день много в Кидомле, в Кузнецово, Каменке, Баскаках, в Мужеве. Ведомо, что не христиане, а язычники хоронили умерших в курганах, обкладывая у основания камнями-валунами или плитами. Неспроста, видно, это делали. Вроде бы, как кольцами-оберегами курганы свои замыкали… В курганах тех ни одного покойника, говорили, не найдено было, а всё больше сожженные косточки схоронены. И порешил дед Митрий, что жили в Городце-Пальце язычники, идолопоклонники, не знавшие Единого Бога. В Новгороде Великом – то давно ильменские славяне крестились во Единого, а вот в бежецких краях беглые новгородцы еще долго упорствовали в идолопоклонстве, как и соседи их, меря и весь. Последние даже мятежи устраивали, убивая православных священников еще в 13 веке. Но, рассуждая так, дед Митрий всё же не совсем уверен был. Посошок же упорно молчал после того, как дед с ним в Городке побывал.
Источники: Ф.Н.Глинка «О древностях Тверской Карелии». Рукописи ГАТО, Тверь. о.Иоанн Постников. Бежецкий Верх. Историко-географический очерк. Сборник. Литературное и краеведческое наследие о.Иоанна Постникова. ООО «Издательство «Триада», 2012г. Экспедиции краеведческого клуба «Медведица». Сообщения на собраниях клуба любителей Рамешковской старины.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |