16:05 На берегах Медведицы. Крещение язычников. | |
Митрий знал, что почитаемым предком мерян в их уголке на реке Медведице был Дил, от которого и пошло название деревни Диланово. Но, потомки его, смешавшись со славянами, уже называли себя русскими. Про диловский волшебный посошок они давно позабыли, как и предков своих. А ведь нехорошо это, - думал Митрий. Предки нам свою кровь, силу, знания дали, наконец, землю нам для жизни трудом своим обиходили, нет, никак негоже их забывать. И решил пойти он в Диланово, в котором обрел волшебный посошок, разузнать через него, как крестились язычники на берегах Медведицы. Народ в Диланове своей задумчивостью Митрий смущать не стал, а сел на камень вблизи реки, стукнул по лужку посошком три раза и приготовился слушать, как крестились идолопоклонники в этих местах. Не сразу заговорил посошок. «В мерянское селение пришла тревожная весть: к ним едут служители нового бога, которые уже сожгли славянских идолов. Воспротивились этому гордые славяне. Кинулись было собирать добро, да в насады грузить, чтобы уйти на другое место. Воины киевского князя, пришедшие с новым богом, те насады порубили, да и заводилам по хребтам досталось. Нет-нет, успокоились славяне. Раздумали: старые боги, новые ли, а топором махать, поле орать, деток растить – всё равно самим надобно. Посмеялись тогда над ними меряне: дескать какие незавидные славянские боги, одного нового бога одолеть не могли. Теперь вот и к ним он идет. Осердятся старые мерянские боги, нашлют на меря беды. Верховный хранитель богов мерян стал подбивать вопящих от ужаса баб и кричащих мужиков уходить отсюда. Но, Дил не собирался спешить уходить. Он хорошо помнил киевских русичей, которые в войне с греками спасли его жизнь. Думал: боги хороши, когда сам не лежишь у очага, как ленивый пес. Да и от славян по жизни меря многому полезному научились. Решил, что не уйдет из селения. Уйти никогда не поздно, если худо будет. И вот наступил день, когда по реке, в насадах сверху приплыли: с крестом на груди, в темной одежде незнакомый мужичок с длинной седой бородой, при нем орава славян знакомых и незнакомых, воинов и других, в длинных, как у женок юбках. Все меряне высыпали на берег. Обратился к ним мужичок с крестом: «Славный народ меря! Киевский князь, ваш господин и защитник, говорит вам: только дикие народы продолжают верить в гром, молнию, огонь, леших, нечистую силу, выставляя своим богам нелепые идолы и поклоняясь им. По примеру других народов славяне отказались от старых богов и веруют богу единому, как весь христианский мир. Прошлое лето вы видели крещение славян русичей. Лишившись своих идолов, погибли разве они? Нет! Новый бог взял их под свою защиту, и не было никакого зла от повергнутых деревянных чурбанов, ибо не было в них силы, одна лишь лжа. Приняв крещение, вы сделаетесь как русичи. Будете с нами одной веры. Поняли меряне только одно, что они будут как славяне, а это было им по душе. Затем долго еще говорил человек с крестом, но меряне опять ничего не поняли, кроме того, что они, если поверят в бога единого, то станут как сильные да умелые славяне. А родниться с ними было большой удачей в их роду. После своих речений человек с крестом двинулся с блестящей чашей в толпу мерян, окропляя их водой. Затем молвил: «Нарекаю Вас новыми именами. Женки будут зваться Марья, Агафья, Матрена, Прасковья, Анна. При этом он останавливался около каждой женщины и надевал им, замершим от ужаса и страха, маленькие крестики, подвязанные к льняным ниткам. Говорил, что кто будет помнить новое имя и откликаться на него, того защитит бог от всяких бед и несчастий. Верховный же хранитель мерянских богов, Глум из толпы ускользнул и ночью всё-таки увлек за собой часть мерян, срубив в лесу насады, и спустился на них по Медведице к Волге в Ростовское княжество. Вскоре наступившие лихие годины: набеги татар, литовцев, ростовских и тверских соседних князей вынудили меря теснее сблизиться со славянами в борьбе против наседавших на них грабителей и разорителей. И христианский Бог стал им действительно помогать. На этом посошок умолк. В этот день дед Митрий в последний раз выслушал его сказ. Вскоре он заболел и стал готовиться к смерти, вспоминать свои хрехи. Вспомнил, что посошок взял из пустого, заброшенного дома в Диланово без спроса. Попросил ребятишек отнести его в тот дом и поставить, как прежде, в красном углу. Но выполнили ли они его просьбу, так и не узнал, умерши. Поскольку дмитровские крестьяне посещали церкви Михайлово-Прудовского погоста, там, на церковном кладбище и схоронили они Митрия. Поставили на его могиле деревянный крест, который лет через 40 упал и могила книгочея-грамотея затерялась, как и его отчество и фамилия. О его волшебном посошке никто ничего с той поры не слыхал.
Источник: В.В.Годовицин. Рассказы о тверской истории. – Тверь: Книжн.клуб. 1992.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |