MENU
Главная » 2017 » Июль » 24 » На берегах Медведицы.Сказительница Матрена.
11:42
На берегах Медведицы.Сказительница Матрена.

В деревне Матренино, окруженной со всех сторон лесом, на берегу безымянного ручья, вытекающего из болота, некогда жила известная всей округе сказительница. Так знала она и хорошо помнила события давней старины, что любознательный и любопытный деревенский люд тянулся к ней, особенно ребятишки. Она любила рассказывать: людей и детей охотно привечала; обычно ставила самовар, усаживала всех на лавки за большой дубовый стол, поила чаем и сотовым медом, а потом по просьбе людей начинала «сказывать».

В красном углу ее избы всегда горела лампадка, на слушателей строго смотрел Николай Чудотворец, а Матрена начинала, перекрестившись, сказывать про всякие чудеса в своем лесу. Как она говорила, в роду ее было много богомольцев-странников, которые с посохом и котомкой за плечами пешком ходили в Соловецкую и Выговскую обители и даже были на Валааме в Карелии.

Как известно, Матренино от Горолысово отделяет лес и поле. И откуда-то Матрена знала, что там на горе раньше было бесовское место, что жили там ведьмы. При этом жили среди людей и с виду не отличались от обыкновенных смертных, кроме небольшого, скрываемого ими хвостика. Были они вещими людьми, могущими предвидеть и предсказывать события, целить болезни. Называли их еще знахарями.

Называли их также колдунами, чародеями, кудесниками и волхвами, вещими женками.

Эти женки могли творить как добрые. Так и злые дела путем особых таинственных обрядов.

Делали они все это ведомыми им заклятиями. Свойствами трав, корений, различными снадобьями. Поэтому, слово очарованный значило заклятый, а заколдованный это тот, кого сделали жертвою волшебных чар. Но все эти волшебники, якобы, жили в далекой древности, когда люди поклонялись многим богам-страшным стихиям природы – молнии, грому, ветру, огню, воде, облакам.

Также Матрена упоминала, что лысая гора с огромными на ней кругами камней находилась рядом с деревней Городок. Но, когда народ в этих лесных местах был крещен, то люди научились защищать себя от всяких чар и разных заклятий крестным знамением, святой водой и молитвой к единому христианскому Богу. Поэтому, когда в этих местах распространилось христианство, ведьмы и колдуны стали их покидать и на прежней Лысой Горе возникла русская православная деревня Горолысово. Эти земли, ранее боярские, в 1572 году были переданы Троице-Сергиеву монастырю, и православный народ ходил в церковь в Рамешках, каждое лето 7 июля праздновал Иванов день – Рождество Иоанна Предтечи.

По рассказам Матрены их поля назывались Барские земли, Стригово поле, а лес – Зиношка.

Еще Матрена рассказывала о двух родниках, вытекавших из болот: Чернево и Дальний ручей. И маленьких водоемах-курпагах, и о поле с названием Мерлуга. Она говорила, что названия водоемов и поля – не русские, а остались с тех давних времен, когда в их местах жили какие-то другие народы, доверявшие ведьмам и колдунам. Сама она однажды чуть не утонула в болоте, но ее спас Николай Чудотворец, бросив ей несколько лесин. Она объясняла это тем, что очень его любила и почитала всегда, особенно по-доброму отмечая праздник своей деревни – Николу Зимнего 19 декабря. В этот день она пекла постные пироги с брусникой, картошкой и капустой, приглашала к себе соседей, дарила детям гостинцы, принимала у себя странников, нищих и калек. Болото, из которого выбралась чудом Матрена, деревенские потом назвали Матренинским. Надо полагать и сама деревня была названа в ее память.

Свою сказительницу Матрену деревенские по ее смерти проводили в последний путь на церковное кладбище Михайлово-Прудовского погоста и поставили на могиле деревянный крест. Он как и иные со временем сгнил и упал, и могила Матрены затерялась, как и ее имя и отчество.

В деревне Соколово еще не так давно старики помнили рассказ Матрены о том, что жил в ней давным-давно охотник на боровую и луговую дичь Парфен. Однажды он поймал подраненного молодого сокола-кречета, вылечил его. Сокол стал его другом и не желал покидать Парфена. Он стал добывать для Парфена куропаток, рябчиков, водяных курочек и другую дичь. Об этом соколе разузнал местный князь, пригласил Парфена на службу ловчим, поручил ему обучение соколиной охоте и со временем сделал его сокольничим – руководителем соколиной охоты в своем поместье. С той поры в память о сокольничем Парфене деревню его стали называть Соколово. Дескать, из их деревни пошла соколиная княжеская охота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники: А.Н.Афанасьев. Ведьмы, ведуны, упыри и оборотни. В кН. Древо жизни. Избранные статьи. «Современник». Москва, 1983.

Рамешковский район. Населенные пункты. Сборник статей. «Альба» Тверь, 2001г.

Просмотров: 378 | Добавил: kremeneckaya | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
<

uCoz