13:29 На берегах Медведицы. Волшебный посошок. | |
Давным-давно жил в деревне Диланово старый воин и охотник Дил. Был он мерянского племени. Что издавна селилось на берегах реки Медведица. Стояла деревенька Дила на берегу ручья в дремучем лесу, который назывался Заблудиха. Стояли в том же лесу огромные дубы. Был такой дуб и рядом с деревней Дила. Около него, за оградой из отструганных столбов и жердей стояли невысокие рубленные топором идолы. Высокий, огромный Дил один из всего рода, как ратник побывал в далеком граде русичей Киеве и получил там за ратную доблесть из рук киевского князя серебряную гривну. Носил он ее в виде обруча вокруг шеи. Дила все почитали в мерянской округе и даже хранитель мерянских богов и обычаев Глум побаивался его. Много повидал на своем веку Дил, много побродил как охотник по дремучим лесам, ходил охотиться на рысь, бобров, волков, а вот медведя, хозяина мерянской веси никогда не трогал, потому что уважал зверя за то, что сам он человека никогда не обижал, если тот первым его не обидит. Не любил зверь крика людей, шума от них, поэтому и уходил от них первым. В знак почтения к медведю носили мерянские мужики на ремнях у шеи либо когти, либо клыки зверя, как обереги от других лесных хищников. А бабы мерянские, женки охотников, носили на своих одеждах нашитые на них бубенчики, которые звякали, когда те собирали в лесу ягоды. Услышит их, бывало, медведь и первый уйдет с ягодного места. Помнил Дил, как в их местах появились статные. Русобородые, ясноглазые русичи, которые не обижая мерян, селились на берегах медведицы, строя свои городища и деревни рядом с ними. Умелые они были в разных ремеслах, рубили себе просторные, светлые, высокие жила. Поклонялись они, как и меряне, своим священным дубам, под которыми ставили деревянных своих богов, только по-другому их называли. Была у них неподалеку от городища своя священная роща из дубов. Посреди рощи-поляна, где стоял всех дубов родитель, всех богов хранитель – могучий старый дуб, а коло его – идолы – славянские боги. Рядом с рощей любили гулять и веселиться русичи, празднуя перелом зимы, приход весны, проводы лета. Для их парней и девок особо завлекательным был праздник во славу бога весеннего плодородия – Ярилы. С мерей, как хлебопашцами, рыбаками и охотниками славяне дружили и нередко защищали их от пролетных варягов, которые по высокой полной водой медведице скатывались на своих стругах в Волгу. Это были закованные в железо и сами как железо, твердые и безжалостные люди из далекого северного края. Они не упускали случая напасть на приречное селение, ограбить его и взять в полон женок и мужиков мерян. Поэтому меряне уходили от реки подальше в леса, выжигали там лес. На пепелище сохой пахали землю, строили свои низкие бревенчатые жила, начинали сеять рожь, овес, ячмень, репу, охотиться в лесах на пушного зверя, рыбачить на речках. Особенно рыбной была река Медведица. Ставили в в межень на ней и славяне и меря свои мережи: колья, переплетенные сучьями ивы, и жердями гнали по воде к этой мереже рыбу. Когда болели, охотники и рыбаки обращались к знахарям, ведунам и колдунам, которые, почитай, были в каждом селении. Те поили их заговоренными травами, давали им заговоры на хлеб, воду и соль, которые они должны были потребить. Считалось, что колдуны дружили со злыми духами – упырями, лешими, русалками, кикиморами, которые жили в основном в глухих лесах, болотах и урочищах. Колдунов боялись, сторонились, но и почитали как могущих нанести вред или пользу. Как-то Дил спас одного колдуна, когда на того в лесу прыгнула с ели рысь. Дил в это время был в лесу, проверяя силки с дичью. Рысь он убил, раны колдуна осушил от крови мохом, взвалил его на свои плечи и принес в свою деревню. Отлежался колдун в его жиле и, покидая его, оставив в нем осиновый посошок, сказал: «Это тебе, Дил, за мое спасение. Этот посошок будет тебе поводырем, с ним ты никогда на охоте не заблудишься. Он выведет тебя из любой трущебы или болота. Расскажет тебе про быль и небыль в любом месте, где ступит твоя нога. Только стукни им по земле три раза, подожди немного, а потом слушай, что расскажет он тебе своим тихим старческим голосом». Посошок этот Дил передал по наследству своим детям, внукам и правнукам, которые, породнившись со славянами, уже стали забывать свое мерянское прошлое, стали считать себя русскими. К тому времени деревня Дила по-русски стала называться Диланово.
Источник: В.В.Годовицын. Рассказы о тверской истории. Тверь. Книжный клуб, 1992.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |